Формирование самостоятельности младших школьников в процессе обучения и воспитания

Анастасия АЛЕХИНА

учитель начальных классов высшей квалификационной категории средней школы №135 г. Казани

 

Самостоятельность школьника – это умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне. На первый план выходят такие особенности ребенка, как познавательная активность, интерес, творческая направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу.

Самостоятельность в работе должна воспитываться у учащихся именно на уроке, обучать умениям самостоятельной учебной деятельности необходимо под контролем учителя, т.к. эти умения не возникают и не развиваются сами по себе. [3; c.25]

Я считаю, что самостоятельная работа является важнейшим условием саморегуляции личности, развития творческого потенциала учащегося и формирование интереса к обучению.

Очень важно, чтобы каждый ученик на уроке работал активно, увлеченно. На своих занятиях стараюсь строить процесс обучения так, чтобы каждый учащийся был равноправным его участником. Однако, руководящая роль учителя должна быть скрыта от ученика. Таким образом, ученик получает право на инициативу, самостоятельность, индивидуальный поиск и творчество.

В процессе самостоятельной деятельности у учащихся могут возникнуть трудности, которые ему сложно преодолеть в одиночку. Тогда требуется помощь учителя, как необходимый элемент образовательной деятельности. [2; c.29]  Развитие самостоятельности у детей – процесс сложный и противоречивый. Тем не менее, можно говорить об определенной логике, выделить основные этапы:

1-й этап. Дети действуют по определенному образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (этап подражания).

2-й этап. Ребята в состоянии выполнить самостоятельно части работы, находят некоторые способы их осуществления (этап частичной самостоятельности).

3-й этап. Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в любимых, наиболее значимых видах деятельности (этап более полной самостоятельности). Например, общественные поручения, помощь товарищам, коллективные дела – все это следует организовать так, чтобы не подменять инициативу ребят, а дать школьникам возможность проявить свою самостоятельность.

Рассмотрим, где и каким образом может наиболее полно проявляться и развиваться самостоятельность младших школьников.

Для самостоятельной работы предлагаю такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым шаблонам, а требует применение знаний в новой ситуации, это могут быть задания с несколькими вариантами ответа или задания с недостающими данными, которые требуют доказательства.

В соответствии с компонентами учебной деятельности можно выделить следующие  виды самостоятельных работ (по Ю.К.Бабанскому), используемых мною на уроках:

  1. Самостоятельная работа на этапе постановки учебной задачи с целью актуализации знаний учащихся

Формулировка заданий заставляет ученика задуматься над тем, что он знает и что не знает. Среди данных записей найдите уравнения: 46+4=50   22+х<48 х–19=61   х+27>73

  1. Самостоятельная работа на этапе решения поставленной учебной задачи с целью изучения новых знаний

Эта работа содержит задания, в которых новая информация не вводится в готовом виде.

Заполните таблицу свойства веществ. Запишите, что общего у этих веществ. (Дети самостоятельно ищут ответ в учебнике.)

 

Сахар Соль

 

  1. Самостоятельная работа на этапе решения практических задач с целью закрепления и повторения знаний и умений учащихся

Задания формируются таким образом, чтобы учащийся при их выполнении мог прибегнуть к общему способу действия, освоенному ранее. Например: Начерти ломаную, состоящую из 5 отрезков и  найди её длину.

  1. Самостоятельная работа на этапе контроля и самоконтроля с целью закрепления и повторения знаний и умений учащихся (контрольные работы, диктанты, зачёты, срезы, тесты и т.д.).

Учащиеся дают оценку по результатам этой работы (самооценивание, взаимооценивание).

Итоги самостоятельной работы позволяют видеть ученику его продвижение вперед.

Для успешной организации самостоятельной работы в классе важно использовать различные методические рекомендации, памятки. При выполнении различных заданий или анализе выполненных заданий постоянно обращается внимание учащихся на памятки, рекомендации, алгоритмы. Это помогает им быстрее овладеть необходимыми умениями, усвоить определенный порядок действий и некоторые общие способы организации своей деятельности.

Развитию самостоятельности учащихся способствует применение  мною метода проектов, так как основные этапы проектирования — определяют потребность и формулировку задачи, выработку идей и проведение исследования, выбор и проработку одной идеи, изготовление изделия — позволяет учащимся приобрести навыки самостоятельной деятельности.

Одним из видов самостоятельной работы с учебником или книгой является домашняя работа, которая организуется таким образом, чтобы приобретаемые в школе знания, умения и навыки самостоятельно продумывались и прочно запоминались, чтобы ученики вместе с тем овладевали разнообразными методами самостоятельной работы.

Я считаю, что учебная самостоятельность учащегося является одной из сторон личностного развития, способностью расширять свои знания и умения по собственной инициативе, ответственность за выполнение дела т. е. умение учить себя.

Организация самостоятельной работы позволяет развивать у детей интерес к учению, формировать умение самостоятельно применять имеющиеся и приобретать новые знания и навыки, развивать творческую и познавательную активность учащихся. [1; c.10]

Ученик должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивационное управление его учением, создавать условия для активизации, самостоятельной познавательной деятельности.

Самостоятельность учащихся, сформированная в начальной школе – залог успешного обучения в средней школе.

Список литературы:

  1. Газман, О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы / О.С.Газман // Новые ценности образования. – №2. – 1995. – 137 с.
  2. Лефтерева Т.В. Учебная самостоятельность школьников как фактор повышения эффективности и самообразовательной деятельности.: Афтореферат дис. .канд. пед. наук. – Сургут, 2010. – 192 с.
  3. Салимгареев. И. Самостоятельность – значит ответственность. – Пар. образование. – 2000. – N6. – 99 – 103 с.