Формирование УУД на уроках русского языка

№ 140

(По учебнику «Русский язык» для VI класса под редакцией Е.А.Быстровой)

Светлана ШАГЕЕВА,

учитель русского языка и литературы I квалификационной категории гимназии №12 им. Ф.Аитовой г. Казани

Актуальность. Работа соответствует федеральной и региональной образовательной политике, тенденциям развития образования и современным подходам к преподаванию русского языка и литературы в условиях реализации требований ФГОС и Концепции преподавания русского языка и литературы в РФ. Формирование УУД у учащихся является основной проблемой при овладении русским языком.

Проблема. Учащиеся допускают ошибки в определении омонимов, паронимов, средств художественной выразительности, не используют в своей работе словари и справочники, затрудняются в определении многозначности слов, исконно-русских и заимствованных слов. Дети не разбираются(путают) виды УУД (регулятивные, коммуникативные, познавательные). В связи с этим необходимо разработать методические подходы к изучению слова и его значения с целью формирования у учащихся умений использования УУД.

Цель работы. Разработка примеров для формирования УУД; для создания условий активизации учебной деятельности школьников на уроках русского языка; по созданию оптимальных условий для получения высокого качества обучения: а именно научить школьников самостоятельно добывать знания и применять их на практике путем формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Темы, изучаемые в разделе «Лексика»:

  1. Слово и его значения
  2. Словари — наши друзья и помощники
  3. Слово в словаре
  4. Однозначные и многозначные слова
  5. Прямое и переносное значения слова
  6. Омонимы
  7. Синонимы
  8. Антонимы
  9. Паронимы
  10. Слова — средства художественной выразительности
  11. Устаревшие слова.
  12. Неологизмы.
  13. Слова общеупотребительные и ограниченного употребления.
  14. Диалектизмы.

Познавательные УУД

  1. 1.                Маленькие речки говорят, журчат, бегут. У каждой свой голос. Одна реченька шепчет, а другая звонко бурлит. И каждая о своем. Хочешь узнать лесные тайны – сядь и послушай, о чем журчит и поет лесная речонка.

1. Подбери из текста синонимы, однокоренные слова.

2. Напиши мини-сочинение «Какую историю может рассказать речка?» А что, если встретились две речки? Одна мчалась к морю с городской улицы, а другая – из соснового леса. Введи в свое сочинение диалог-беседу двух речек.

Эталон:

Синонимы: говорят, журчат, шепчет, бурлит, поет.

Однокоренные слова: речки, реченька, речонка.

Встретились у моря две речки. Одна была важной, городской, другая – простой, лесной.

– Куда так торопишься? – спрашивает лесная речка.

– Я не чета таким, как ты, – важно ответила городская речка. – Не видишь, я спешу. Посторонись!

– Хорошо в городе? – робко спрашивает лесная речонка. – Может, и мне там понравится?

– Очень! – только и ответила городская и помчалась дальше.

Посмотрела на нее лесная речка – и вдруг расхотелось ей в город. Как ты думаешь, почему?

  1. 2.                Из местной газеты «Казанские ведомости» подберите примеры заголовков статей, содержащих метафоры.

Эталон:

1)                Источник вдохновения. (Статья о гаджетах)

2)                Ваша пристань в океане мебели! (Статья о новой мебели)

3)                Удар по тыкве. (Статья о том, что казанским школьникам запретили отмечать Хеллоуин)

  1. 3.                Внимательно изучи, как строится словарная статья толкового словаря С.И.Ожегова. Составь алгоритм «Построение словарной статьи толкового словаря». Сравни свой алгоритм с эталоном.

Эталон:

А.              Все слова размещены в алфавитном порядке.

Б.                Каждая статья начинается со слова, толкование которого приводится в словаре.

В.               Слово дано в начальной форме, в нем поставлено ударение.

Г.                В статье указаны грамматические характеристики слова, приведены примеры использования слова в речи.

  1. 4.                Подберите эпитеты, олицетворения и метафоры к географическим объектам: Нева, Обь, Казань, Сочи, Каспий, Енисей.

Эталон: в гранит оделася Нева, славная Обь, красивая Казань, богатый Сочи, широко река неслась, пустынные волны Каспия.

  1. 5.                Найдите в Интернете значение слова «меценат», расскажи об одном из них.

Эталон: Меценат – лицо, способствующее на добровольной и безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств.

Свою первую коллекцию купец Павел Третьяков начал собирать еще в детстве: он покупал гравюры и литографии в небольших лавках на рынке. Благотворитель организовал приют для вдов и сирот неимущих художников и поддерживал многих живописцев, покупая и заказывая у них картины. Всерьез о собственной галерее искусств меценат задумался в 20 лет, после посещения петербургского Эрмитажа. Картины «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова положили начало собранию русской живописи Павла Третьякова.

Уже через 11 лет после приобретения первых полотен в галерее купца было более тысячи картин, почти пять сотен рисунков и десять скульптур. К 40 годам его коллекция стала настолько обширной, в том числе и благодаря собранию брата, Сергея Третьякова, что коллекционер решил построить для него отдельное здание. Тогда же он передал ее в дар родному городу — Москве. Сегодня в Третьяковской галерее находится одна из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства.

  1. 6.                Создай словарь слов, которые будут связаны с космосом, расположи их в алфавитном порядке и объясни.

Гала́ктика – гравитационно-связанная система из звезд и звездных скоплений, межзвездного газа и пыли, и темной материи. Все объекты в составе галактики участвуют в движении относительно общего центра масс.

Гравита́ция (притяже́ние, всеми́рное тяготе́ние, тяготе́ние) (от лат. gravitas – «тяжесть») — универсальное фундаментальное взаимодействие между всеми материальными телами.

Звезда́ – массивный газовый шар, излучающий свет и удерживаемый в состоянии равновесия силами собственной гравитации и внутренним давлением, в недрах которого происходят (или происходили ранее) реакции термоядерного синтеза.

Плане́та – это небесное тело, вращающееся по орбите вокруг звезды или ее остатков, достаточно массивное.

  1. 7.                Используя ресурсы Интернета,  подбери 5 – 6 примеров названий художественных произведений, состоящих из антонимов.

Эталон:

  • «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • «На суше на море»
  • «Дни и ночи»
  • «Свой среди чужих, чужой среди своих»
  • «Маленькая хозяйка большого дома»
  • «Далекое – близкое»
  1. 8.                Составь словарь литературных эпитетов к слову «дом», прочитав стихотворения С. Есенина, В. Маяковского, Е.Евтушенко о доме.

Эталон:

С.Есенин: безмерный, серьезный, любимый, стройный.

Е.Евтушенко: порядочный, родной, родительский, честный.

В.Маяковский: основательный, сильный, светлый, дорогой.

  1. 9.                Найди в Интернете в библиотеке пословицы и поговорки о книге, запиши их. Выбери одну понравившуюся пословицу и объясни её.

Эталон:

В доме ни одной книжки – плохи у хозяина детишки.

В книге ищи не буквы, а мысли.

Выбирай книгу так, как выбираешь друга.

Дом без книги – день без солнца

Книга – лучший товарищ.

Написано пером – не вырубишь топором.

С книгой поведешься – ума наберешься.

  1. 10.            Представьте, что ваш старший брат любит читать книги и писать письма. В своем письме он посоветовал вам прочитать книгу А.Гайдара «Тимур и его команда». Прочитайте отрывок и найдите в нем слова разговорной лексики. Объясните, для чего они употреблены, и напишите все в ответном письме.

Эх, и надоела мне эта собачья жизнь! Всё равно, ежели хоть не найду своего дома, ото всех сил буду стараться куда-нибудь пристроиться – к сапожнику в ученики либо в подшивалки, – уж где-нибудь, а приткнусь. Трудно хоть, но если захочешь, то всё-таки на хороший путь вывернешься.

Эталон: ежели, ото всех сил, подшивалки, приткнусь.

  1. 11.            Расскажите об омонимах по плану:
  • Определение понятия.
  • Отличие омонимов друг от друга.
  • Различие  употребления в речи.
  • Эмоциональная окраска омонимов.
  • Сочетаемость омонимов с другими словами.
  • Роль омонимов в речи.
  1. 12.            Сравните омонимы и многозначные слова по алгоритму:
  • выделить у объектов признаки, по которым будет проводиться сравнение;
  • вписать сходные признаки;
  • выявить различные признаки;
  • сделать вывод.
Параметры для сравнения Многозначные слова Омонимы
Имеют сходный признак, общую смысловую связь Имеют Не имеют
Морфемный состав Пищутся одинаково Пишутся одинаково
Словарные статьи Общая словарная статья Разные словарные статьи

 

  1. 13.            Рассмотрите рисунок. Используя слова общеупотребительные и ограниченного употребления, напишите диалог, который мог бы состояться между детьми?

 

  1. 14.           Прочитайте отрывок из рассказа и, используя архаизмы, историзмы и диалектные слова, напишите продолжение. Озаглавьте свой рассказ.

Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовётся Советской страной… (А.Гайдар «Тимур и его команда»)

  1. 15.            Представьте, что вы – неологизм. Что бы вы рассказали о себе? Чем бы похвастались?

Я неологизм, новизна которого ощущается говорящими. Люблю возникать как названия для новых предметов, понятий, не имеющих еще определений в языке, или как что-то новое для уже существующих явлений, например, тьютор. Также могу быть индивидуально-авторским, к примеру, огончарован.

Коммуниктивные УУД:

  1. Составь инструкцию «Как найти метафоры в тексте?»

Эталон:

1. Метафора – это тоже сравнение, но скрытое. Как это понять? В этом сравнении есть только одна частьс чем сравнивают или что сравнивают. Либо сразу дано сравнение без помощи союзов (например, «костер рябины»).

2. Значение метафорыпереносное, поэтому мы «не сможем увидеть это, не сможем нарисовать».

3. Ищите существительное в переносном смысле (например, «гвоздик сирени» – здесь нет того, что сравнивают сирень, а есть только, с чем сравнивают – с гвоздиком).

4. Ищите глагол в переносном смысле (например, «стихи потекут»здесь нет, с чем сравниваютс течением воды, а есть только что сравниваютстихи).

  1. Составь описание памятника А.П.Гайдара и фактов из его биографии с использованием изобразительно-выразительных средств.

 

Эталон:

Аркадий Голиков был физически крепким и рослым парнем, и после некоторых колебаний его приняли на киевские командные курсы. Ему пришлось воевать и на Украине, и на польском фронте, и на Кавказе. В четырнадцать с половиной лет он командовал на петлюровском фронте ротой курсантов, а в семнадцать — был командиром отдельного полка по борьбе с бандитизмом.

Гражданская война охватила всю страну, дошла и до Сибири. Туда и направили Гайдара – бороться с бандитами, которые, пользуясь  тем, что в стране беспорядок и разруха, чинили своеволие  и устанавливали свою власть в отдалённых уголках страны.  Именно там будущий писатель получил прозвище, ставшее впоследствии его литературным псевдонимом.   

Памятник простой, но достаточно выразительный. Основанием памятника служит постамент, облицованный строгим гранитом. На писателе  неизменная военная форма, а жесткий устремленный вперед взгляд  выдает напряженную работу мысли. На постаменте закреплена памятная табличка. Бюст изготовлен Ижевскими художественными мастерскими, установлен в Хабаровске.

3. Расскажите всё, что вы знаете о лексике по плану:

1) Что это такое?

2) Что обозначает?

3) На какие группы делится?

4) Какие бывают разряды слов по происхождению?

5) Устаревшие слова и неологизмы.

6) Лексика ограниченной сферы употребления.

4. Составить словарь синонимов цветовой гаммы.

Эталон:

Красный – алый, багряный, пурпуровый, багровый, пунцовый, румяный, рыжий, червленый.

Зеленый – молодой, ранний, юный, бледный, начинающий, неопытный, зеленоватый.

Коричневый – шоколадный, бурый, караковый, карий.

5. В социальных сетях вы познакомились со сверстниками из далекой Америки. Вам хочется поделиться восхищением от красоты осенней русской природы. Фотографии нет. Попытайтесь составить словесную зарисовку. Она должна быть небольшой по объему. (Не более 50 слов.)

Эталон:

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы. Их аромат напоминает об ушедшем лете. Печаль и грусть плывут над полями и лугами, и только молодые озимые посевы ярко и весело сверкают изумрудной зеленью всходов среди серости и желтизны.

6. Составьте синквейн на тему «Лексика».

Эталон:

Лексика

Богатая, интересная

Расширяет, углубляет, интригует

Раздел науки о языке

Словарный запас

7. Представьте себя в роли учителя, составь вопросы по теме «Лексика».

Эталон:

  • Какие слова называют диалектизмами?
  • Какую лексику можно отнести к общеупотребительной?
  • Что такое переносное значение слова?
  • Что такое многозначность?

8. Напиши заметку для школьной газеты «Зеленая лампа» на тему «Нужно ли изучать раздел науки о языке «Лексика»?

Эталон:

Русский язык – один из богатейших языков в мире. Богатство русского языка заключается в его лексическом многообразии. Обогащают наш язык антонимы, синонимы, омонимы и различные фразеологизмы. Лексика в русском языке постоянно пополняется разными устойчивыми выражениями и фразами. Поэтому изучение русского языка будет бесконечным и плодотворным.

Лексика учит нас правильному употреблению слов в предложении. Их грамотное применение позволит обогатить речь, сделать ее яркой и выразительной. Тогда как незнание правил применения в речи синонимов, антонимов и омонимов, заимствованных слов может стать причиной потери смысла выражения или вызовет непонимание того, что пытаются сказать.          При построении предложения нужно уметь грамотно сочетать слова, чтобы ваша речь не была косноязычной.

Значение лексики трудно переоценить. Ведь оттого, насколько грамотно мы умеем общаться, зависят понимание между людьми, успешность в обучении и дальнейшей жизни.

  1. Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения темы «Лексика»? Расскажите другу об этом, за одну минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

Эталон:

Тема «Лексика»  сложная, но интересная. Говоря о том, что изучает лексика, следует отметить, что основной единицей, с которой имеет дело эта наука, является слово – некое сочетание ряда звуков, которое обладает определенным значением. Так, говоря «дом» (т. е. произнося три звука), мы понимаем, что речь идет о некой постройке с крышей, полом и стенами, предназначенной для жизни людей. Поэтому «дом» – это слово, его изучает данная наука.

Лексическим значением слова принято называть тот смысл, который закладывается в звуковую оболочку. В русской лексике есть немало слов, обладающим многозначностью – за одними и теми же звуками, расположенными в одинаковой последовательности, скрывается различное значение. Приведем пример:

  • Лента – дорога. (Лента шоссе вьется по невысоким горам.)
  • Лента – орденская лента. (На груди ветерана прикреплена орденская лента.)

Чаще всего основное значение носит название прямого, остальные являются переносными. Поэтому, рассматривая вопрос о том, что изучает лексика, можно отметить, что в зоне внимания этой науки находятся все значения слов языка, как прямые, так и переносные. Явление многозначности принято называть полисемией, в русском языке большая часть языковых единиц имеет несколько значений.

В область изучения науки о языке, лексики (лексикологии), входят и слова-омонимы, они обладают разным значением, но произносятся и пишутся одинаково. Например,

  • Ключ пробивается сквозь землю. (Родник)
  • Ключ от квартиры потерялся в сумке. (Предмет, открывающий замок)

Слова «ключ» и «ключ» имеют различные значения, но пишутся и произносятся идентично, поэтому они являются омонимами и входят в лексику языка. Понять смысл омонимов можно только из контекста. Значение станет ясным только в предложении или тексте.

  1. Составь устное сообщение «Волшебные слова в нашей жизни».

Эталон:

На свете очень много добрых слов. С раннего детства взрослые учат нас не только знать, но и часто произносить их… Потому что это волшебные слова.

Почему же они «волшебные» ? Что же это за слова?

Это вежливые слова: здравствуй; счастливого пути; до свидания; извини; спасибо; будь здоров; пожалуйста; только после Вас; доброго пути; благодарю.

Чтобы ответить на эти вопросы я провела исследование. В толковом словаре нашла происхождение слова суффикса «лив». «Вежа» – обозначает знаток («ведать» – знать). «Вежливый» – знающий, как себя вести. Лексическое значение этого слова следующее:

Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.

Вежливые слова подразделяются на несколько групп:

  • слова приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день;
  • слова благодарности: спасибо, благодарю;
  • слова просьбы: пожалуйста, разрешите, будьте добры, будьте любезны;
  • слова извинения: извините, простите, извините, пожалуйста;
  • слова похвалы: молодец, умница.

11. Просмотри учебник биологии Пасечника за курс VI класса, Выпиши из него профессионализмы, объясни их значение.

Эталон:

  • Дыхание – поглощение кислорода и выделение углекислого газа.
  • Газообмен – обмен газов между окружающей средой и внутренней средой организма.
  • Раздражимость – реакция организма на изменения окружающей среды.
  • Клетка – структурная и функциональная единица живого.
  • Оболочка – особая часть клетки, придающая прочность, защищающая клетку.

12. Напишите мини-сочинение на тему «Каков словарь моего друга?»

Эталон:

Мне кажется, у моего лучшего друга удовлетворительный словарь: он обычно может подобрать нужное слово. Но его, конечно, нельзя считать достаточным, ведь есть еще так много красивых слов, которые, по-моему, он не знает. С ними ему будет еще легче общаться и писать сочинения. Кто-то из известных людей сказал, что языку учатся всю жизнь, и я с ним согласен.

 

13. Сочините веселый стишок, где обыгрывается прямое и переносное значение слов.

Эталон:

Встало солнце кислое,

Смотрит – небо скисло,

В кислом небе кислое

Облако повисло….

                 (Э.Мошковская)

14. Помогите другу выполнить задание.  Назовите из приведённых ниже предложений слова, которые имеют в русском языке омоформы. Приведите примеры словосочетаний или предложений с этими словами.

А что же делает супруга,

Одна в отсутствии супруга?

Защитник вольности и прав,

В сем случае совсем не прав.

15. Придумайте рекламу на лексическое явление, которое встретили в тексте. Используйте слова по теме «Лексика».

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «хорошо»,

А ты ответишь: «плохо».

Скажу я слово «великан»,

А ты ответишь: «кроха».

Скажу я слово  «потолок»,

А ты ответишь: «пол».

Скажу я слово «потерял».

И скажешь ты: «нашёл».

Эталон:

Изучайте лексику, друзья.

Без нее в нашей жизни нельзя.

Сможешь выделить омоним,

Подобрать к всему антоним.

Ведь наш детский организм

С детства знает историзм.

Регулятивные УУД:

  1. Используя термины «скейтборд», «скейтбординг», «доска», «колеса», «плоскость», составьте инструкцию для первого урока на скейтборде.

Эталон

Пошаговая инструкция для первого урока

1. Сначала сделайте упражнения с одной ногой:

2. На плоскости поставьте к скейтборду ведущую ногу.

3.Походите по дороге с одной пристегнутой ногой.

4.Походите, переставляя ногу на поворотах перед доской или за ней.

5. Примите правильное положение и попробуйте проехать так на скейтборде по ровной дороге.

6. Попробуйте поворачивать, перенося вес тела на переднюю ногу с небольшим наклоном в сторону поворота.

7. Пробуйте останавливаться, во время движения ставя свободную от доски ногу напротив передней, рядом с доской на дорогу.

8. После того, как она развернется поперек, – зафиксируйте доску на месте.

2. Подбери в Интернете соседке по парте предложения, в котором будут допущены ошибки, связанные с употреблением паронимов, предложи ей исправить их и объяснить значение использованных слов.

Эталон:

Отношения между начальником и его подчинённым постепенно приобрели более доверчивый характер.

Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.

Высокая, стройная, грациозная и ВЕЛИКАЯ Елена держалась всегда необыкновенно прямо, и это придавало ей царственный вид.

Пояснение: ДОВЕРЧИВЫЙ – легко доверяющий. По контексту подразумевается ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ. КРАСОЧНЫЕ вещества – вещества яркого цвета. По контексту подразумеваются КРАСЯЩИЕ вещества. ВЕЛИКИЙ – превышающий обычную меру, сравнительно с другими. По контексту подразумевается ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ.

3. К данным паронимам допиши пару, при затруднении обратитесь к словарю паронимов. (Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. – М.: Рус. яз., 1984. – 352 с.). Составь 3 – 5 словосочетаний с любыми из них.

Злой –

Дождевой –

Вечные –

Представлять –

Перетерпеть –

Живучая –

Языковый –

Эталон:

Злой – злостный

Дождевой – дождливый

Вечные – вековые

Представлять – предоставлять

Перетерпеть – претерпеть

Живучая – живительная

Языковый – языковой

4. Задание на сравнение.

Алгоритм:

А.              Прочитай внимательно приведенные ниже слова.

Б.                Выдели признаки, по которым будет проводиться сравнение.

В.               Выпиши сходные признаки.

Г.                Выяви различные признаки.

Д.               Сгруппируй по общим признакам.

Е.               Сделай вывод.

Мастер – профессионал;

злиться – негодовать;

работа – деятельность;

жалеть – сочувствовать.

Эталон. Слова, представленные в правом столбике уже, беднее по значению и сферам употребления, гораздо меньше способны к экспрессии, почти не образуют глагольные производные, относятся к книжному стилю.

5. Используя сочинение-миниатюру ученика на тему «Поход в музей», составь инструкцию «Правила поведения детей во время посещения музея».

Поход в музей.

Наступили долгожданные осенние каникулы. Мы всем классом отправились на выставку в музей М.Горького. Вот и здание музея. Мы, толкая друг друга, стараемся побыстрее попасть внутрь. Быстро снимаем верхнюю одежду, бросаясь шапками, сдаем ее в гардероб. Вот к нам наконец-то подошёл экскурсовод и пригласил пройти в следующий зал, откуда начался просмотр экспозиции. Во время лекции всем хотелось поговорить, потрогать руками экспонаты. Нам было очень интересно, и мы, не дожидаясь, когда лекция закончится, начали задавать вопросы. Да, наш класс уж очень любопытный: кто-то перелез через ограждение, чтобы поближе рассмотреть картину, кто-то чуть было не разбил витрину. Мы торопились побыстрее стать в первый ряд, учитель пытался нас построить. Мне экскурсия очень понравилась. Хочется ещё посетить и другие музеи, например, музей А.С.Пушкина в селе Болдино.

Эталон

1. Все дети организованно входят в фойе.

2. При наличии снимают верхнюю одежду и сдают в гардероб.

3. Во время нахождения в музее или на выставке не говорите громко и не смейтесь.

4. Во время просмотра экспозиции, ничего не трогайте руками.

5. Слушая лекцию, стойте полукругом, пропуская вперёд маленьких ростом, в то же время не стесняйте экскурсовода, не перебегайте от одной экспозиции к другой, не разговаривайте.

6. С вопросами и комментариями можно обратиться к экскурсоводу, но, не прерывая его, а во время паузы.

7. Не перелезайте через ограждения.

8. Если экспонаты находятся в витрине, при просмотре не ложитесь на неё.

9. После окончания просмотра поблагодарите экскурсовода, организованно выйдите.

10. Если пользовались услугами раздевалки, получите одежду и постройтесь на выход.

6. Определите лексическое значение следующих устаревших слов, придумайте с ними словосочетания или предложения. При затруднении обратитесь к «Словарю устаревшей лексики к произведениям русской классики» Н.В.Баско, И.В.Андреевой.

Бояре, витязь, горница, жерновцы, казна, латы.

Эталон:

Бояре – богатые и знатные люди. Бояре Ивана Грозного.

Витязь – храбрый воин. И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных.

Горница – комната. В горнице моей светло.

Жерновцы – небольшая ручная меленка. А жерновцы все крутятся.

Казна – деньги, достояние, имущество. В казне нашей пусто.

Латы – железная или стальная броня, которую надевали воины. Латы все отяжелели .

7. Подберите отрывок из произведения А.С.Пушкина «Борис Годунов», выпишите из него устаревшие слова. Напишите, что они обозначают?

Эталон:

Воевода – начальник войска, а также управляющий городом в Древней Руси.

Град – город.

Царство – государство во главе с царем.

Зреть – смотреть.

Приказ – учреждение.

Помочь – помощь.

Внимать – слышать.

Ведать – знать.

Вдруг – сразу.

Дьяк – младший чин в боярской думе.

8. Подберите к заимствованным словам синонимы (отдельные слова или описательные обороты). При затруднении обратитесь к «Словарю синонимов» Н.Абрамова, З.Александровой.

апе(л, лл)яция, а(н, нн)улировать, а(с, сс)оциация, пе(с, сс)имизм, приви(л, лл)егия, компроми(с, сс), ко(р, рр)ектность, диску(с, сс)ия.

Эталон:

апелляция – прошение

аннулировать – уничтожить, отменить

ассоциация –объединение лиц или организаций

пессимизм – уныние, склонность во всём видеть только плохое

привилегия – преимущество

компромисс – соглашение

корректность – тактичность, вежливость

дискуссия – спор

9. Составь для себя программу работы по обогащению своего лексического запаса. Укажи конкретные действия, чтобы получить результат (например, чтение произведений русских писателей, заучивание стихов наизусть и т.д.)

Эталон:

1)                Читать литературу обязательно из разных областей знания, желательно одновременно (утром одну, вечером другую).

2)                Литература должна быть посильной по знаниям, или чуть сложной на этом уровне. И обязательно интересной.

3)                Сразу находить значения услышанных незнакомых слов в Интернете или в словарях.  Желательно с примерами употребления.

4)                Можно читать толковый словарь языка, сейчас не нужно носить тяжелую книгу – все книги помещаются в легком телефоне.

5)                Писать короткие тексты на заданные темы. Желательно сделать упор на те области знания, где словарный запас больше всего хочется расширить. Тексты должны быть именно написаны, в крайнем  случае сказаны вслух, четко и с интонацией – просто при себя произнесение не  работает. Бояться, что знаний мало не надо, начинать можно с одного предложения. Потом постепенно увеличивать.

6)                «Активный» запас слов даже у самых эрудированных людей понижается, если они мало говорят вслух, мало пишут, или делают это достаточно много, но всё время с одним-двумя-тремя знакомыми людьми. Тут желательно расширять круг общения, отдавая предпочтение интеллектуальным собеседникам.

7)                На начальном этапе довольно легкий способ втянуться – смотреть научно-популярные фильмы и передачи на каналах о путешествиях и тому подобных ресурсах.

10. Выпиши из словаря Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка (М.: Рус. яз., 1984. – 352) с. для своего соседа по парте понравившиеся паронимы, попроси его подобрать к ним пару.

Эталон:

Одеть – надеть

Наличность – наличие

Обхватить – охватить

Сравнимый – сравнительный

Зачинщик – зачинатель

Живой – живучий

Словарный – словесный

11. Докажи, кто прав.

На уроке истории ученики получили задание объяснить значение слова история, привести примеры его употребления. Прочитай ответы учеников и докажи, кто прав.

Валя: «История – это действительность в ее развитии, движении»

Оля: «История – рассказ, повествование. «Тимур и его команда» –  интересный рассказ.

Вова: Так говорят о каком-либо случае. Интересная история произошла вчера со мной после урока математики.

Источник: Андреевская Т.П. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. 3-е изд. – М.: 365 с. – 2016.

Эталон:

История – слово многозначное. Но к предмету истории имеет отношение пример, приведенный Валей. Именно такое значение вкладывается в понятие «история» на одноименном предмете.

12. Из данных предложений собери текст, разбей на абзацы.

Сын полка

Все это Ваня понимал, но ничего не мог с собой поделать. Голод был сильнее всех правил, всех приличий. Ваня Солнцев, поджав под себя босые ноги, сидел на еловых ветках в палатке разведчиков и ел из котелка большой деревянной ложкой необыкновенно горячую и необыкновенно вкусную крошенку из картошки, лука, свиной тушенки, перца, чеснока и лаврового листа. Воспитанный в степенной крестьянской семье, Ваня Солнцев прекрасно знал, что он ест крайне неприлично. У нас насчет харчей крепко поставлено. А не хватит, мы тебе еще подбросим. Приличие требовало, чтобы он ел не спеша, изредка вытирая ложку хлебом, и не слишком сопел и чавкал. Изредка его синие, как бы немного полинявшие от истощения глаза с робким извинением поглядывали на кормивших его солдат. Их было в палатке двое: те самые разведчики, которые вместе с сержантом Егоровым подобрали его в лесу. Он ел с такой торопливой жадностью, что непрожеванные куски мяса то и дело останавливались у него в горле. Один – костистый великан с добродушным щербатым ртом и непомерно длинными, как грабли, руками, ефрейтор Биденко, а другой – тоже ефрейтор и тоже великан, но великан совсем в другом роде – вернее сказать, не великан, а богатырь: гладкий, упитанный, круглолицый сибиряк Горбунов с каленым румянцем на толстых щеках, с белобрысыми ресницами и светлой поросячьей щетиной на розовой голове. — Ты, пастушок, ничего. Оба великана не без труда помещались в палатке, рассчитанной на шесть человек. Не смущайся. Ешь вволю. Во всяком случае, им приходилось сильно поджимать ноги, чтобы они не вылезли наружу. Иногда, заметив, что мальчик смущен своей неприличной прожорливостью, общительный и разговорчивый Горбунов доброжелательно замечал:

 (По В. Катаеву)

  • Почему произведение названо «Сын полка»?
  • Как вы понимаете это выражение?

(Сын полка – ребёнок, обеспечиваемый всем необходимым для его жизни воинской частью. Он может быть зачислен в списочный состав воинского подразделения и поставлен на довольствие. Термин получил широкое распространение в годы Великой Отечественной войны.)

Эталон:

Сын полка

(1) Ваня Солнцев, поджав под себя босые ноги, сидел на еловых ветках в палатке разведчиков и ел из котелка большой деревянной ложкой необыкновенно горячую и необыкновенно вкусную крошенку из картошки, лука, свиной тушенки, перца, чеснока и лаврового листа.(2) Он ел с такой торопливой жадностью, что непрожеванные куски мяса то и дело останавливались у него в горле. (3) Воспитанный в степенной крестьянской семье, Ваня Солнцев прекрасно знал, что он ест крайне неприлично. (4) Приличие требовало, чтобы он ел не спеша, изредка вытирая ложку хлебом, и не слишком сопел и чавкал. (5) Все это Ваня понимал, но ничего не мог с собой поделать. (6) Голод был сильнее всех правил, всех приличий. (7) Изредка его синие, как бы немного полинявшие от истощения глаза с робким извинением поглядывали на кормивших его солдат. (8) Их было в палатке двое: те самые разведчики, которые вместе с сержантом Егоровым подобрали его в лесу. (9) Один – костистый великан с добродушным щербатым ртом и непомерно длинными, как грабли, руками, ефрейтор Биденко, а другой – тоже ефрейтор и тоже великан, но великан совсем в другом роде – вернее сказать, не великан, а богатырь: гладкий, упитанный, круглолицый сибиряк Горбунов с каленым румянцем на толстых щеках, с белобрысыми ресницами и светлой поросячьей щетиной на розовой голове. (10) Оба великана не без труда помещались в палатке, рассчитанной на шесть человек. (11) Во всяком случае, им приходилось сильно поджимать ноги, чтобы они не вылезли наружу. (12) Иногда, заметив, что мальчик смущен своей неприличной прожорливостью, общительный и разговорчивый Горбунов доброжелательно замечал:

(13) – Ты, пастушок, ничего. (14) Не смущайся. (15) Ешь вволю. (16) А не хватит, мы тебе еще подбросим. (17) У нас насчет харчей крепко поставлено.                                                                    (По В. Катаеву)

 

13. Правильно ли составил Саша план к параграфу по теме «Синонимы»?

1)                Использование синонимов для усиления выразительности речи

2)                Словари синонимов

3)                Синонимы в устном народном творчестве

4)                Определение понятия

5)                Какие части речи могут быть синонимами?

Эталон:

1)                Какие части речи могут быть синонимами?

2)                Определение понятия.

3)                Словари синонимов.

4)                Синонимы в устном народном творчестве.

5)                Использование синонимов для усиления выразительности речи.

14. Составь лексические уравнения по образцу и предложи решить их своему соседу по парте.

1)                Палец –  перст = Лоб-?

2)                Живой –мертвый  = восторгаться -?

3)                брег –  берег = прах -?

Эталон:

чело, 2) негодовать, 3) порох

15. Представьте себе, что вашему однокласснику нужно составить сообщение о словаре по плану. Помогите ему составить сообщение:

1) Название словаря, его автор.

2) Место и год издания.

3) Для кого предназначен словарь.

4) Прочитайте любую ( на выбор ) словарную статью, выделите в ней основные части.