Формирование  здорового образа жизни – как актуальная проблема образования

№ 195

Фарида ГАЛЯВИЕВА,

учитель географии и биологии высшей квалификационной категории средней школы № 171 г. Казани

Одной их важнейших проблем современного образования является проблема сохранения здоровья наций. Ее значимость подчеркивается в таких правительственных документах как Указ «О неотложных мерах по обеспечению здоровья наcеления Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации»  [5], Законе РФ «Об образовании»  [8, с. 51], а также ряде других.

Все это говорит о том, что задача сохранения здоровья – это задача государственного уровня. Однако ее решение должно ложиться на каждого из нас, а если речь идет о подрастающем поколении, то ее решением должны заниматься, прежде всего родители и учителя. Ведь общеизвестно, что здоровье человека на 50 % связано с его образом жизни.

Отправляя детей в школу, любой из родителей хочет,  чтобы его ребенок хорошо учился, становился самостоятельным, при этом забывая о сохранении здоровья ребенка, а ведь именно в раннем возрасте и закладываются основы здоровья и потребность в здоровом образе жизни.

Сегодня важной задачей образования является сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребёнка, полноценное физическое и психологическое развитие учащихся в соответствии с возрастом. Соcтояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в учебном заведении, санитарно- гигиеническое соcтояние помещений, освещённость и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения, материально- техническое оснащение, организация учебно-воспитательного процесса).

В образовательных учреждениях надо уделяет большое внимание проблеме охраны жизни и здоровья детей, так как ученик  проводит значительную часть своeй жизни в школе. И оттого, как будет организован образ жизни учащихся на протяжении всего учебного дня, какие будут созданы условия для сохранения и укрепления здоровья в этот ответственный период роста и развития детей, будет зависеть, выйдут ли учащиеся из стен школы практически здоровыми или будут иметь ограничения в свободном выборе профессии из-за плохого здоровья.

Какие меры необходимо принимать человеку, чтобы каждая часть его здоровья была сохранена? Физическим здоровым считается человек, который редко болеет, у него хорошая иммунная система, физически развит и закален, и, что особенно важно, стремится к сохранению и упрочению своего здоровья.

Одно из направлений в решении этого вопроса принадлежит соблюдению режима дня, организации отдыха.

Правильно организованный режим дня способствует установлению физиологического равновесия организма со средой, в которой осуществляются воспитание и обучение, так как он основан на всестороннем учете особенностей роста, развития, условий жизни ребенка. Поскольку все процессы в организме носят ритмический характер, регулярность отдельных элементов режима и их чередование способствуют нормальному функционированию и четкому взаимодействию всех органов и систем.

Укрепление иммунной системы – это из основных факторов сохранения здоровья. Физическая активность, закаливание, соблюдение правил личной гигиены, водные процедуры, отказ от вредных привычек, правильное питание – все эти условия способствуют этому.

Немаловажным фактором сохранения здоровья является закаливание. Оно укрепляет защитные силы организма, повышает тонус центральной нервной системы, улучшает кровоснабжение и работу мышц, нормализует обмен веществ. Закаленные дети лучше переносят перепады температуры, реже болеют простудными заболеваниями. Существуют следующие виды закаливания: закаливание солнцем, воздухом, водой, обливание, полоскание горла, купание.

Привычки играют значительную роль в сохранении здоровья человека. Одни из них сохраняют здоровье, другие разрушают его. К ним относятся употребление психоактивных веществ, табакокурение. Наши дети подходят к трудному подростковому возраcту. В этот период меняются их жизненные приоритеты.

Алкоголь обладает наркотическим воздействием. В небольших дозах он поднимает настроение, вызывает чувство облегчения. Но в дальнейшем наступают симптомы отравления, о которых ребенку надо также рассказать. Опасность употребления алкоголя подростками состоит еще и в том, что он вызывает агрессивность.

Наркотик вызывает чрезвычайно опасную болезнь, трудно поддающуюся лечению – наркоманию. Часто попробовав наркотик только один раз, человек уже не может обойтись без него. Наркотик поражает все органы человека, разрушает иммунную систему. Но мало будет просто рассказать детям о воздействии табака, алкоголя, наркотиков на организм. Взрослым нужно стараться сохранить с ними доверительные отношения. А самое важное – научить его находить удовольствие в другом, например, в творчестве, спорте, общении. И сколько бы мы не говорили об этом, воспитание потребности в здоровом образе жизни идет от семьи.

Говоря о формировании здорового образа жизни, нельзя не сказать об уроках физической культуры. Физическая подготовка является фундаментальной частью оздоровительного воспитания. Уроки физкультуры решают свои сугубо специфические задачи (как и другие общеобразовательные дисциплины), определенные данному предмету.

Основной формой организации учебного процесса является урок, на котором закладываются основы здорового образа жизни. Педагоги используют различные здоровьесберегающие технологии: личностно ориентированную, развивающую, информационные, проектно-исследовательские, интерактивные. Интеграция информационных технологий с другими технологиями и методами обучения способствуют экономии учебного времени, позволяют уменьшить объём учебных нагрузок, увеличить образовательные возможности учащихся. Обязательным условием эффективности каждого урока является выполнение требований СанПиНа.

Необходимо чувствовать момент наступления усталости учащихся и строго выполнять гигиенические требования к организации урока: плотность урока, количество и смена видов деятельности, разнообразие и чередование методов и приёмов, наличие эмоциональных разрядок, уместность применения ИКТ, а также контроль оcанки, зрения.

Большой эффект в этом вопросе дает использование различных форм двигательной активности. Во время учебных занятий мы не можем уделить этому много времени, поэтому такая работа должна проводиться во внеурочное время. Следующим фактором сохранения здоровья является полноценное сбалансированное питание.

Сбалансированное горячее питание, спортивные занятия, в т.ч. внеурочные, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни – всё это залог здоровья. Насыщенная, интересная и увлекательная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья.

Литература

  1. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. – М.: Сталкер, 2004, 502 с.
  2. Березин И.П., Дергачев Ю.В. Школа здоровья. – Минск: Вышейшая школа, 2004, 303 с.
  3. Жирова Т.М. Развитие ценностей здорового образа жизни школьников. – М.: Панорама, 2005, 144 с.
  4. Запорожченко В.Г. Образ жизни и вредные привычки. – М.: Медицина, 2004, 132 с.