Формирование универсальных учебных действий — формальность или необходимость?

№72

Светлана АХМАДУЛОВА,

учитель английского языка квалификационной  категории МБОУ «Гимназия № 11 г.Лениногорска»

День   Светлана  Михайловна   уважаемые  прекрасный  здравствуйте   сегодня   я коллеги Ахмадулова!   Вы не ослышались, уважаемые коллеги! Ну. Не буду мучать вас догадками по поводу моего психического здоровья. И моя несвязная речь – не результат скачка давления от волнения! На самом деле приветствие звучит так: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня прекрасный день! Я – Светлана Михайловна Ахмадулова. А почему я так странно начала свою речь?  К этому вернёмся чуть позже.

А теперь к теме моего выступления. Давайте вместе её определим. Посмотрите видеофрагмент. (человек едет в машине).

— Что происходит?

— Человек едет в машине.

— А что должен уметь человек, чтобы ехать в машине?

— Знать устройство машины, куда нажимать и что крутить, правила дорожного движения.

— А чтобы знать правила вождения, что человек должен уметь делать?              —  Уметь читать учебник, находить страницы с инструкциями как завести, тронуться, тормозить, находить страницы, касающиеся ПДД.

— Уметь соотнести ситуации из книги по ПДД с реальными ситуациями на дороге.

— Так как же можно назвать эти обучающие действия?

— Читать, найти, проанализировать, сопоставить, повторить.

— Действия, которые универсальны и используются не только в овладении искусством вождения, но и любых жизненных сферах, в том числе и в обучении? Правильно. Это – универсальные учебные действия. Формирование универсальных учебных действий – формальность или необходимость? Итак, я хотела бы поговорить об УУД, которые с системе образования существуют в действующей оболочке, название которой – ФГОС. А теперь вернёмся к моему неожиданному приветствию. Для чего несвязная фраза? Да чтобы показать, то, что во всём, даже в речевом высказывании, нужна логика, стуктурированность. А чтобы ими пользоваться, нужно обладать умениями сформулировать фразу, исходя из цели фразополагания (что именно хочу донести) и уметь использовать имеющиеся в голове знания: значение смысла слов, правила предложения. Так давайте вместе определим, какие умственные действия мне нужны, чтобы просто поздороваться? Да, это – умение сформулировать цель речевого послания, поставить слова в правильном порядке, (Правильно же сказано в пословице: мало знать все буквы, надо ещё уметь складывать из них слова) ну и нужно умение выбирать нужное правило грамматики и синтаксиса.  Логика, структурированность, правильное целеполагание необходимы не только обучаемым, но и обучающим. Но об этом чуть позже.

УУД относятся к личностным и надпредметным результатам освоения основной общеобразовательной программы, их освоение невозможно отнести исключительно к конкретному учебному предмету. Выделяют четыре вида УУД: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные. Все УУД важны, все УУД нужны. Я даже не берусь ставить их на чашу весов и определять, какие важнее. Но остановлюсь на познавательных УУД. Поскольку без познавательных УУД невозможно даже построить речевое высказывание. Что я продемонстрировала вначале. Познавательных УУД – множество. Вот, читайте. Расскажете, что вы прочитали? Давайте! Не стесняйтесь! Нет?  И никто не повторит всё написанное на слайде. Да и не надо. Потому что это – версия кого – то из педагогов, публикующих свои статьи.  Так зачем же бояться думать и формулировать свои УУД?! Главное, понять суть. Я составила свою систематизацию, чтобы легче их запомнить. Итак, внимание!

П ланировать

О тождествлять

З накомиться с новым понятием

Н аходить первостепенное

А ктивизировать формы мышления

В водить доказательства

А нализировать

Т ипизировать средства

Е стественным путём подходить к выводам

Л огически мыслить

Ь мягко оперировать имеющимися умениями

Н аучно подтверждать

Ы использовать в других действиях

Е жедневно корректировать свои умения

Для того, чтобы развивать познавательные УУД, можно использовать различные формы и приёмы. Главное, не забывать, что учитель сейчас – наставник, проводник, тьютор, а не лектор. Он даёт инструменты, направления поиска. А сам клад должны найти ученики. Китайская мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь». Очень хорошая пословица. Условия для развития УУД должны быть на каждом уроке и на каждом этапе урока. Например, эвристическое начало урока, предлагающее помыслить и вывести тему и цель урока, может быть в виде ролика, или аудиозаписи, услышанной новости.  Да просто шутки! Например, сказать: «Вот и пришёл сезон, когда шапки определяют, какие у нас будут сегодня причёски…» И дальше обсуждением подталкиваем к теме: например, «Одежда». Или поставить ролик с собакой, катающейся на игрушечных машинках, который «взорвал» недавно интернет. На каком уроке его использовать? Да на любом! История —  собака как домашнее животное прижилась в России в таком – то веке. Русский язык – для изучения грамматического времени – едет. Даже математика – скорость движения. И т. п. Также советую не лениться, создавать и использовать наглядные средства обучения. Например, перед вами моё авторское страноведческое лото. Обучающая игра «Amusing lotto».

 В комплект лото входят: игровые поля с рисунками – ответами и карточки- вопросы.

Предназначение:

Игра предназначена для использования в 7-8 классах на уроках, посвященных разделу «Страноведение». А также лото можно использовать на внеурочных занятиях, факультативах, кружках, при подготовке к страноведческой олимпиаде.

Содержание:

Игра содержит сведения о географическом положении, административно-политическом устройстве, флоре и фауне, значимых исторических событиях стран: Объединенного Королевства, Англии, Шотландии,Уэльса, Северной Ирландии. США.

Правила игры:

В игре принимают участие  все учащиеся. Среди них выбирается один ведущий. Игрокам или командам из нескольких игроков раздается по одному игровому полю. Каждое игровое поле состоит из девяти рисунков – ответов ( можно взять 6 или 4 рисунка). Рисунки имеют надписи или небольшие поясняющие предложения. Ведущий достает из коробки карточку с вопросом, зачитывает его по – английски. Тот студент, у которого по его предположению, на игровом поле есть правильный ответ, поднимает руку и отвечает на вопрос. Проверить правильность ответа можно по номерам карточек, в случае затруднений с переводом на русский язык. Карточка с вопросом кладется на соответствующий  рисунок игрового поля. В итоге все девять рисунков-ответов  должны быть закрыты карточками-вопросами. Выигрывает тот, кто первым ответит на девять вопросов и закроет свое игровое поле.

Давайте поиграем… Это лото метапредметное , т.к. его можно использовать для любого предмета: литературы, истории , географии и т.д.

А мы с вами подходим к выводам. Формирование УУД необходимо, чтобы обучаемые просто могли жить.  Формирование УУД – необходимость. И формальность, поскольку они заложены в формальном документе – ФГОСе. И формальность, потому что мы выбираем формы и методы, лишь формально называемые новыми. На самом деле многое пришло из старой доброй традиционной системы.  Но подходить к этому процессу формально нельзя и даже опасно.

Напоследок предлагаю вам основные УУД для учителя:

У умение адаптировать традиционное к новым стандартам

У умение завлечь темой, проблемой

Д действовать, как велит сердце, горящее для того, чтобы зажечь мыслительные процессы учеников!