Формирование здорового образа жизни как актуальная проблема образования

№ 190

Гульгена ХУСНУЛЛИНА, 

учитель начальных классов Аксубаевской средней школы №3

Современные условия жизни и профессиональной деятельности предъявляют исключительно высокие требования к состоянию здоровья, психической устойчивости, физическому развитию человека. Эффективность его творческой, профессиональной, спортивной деятельности полностью обусловлена здоровьем.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья

Состояние здоровья ребенка – важное условие успешного усвоения школьных программ по общеобразовательной подготовке. Всем хочется быть здоровыми и счастливыми и видеть такими детей. Как жить в ладу с самим собой, окружающим миром, людьми? Хорошее здоровье во все времена считалось величайшей ценностью, но лишь в последние годы установлено, что образ жизни определяет здоровье на 50 – 55%, но изменить его наиболее трудно. Нести ответственность за свое здоровье нужно учить с детских лет. Здоровье – это неоценимое счастье в жизни каждого человека. Широкое признание получило следующее определение здоровья: « Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.

Здоровый образ жизни создается и в школе, и в семье. Под общим контролем должны быть учебная нагрузка, режим дня, питание, двигательная активность, закаливающие процедуры, нервные нагрузки, психологический климат дома, в школе и в классе, взаимоотношения родителей и детей, учеников и учителей, виды и формы досуга, развлечения и интересы.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

– отказ от вредных привычек (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

– оптимальный двигательный режим;

– рациональное питание;

– закаливание;

– личная гигиена;

– положительные эмоции.

Современный учитель должен не только строить свой учебный процесс с учётом возраста, пола, специфики развития организма, физиологических и психологических процессов, но и использовать информацию по сохранению и укреплению здоровья в своей  педагогической деятельности. Как отметил академик Д.В.Колесов, «только при таком подходе может быть реализован принцип – здоровье через образование».

Систематическую и целенаправленную работу по формированию здорового образа жизни мы проводим на различных  уроках. Цель данной работы: научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы. Дети учатся гигиеническим навыкам, культуре поведения, правилам безопасной жизнедеятельности, получают некоторые сведения по анатомии и физиологии. С 1 класса ребята учатся беречь осанку, зрение и слух,

ухаживать за кожей и зубами.

С первого класса необходимо познакомить школьников с понятием «режим дня» и правильной его организацией. Учитель должен осуществлять личностную направленность обучения, создавать комфортные условия для школьников с учётом их индивидуальных психологических особенностей, ориентироваться на деятельностный подход в обучении, организовать результативную самостоятельную работу учащихся

Народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова». Трудно с этим не согласиться. Ни для кого не секрет, что здоровье детей в наше время резко ухудшилось. Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства – актуальная задача современного образования.

Одним из блоков воспитательной работы является спортивно-оздоровительное направление. Оно включает в себя различные формы внеурочной деятельности:

– организация и проведение спортивных соревнований;

– проведение экскурсий, походов;

– проведение занятий по программе внеурочной деятельности «Азбука здоровья»;

– организация проектной и исследовательской деятельности.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности учащихся удаётся:

– обеспечить высокий охват обучающихся школы регулярными занятиями физической культурой и спортом;

– увеличить объём двигательной активности детей;

– сформировать у обучающихся устойчивый интерес и осознанную потребность в сохранении и укреплении здоровья, а также практическом использовании умений и навыков, полученных во внеурочной деятельности;

– обеспечить рост физической и гигиенической культуры обучающихся, а также рост мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности и к ведению здорового образа жизни.

Правильное, рациональное питание – это, прежде всего регулярное питание. Молодой растущий организм нельзя ограничивать в еде. Важны не только количество потребляемой еды, но и ее состав и качество. Правильное питание является необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, поддержания нормального состояния кожных покровов. Классный руководитель должен убедить учеников в необходимости горячего питания во время школьных занятий и постоянно контролировать их. О необходимости правильного питания можно провести следующие классные часы: «Пища настоящего и будущего» «Приятного аппетита». Цель этих классных часов: показать учащимся, что здоровье людей зависит от знаний и самостоятельного выбора, что употреблять в пищу; углубить представление детей о рациональном питании. Растущий детский организм требует достаточной физической нагрузки. А между тем многие школьники не хотят заниматься физкультурой и спортом, они физически не активны, мало кто делает утреннюю гимнастику. А значит наша задача – вовлечь учащихся в различные спортивные секции, постоянно контролировать посещение учащимися уроков физической культуры. Добиваться, чтобы класс принимал активное участие в таких мероприятиях, как: спортивные соревнования по различным видам спорта, «День здоровья», «Осенняя спартакиада»  В зимнее время можно организовать лыжные прогулки.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.

Образование и здоровье – фундаментальные жизненные блага, качеством которых определяется не только уровень жизни отдельного человека, но и благополучие государства. Разработка и реализация мер по улучшению здоровья детей должны находиться в поле зрения не только детских врачей, родителей, но и педагогов. Стандарт указывает на результаты освоения основной образовательной программы: овладение сведениями, предметными и межпредметными понятиями, логическими действиями, умениями работать в информационной среде, решать задачи и проблемы, принимать и сохранять цели. Однако ребенок часто достигает этих результатов ценой потери собственного здоровья.

Важную роль в формировании здорового образа жизни детей играет семья. Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, веселыми, хорошо физически развитыми. Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе к физической культуре. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей. Если взрослые регулярно занимаются физической культурой и спортом, соблюдают режим, правила гигиены и закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю зарядку, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми. Поэтому педагогу необходимо вести просветительскую работу и с родителями учащихся.

Именно родители формируют у детей потребность в систематических занятиях физической культурой и в здоровом образе жизни. Помочь родителям в этом – задача педагога.

Формирование здорового образа жизни имеет своей конечной целью совершенствование условий жизни и жизнедеятельности на основе здоровьесберегающего обучения и воспитания. Осуществляя сознательную и целенаправленную здравотворческую деятельность, создавая среду обитания и деятельности, влияя на внешние условия, человек приобретает большую свободу и власть над собственной жизнью и обстоятельствами жизни, делая саму жизнь более плодотворной, здоровой и долголетней. Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов, имеющих подготовку по основам здоровьесбережения, формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.

Таким образом, основной задачей педагога, работающего над формированием здоровье сберегающей среды, является подготовка ребёнка к самостоятельной жизни. Учитель должен помочь каждому учащемуся стать нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье.

В заключении, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.Ж.Руссо хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».