Формирование экологической культуры дошкольников посредством проектной деятельности

Зульфия ГАРИФУЛИНА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада №153 г. Казани

Говорят, что чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Если человек чувствует ответственность за, то что его окружает, он будет выполнять совсем несложные правила: бросать мусор в урну, сортировать его и выбрасывать в разные контейнеры. Но такого человека нужно воспитать.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Каким же образом мы можем бороться с загрязнением своего родного края в рамках детского сада? Для того, чтобы обратить внимание на проблему загрязнения, и что нужно делать.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает пред педагогами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, нашим детским садом был разработан экологический проект на тему «Формирования экологического сознания у участников образовательного процесса путем обучения сортированию бытовых отходов». Из название этой темы, мной был разработан долгосрочный проект «Будущее нашей планеты в наших руках», также подготовила перспективный план.

Перспективное планирование разработано по тематическим блокам. Каждый блок включает в себя определенные темы. Длительность периода темы от одной до нескольких недель. Выявление проблемы экологического содержания темы периода является основанием для работы над проектом.

Вся запланированная работа способствует тому, чтобы ребенок из пассивного наблюдателя превратился в активного участника.

Экологическое воспитание детей прослеживается в интеграции с другими направлениями, но не выделяется как самостоятельное. В систему моей по экологическому образованию работы входит:

  1. Организованная образовательная деятельность.
  2. Предметно-пространственная развивающая среда.
  3. Взаимодействие с детьми в режиме дня.
  4. Вовлечение родителей в образовательный процесс.

Этапы проекта:

1-й этап – подготовительный

– Постановка мотивации, цели, задач по реализации проекта. Разработка плана реализации проекта.

– Подбор методической и художественно-экологической детской литературы, иллюстрационного материала, дидактических игр, наглядных материалов: фото и презентаций.

– Пополнение предметно-развивающей среды.

–Работа с родителями по сбору бросового материала для поделок с детьми.

2-й этап – основной (творческо-исследовательский). Взаимодействие с детьми.

Цель: выявление причин появления мусора; изучение способов сортировки, переработки и утилизации мусора.

План работы по реализации проекта

Познавательное развитие:

  1. Беседа «Земля – наш общий дом, и мы его спасём. Что можно сделать, чтобы мусора стало меньше?»

Цель: ознакомление детей с проблемами загрязнения окружающей среды; с возможностью вторичного использования мусора.

Задачи:

– дать детям представление о проблеме мусора в городе и деревне. Рассказать о вреде свалок для природы и человека;

– приучать детей к ответственному отношению к природе;

– донести до ребят важность этой проблемы и показать некоторые выходы из данной ситуации;

– предложить подумать над разрешением проблемы мусора силами ребят в детском саду и дома;

– продолжение формирования навыков культуры поведения в природе;

– расширение представлений о том, что в природе всё взаимосвязано.

Опытно-экспериментальная деятельность: проведение опыта «Вредный и полезный мусор» (для природы и человека).

Социально-коммуникативное развитие

  1. Помощь воспитателю в уборке участка от мусора.

Цель: воспитание трудолюбия, аккуратности, бережного отношения к окружающему.

  1. Дидактические игры «Собери мусор», «Сортируем мусор», «Что из чего сделано?» и т.д.

Цель: закрепить знание о материалах, из которых сделаны предметы.

  1. Просмотр мультфильма Фиксики-советы «Чему учит экология?».

Речевое развитие

  1. Чтение и обсуждение сказки Н.А.Рыжовой “Серая шапочка и красный волк”.

Цель: воспитывать любовь, уважительное и бережное отношение к окружающей нас природе; желание бережно относиться к ней.

  1. Чтение стихотворения «Мусорная фантазия» (А.Усачёв)

Цель: воспитывать любовь, уважительное и бережное отношение к окружающей нас природе; желание бережно относиться к ней.

  1. Отгадывание загадок.

Взаимодействие с родителями:

Консультация «Сделаем мир чище или вторая жизнь мусора».

Цель: систематизировать и закрепление знаний детей о проблеме загрязнения окружающей среды. Воспитывать чувства ответственности за свое поведение в окружающем мире.

Заключительный этап

Цель: осознание детьми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее.

  1. Организация по сбору макулатуры, ПЭТ отходов, батареек.
  2. Создание фотоотчета о проведенных мероприятиях.
  3. Участие в городском конкурсе «Эко-мода», международных конкурсах «Эко-школа/Зеленый флаг».
  4. Оформление эко-дорожки на участке детского сада.

Вывод

Многие родители заинтересовались творческим и познавательным проектом и приобщились к разделению мусора и возможностью сделать нашу природу чище и лучше. Они, так же, как и дети проявляли участие в работе по экологическому воспитанию, с интересом слушали рассказы детей и учились новому у своих детей. Даша смогла поделиться интересными идеями поделок из бросового материала, и дети экспериментировали дома, с родителями поделки и украшения, подарив мусорным отходам вторую жизнь.

В процессе практической деятельности дети поняли, что бросовый материал можно использовать, как вторсырье, познакомившись с проблемами загрязнения окружающей среды.