Формирование универсальных компетенций на основе использования коллективных методик

Светлана ГОГОНИНА,

учитель истории и обществознания средней школы №22-Центра образования Советского района г. Казани

Новые стандарты образования ставят перед учителем новые задачи. Важнейшей задачей является формирование универсальных компетенций учащихся в процессе изучения преподаваемого им предмета. Эта цель достигается использованием различных образовательных технологий и методик обучения. Предлагаем вашему вниманию опыт применения элементов коллективного способа обучения (КСО) на уроках истории.

Коллективный способ обучения можно определить как такую организацию обучения, при которой знания осваиваются путем общения и сотрудничества  учащихся в парах сменного состава, взаимодействия всех со всеми на основе самоуправления [4].

Впервые в отечественной школе сотрудничество учащихся в парах сменного состава использовал А.Г. Ривин, обучая взрослых при ликвидации неграмотности в начале ХХ века. Основоположником теории коллективного способа обучения является В.К. Дьяченко, который впервые определил обучение как «общение между тем, кто имеет знания и опыт, и теми, кто их приобретает» [2].

Реализация КСО предполагает полную реорганизацию учебного процесса, однако отдельные коллективные методики могут быть успешно использованы в рамках традиционной классно-урочной системы.

На уроках истории и обществознания хороший эффект дает использование методики взаимопередачи тем (сокращенно – ВПТ).

Данная методика предназначена для организации изучения учебного материала на основе работы учащихся в парах сменного состава [3].

Изучаемый по этой методике материал (например, раздел) делится на темы. Устанавливается схема логических зависимостей тем. Составляются маршруты прохождения тем.

Под темой подразумевается определенным образом оформленный текст с вопросами и заданиями разного уровня сложности.

Задания и вопросы первой группы относятся к отдельным абзацам текста. Они достаточно просты и предназначены для проверки и самопроверки понимания конкретного абзаца.

Задания и вопросы второй группы более сложные и относятся ко всему изучаемому материалу. Они предназначены для закрепления и более глубокого осмысления текста

Задания и вопросы третьей группы наиболее сложные. К ним учащиеся обращаются в течение всего периода обучения данной дисциплине.

Организация работы по ВПТ:

Обучающиеся получают разные темы раздела.

Первый этап работы: самостоятельное изучение темы. Ученик читает и разбирается в первом абзаце текста, озаглавливает его, пишет заглавие в тетрадь. Далее выполняет задания первой группы, относящиеся к этому абзацу. Потом переходит к следующему абзацу и т.д. Таким образом, прорабатывая текст до конца, ученик в итоге имеет подробнейший (поабзацный) план изучаемой темы и выполненные задания первой группы.

Далее ученик выполняет задания второй группы и сдает эту тему учителю, или другому члену группы, который сможет проверить уровень освоения темы. После этого ученик допускается к обучению других.

Второй этап: работа в паре. Первый ученик, согласно пунктам своего подробного плана, разъясняет (передает) тему товарищу. Усвоение материала контролируется с помощью вопросов первой и второй группы. В итоге у второго ученика в конце обучения должен быть составлен подробный план по теме, и он способен выполнить задания первой и второй группы.

Третий этап: напарники меняются ролями. Теперь второй ученик обучает первого, т.е. передает ему свою тему.

Таким образом, ученики, обучая друг друга, изучают весь материал раздела.

Ниже приводятся текст для изучения темы «Образование Франкской империи и ее распад» в 6 классе. Основой для составления текста является учебник «История средних веков» [1].

Тема. Возникновение и распад Франкской империи

  1. С 768 по 814 год Франкским королевством правил король Карл, прозванный Великим. Он был человеком большого роста, необычайно сильным и выносливым. В средние века о Карле Великом было сложено много легенд и песен, в которых воспевались его боевые подвиги, справедливость и мудрость. По латинской форме его имени (Каролус) правители европейских стран стали называть себя королями.

Вопросы:

  1. Почему современники прозвали Карла Великим?
  2. Почему европейских правителей стали называть королями?
  3. Карл был энергичным и воинственным правителем. В годы его правления франки ежегодно совершали походы в соседние страны. Карла вдохновляло желание прославиться военными победами и служением церкви, а знатные франки и церковь хотели увеличить свои владения. Дважды франки вторгались в Италию и присоединили к своим владениям большую часть этой богатой страны, в т. ч. и Рим. Карл совершил поход в Испанию, в то время завоёванную арабами. Война с арабами оказалась не очень удачной, Карлу удалось завоевать лишь небольшую область Испании. Самой длительной и тяжёлой была война с племенами саксов. Карл совершил против саксов 8 походов. Саксы, не защищённые доспехами, шли в бой нестройной толпой. Имея сильную конницу и хорошее вооружение, франки побеждали их в битвах. Но как только франкское войско уходило, саксы восставали, жгли и разрушали построенные в их стране крепости. Карл возвращался, сжигая деревни, казнил без жалости. Свыше 30 лет саксы мужественно отстаивали свою свободу, но они были покорены. В результате этих войн границы Франкского королевства значительно расширились.

Вопросы и задания:

  1. Назовите цели завоевательных походов Карла Великого.
  2. Найдите на карте территории, завоёванные Карлом Великим. Запишите их в тетрадь.
  3. Военные подвиги Карла Великого принесли ему славу и мировую известность. Его королевство занимало большую часть Западной Европы. Размерами оно вполне могло сравниться с исчезнувшей в V веке западной Римской империей. Поэтому Карл решил провозгласить себя, на манер древних римлян, императором. В 800 году Карл прибыл в Рим, папа римский возложил на его голову золотую корону и провозгласил императором. Титул императора, напоминавший о властителях могущественной Римской империи, нужен был Карлу для того, чтобы укрепить свою власть над завоёванными народами. Правители других стран Европы добивались покровительства Карла Великого и союза с ним.

Вопросы и задания:

  1. Почему Карл Великий провозгласил себя императором?
  2. Запишите в тетрадь дату образования Франкской империи.
  3. Франкская империя была непрочной и существовала недолго. Племена и народы, завоеванные франками, продолжали жить по своим обычаям и говорить на разных языках. Они были временно объединены только силой оружия. После смерти Карла Великого его наследники, управлявшие отдельными частями империи, непрерывно воевали друг с другом. В 843 году три внука Карла Великого заключили между собой в городе Вердене договор о разделе империи. Позднее на её территории образовались три больших королевства: Франция, Германия и Италия.

Вопросы и задания:

  1. Почему распалась империя Карла Великого?
  2. Покажите на карте, как была разделена Франкская империя по Верденскому договору.

Вопросы II группы:

  1. Дайте оценку Карлу Великому:

а) какие цели он перед собой ставил;

б) какими способами он действовал, чтобы добиться цели;

в) какими были последствия его действий?

  1. Когда знать собиралась на заседания королевского совета, Карл, по словам историка, подробно расспрашивал, “нет ли волнений среди народа какой-либо области, какова причина волнений, не ропщет ли народ …”. Как вы думаете, почему Карл Великий проявлял к этому интерес?
  2. Выполните задание по контурной карте “Франкское государство”.
  3. Запишите в словарь и выучите:

800 г. – создание Франкской империи Карлом Великим.

843 г. – распад Франкской империи по Верденскому договору.

Методика ВПТ позволяет организовать самостоятельное усвоение материала учащимися.

Совместное выполнение работы вынуждает учеников общаться по поводу текста. При этом ученики учатся, во-первых, понимать чужое содержание, во-вторых, излагать свои мысли, знания полно, без искажений.

В процессе речи включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний.

Обсуждение одной информации с несколькими партнерами (напарник и учитель) обеспечивает более прочное усвоение учебного материала. И, как следствие, развивается интерес к предмету, который приходит не столько от интересности предмета, сколько от успешности ученика на предмете.

Таким образом, коллективные методики создают условия для активной деятельности учащихся по приобретению знаний и формированию важнейших универсальных компетенций.

Список литературы

  1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков: учебник для 6 класса – М.: Просвещение, 2020. – 288с.
  2. Дьяченко В.К. Новая дидактика – М.: Народное образование, 2001. – 496 с.
  3. Мкртчян М.А. Коллективный способ обучения. Практический курс: Методическое пособие — Саяногорск: Мысль, 1991. – 28с.
  4. Мкртчян М.А. Становление коллективного способа обучения – Красноярск: Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования, 2010. – 228 с.