Формирование профессионально-значимых личных качеств молодого специалиста создания языковой среды ДОУ

№167

Рания МУХУТДИНОВА,

воспитатель детского сада №13 г. Казани

Ильсия ИЗМАЙЛОВА,

воспитатель детского сада №129 г. Казани

В современных условиях реформирования национальной системы образования особое значение приобретает тот факт, что молодой педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.

Молодые специалисты, поступающие в дошкольные учреждения, часто испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии дошкольников, методик дошкольного воспитания, освоению ими новых педагогических технологий.

Если вовремя не помочь и не подержать молодого педагога в такой ситуации, а просто “отпустить в свободное плавание”, то после первых недель душевного подъёма и эйфории неминуемо начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности, как в профессиональной, так и в личностной.

Вопросы, связанные с обучением иностранному языку детей дошкольного возраста, являются достаточно спорными, так как раннее детство рассматривается специалистами как наиболее благоприятный период для овладения иностранным языком.

Как показывает практика, процесс обучения иностранному языку дошкольников не принёс ещё ожидаемых результатов, виной этому являются разные причины, например: нерешённость организационных вопросов (отсутствие преемственности между детскими дошкольными учреждениями и школой), проблема обеспечения специально подготовленными кадрами, отсутствие необходимого методического обеспечения, недостаточный, не удовлетворяющий потребностям общения уровень усвоения иностранного языка детьми (неумение пользоваться иностранного языка как средством общения).

У детей дошкольного возраста возникают определённые трудности усвоения второго языка. В дошкольном возрасте ещё отсутствуют действительные мотивы овладения вторым языком. Естественная языковая среда достаточно стимулирует процессы овладения родным языком. Изучение иностранного языка является недостаточно мотивированным видом деятельности.

Цели, которые мы ставим перед ребёнком являются для него абстрактными, поэтому процесс обучения мы должны строить с целью удовлетворения познавательных, игровых, личностных потребностей ребёнка.

У детей дошкольного возраста могут возникать психологические барьеры в связи с непривычными звуками иноязычной речи, незнакомыми и странными для детей словами и фразами, возникающими ассоциациями с родной речью.

Добиться успеха в обучении детей позволяет, с одной стороны, использование личностно-ориентированного подхода к ребёнку, предполагающего проведение индивидуальной работы, применение системы поощрений, привлечение детей к успехам в их деятельности; с другой стороны, создание иноязычной развивающей среды.

Дети дошкольного возраста, изучающие английский язык как иностранный, осваивают его в условиях искусственно созданной языковой среды. Это означает, что они имеют возможность слышать и использовать английский язык только на занятиях, в общении с воспитателем и с другими детьми. Поэтому атмосфера на занятиях должна поощрять использование английского языка и по возможности приближаться к естественной языковой среде. Таким образом, воспитатель, пользуясь иностранным языком как средством общения, должен создавать иноязычное языковое пространство.

Отечественные методисты и педагоги многократно подчёркивали важность создания языковой обучающей среды при обучении детей иностранному языку. По мнению педагога Ш.А.Амонашвили, такая среда “запускает” природные речевые механизмы, которые у детей дошкольного возраста являются гибкими и пластичными. Для того, чтобы формирование речевых умений и навыков происходило быстрее и эффективнее, необходимо правильно организовывать обучающую среду. Именно в этих условиях речевые навыки и умения становятся более прочными и гибкими.

Исходя из целей обучения детей иностранному языку, необходимо учитывать, что языковая среда должна иметь прежде всего развивающий характер, т.е. нужно создавать развивающую языковую среду. Все методические приёмы, средства обучения, наглядный и раздаточный материал, используемые пособия и оборудование должны создавать и поддерживать развивающий и обучающий характер иноязычной среды.

Языковая развивающая среда включает в себя как языковую среду, так и предметную. Предметная среда привлекает ребёнка, вызывает его интерес к языку. Роль предметной среды в ДОУ очень велика, т.к. ребёнок находится с ней в постоянном контакте. Ребёнок знает, что он может подойти, посмотреть, взять в руки в то, что ему нужно, вызывает его интерес. В связи с этим стимулируется реальное общение на иностранном языке в рамках предметной среды. Такое общение становится значимым как для обучаемых, так и для обучающего. Эта среда носит интерактивный характер.

Для того чтобы английский язык стал средством общения, воспитатель стремится создать одноязычную среду, в которой соблюдается принцип “один человек – один язык”. На наших занятиях соблюдение этого принципа выражается в том, что дети пользуются английским языком при общении с героями или персонажами, разговаривающими только по-английски, например, с Винни Пухом, Питером Пэном, Алисой из Зазеркалья и др.; при разучивании игр детей англоязычных стран. Ребёнок вынужден использовать иностранный язык, т.к. знает, что по-другому его просто не поймут. Таким образом, при реализации принципа “один человек – один язык” в условиях искусственно созданной языковой среды осуществляется осознанное, вынужденное и постоянное использование иностранного языка при общении с игрушкой, персонажем литературного произведения.

Игрушка, и, чаще всего, кукла становится активным участником общения на английском языке на наших занятиях, а преподаватель общается с детьми при помощи куклы (персонажа), которая позволяет управлять общением, языковой средой. Преподаватель иностранного языка при помощи куклы проводит общение на английском языке, вступает в диалог, организует игры детей на занятии, знакомит их с различными традициями стран, в которых говорят на английском языке. Кукла или персонаж позволяют проводить введение, отработку лексических единиц, обеспечить объём языкового материала.

Применение куклы обеспечивает сильную мотивацию использования иностранного языка, также создаёт особую доброжелательную атмосферу на занятии.

Следует подчеркнуть, что научиться говорить на иностранном языке означает не только выучить слова и фразы, но и воспитывать в себе толерантное отношение к другой культуре; познакомиться с иноязычной культурой, т.е. с обычаями, устоями другого народа, их праздниками, фольклором, литературными произведениями, сказками, детскими играми. Это значит, что необходимо создавать культурную языковую среду, которая будет способствовать приобщению детей к другой культуре. Создавая такую среду на наших занятиях, мы убеждаемся в том, что идёт не только сообщение новых знаний, но также сравнение родной культуры с иноязычной, что и помогает детям лучше узнать культуру своей страны.

Отсюда следует, что важная задача обучения дошкольников иностранному языку – это создание адекватной иноязычной среды, которая является культурной, развивающей и интерактивной.

Роль преподавателя иностранного языка выступает в качестве основного средства создания языковой среды. Она является образцом для подражания и моделью речевого поведения детей. Для того, чтобы повышать обучающее воздействие речи, нужно соблюдать некоторые условия:

– доступность речи;

– избегание сложных предложений;

– использование повторов, перефразирование речи;

– использование наглядных пособий;

– описание ситуации;

– разъяснение на иностранном языке;

– применение языка жестов.

Эти методические принципы помогают правильно организовать процесс общения на иностранном языке и создавать иноязычную развивающую среду для детей.