Формирование правовых знаний у детей младшего школьного возраста

Алина ЗИГАНШИНА,

учитель начальных классов гимназии № 183  г. Казани

Живя в обществе, представляющее собой государственную структуру, имеющие свои правила, законы и нормы, ученики просто обязаны иметь полноценный багаж правовых знаний, чтобы в этом обществе реализовать себя. Каждый родитель, желает, чтобы его ребенок реализовался в правовом отношении, вырос не только образованным, но и воспитанным человеком.

В нашем мире довольно часто встречаются не воспитанные, иногда даже жестокие дети, поэтому обязательно нужно вести с ними диалог, беседовать, учить объективно анализировать конфликтные ситуации, не только чужие, а еще и свои; научить самостоятельно делать объективные выводы, прогнозировать свое поведение, особенно в общественных местах (школа, магазин, транспорт и т.д.).

Уже с млaдшего школьного возрaста у учеников вaжно формировать и рaзвивaть правовое сознание, так же развивать гражданские качества и правовую культуру, так как в дальнейшем им встретится немало ситуaций, когда личное правосознaние станет показателем и граждaнской позиции и нрaвственной зрелости.

Современная ситуация развития российского общества и происходящее реформирование образования, повышение роли права в жизни людей поставили ряд социально-педагогических задач по повышению уровня правового образования и воспитания учащихся.

Актуальность проблемы прaвового образования и воспитания в нaчальной школе не вызывает сомнений.

В школе ребёнок попадает в новый мир, развивающийся в соответствии со своими правилами и порядками. Именно в школе ребёнок получает необходимые знания и навыки поведения в коллективе, учится соотносить свои желания и возможности с желаниями и возможностями других детей, осознаёт свою ответственность перед другими людьми.

 

В начальной школе правовое образование имеет ярко выраженную практическую направленность, способствуя адаптации младших школьников.

Приобретение новой социальной роли «ученик школы» приводит к расширению круга людей, с которыми ребёнок общается. Данная социальная роль предполагает овладение рядом конкретных правил для её выполнения. Правовые нормы определяют что “можно”, а что “нельзя”, каким образом надо поступить в той или иной жизненной ситуации.

Ведь школа-модель жизни. И если в школе дети не научатся делать правильный выбор, принимать конструктивные решения, достигать взаимопонимания с одноклассниками и не конфликтовать с учителями и родителями, то они не смогут реализовать себя наиболее полно во взрослой жизни. Поэтому необходимо изучать право с самого раннего школьного возраста.

Основополагающие подходы к формированию правовых знаний, а так же вопросы правового воспитания освещены в работах педагогов и ученых: Г.П. Давыдова, Б.М. Емельянова, С.А. Жинкина, В.Н. Баранова, Л.С. Выготского и А.В. Малько.

Анализ теории и практики показывает, что отсутствие научно опробированной системы формирования правовых знаний для младших школьников, привело к неорганизованности деятельности образовательных учреждений по обеспечению необходимых для данного процесса условий.

Основное противоречие заключается в отсутствие системы подготовки компетентных в области права учащихся и потребностью социума в повышении уровня правовой осведомленности и воспитанности младших школьников.

Младший школьный возраст именуют самым разгаром детства. Временной период этого возраста совпадает с периодом обучения ребенка в начальных классах. В современной периодизации психического развития этот возраст охватывает период от 6-7 до 9-10 лет.

Как пишет В.В. Давыдов: «Младший школьный возраст — это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно». Его не было у тех детей, кто вообще не посещал школу, его не было и у тех, для кого начальная школа была первой и последней ступенью образования.

Младший школьный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д. Б. Эльконина, Л.С. Выготского, Г.С. Андреевой, М.В. Ермолаевой, И.Ю. Кулагиной и В.А. Крутецкого.

Данный возраст называют латентной стадией развития ребенка. Это период обучения в школе, когда у ребенка ярко выражены познавательные способности и он усваивает знания и навыки данного социумах.

Взрослые, окружающие ребенка, поощряют его тягу к освоению всего нового, к достижению каких-либо результатов, стараются поддерживать в нем чувство компетентности. Сомнения в успехах ребенка дома и в школе, неудачи в учебной деятельности и дружбе со сверстниками, способствуют развитию

 

чувства неполноценности, которое будет мешать ребенку на следующих стадиях его развития.

В 7 лет у ребенка начинает появляться обобщенное отношение к себе. На формирующуюся самооценку оказывает успешность или неуспешность в учебной деятельности: сказывается недифференцированность самооценки, при которой оценка учителем учебных успехов воспринимается как глобальная оценка личности.

Согласно Л.С.Выготскому, специфика младшего школьного возраста состоит в том, что цели деятельности задаются детям преимущественно взрослыми.Учителя и родители определяют, что можно и что нельзя делать ребенку, какие задания выполнять, каким правилам подчиняться и т.д. Одна из типичных ситуаций такого рода — выполнение ребенком какого-либо поручения.

В период младшего школьного возраста происходит перемена привычного образа жизни. Основной вид деятельности младшего школьника обучение, которое требует от ребенка физической выносливости и умственного напряжения. Поэтому очень важно, чтобы к началу учебного процесса у ребенка был сформирован необходимый фундамент, для

 

успешной реализации себя в совершенно новой сфере: физическое здоровье, хороший уровень всех психических функций, эмоционально-волевая зрелость, сформированность навыков общения, а так же владение элементами грамоты, счета, познавательная активность и интерес к занятиям.

Ребенок попадает в новый социальный институт, соответственно получает новую социальную роль. Школьник получает абсолютно новые обязанности: посещать школу, готовиться к урокам, выполнять домашнее задание и т.д.

Ребенок впитывает в себя моральные ценности, нормы поведения старается следовать определенным правилам и законам. Зачастую это связано с желанием угодить и быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в коллективе. Школьник умеет оценивать свои поступки с точки зрения его конечных результатов и сделав выводы он способен изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Ребенок может перебороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет соответствовать определенным нормам или не приведет к поставленной цели. Одной из важнейших сторон внутренней жизни младшего школьника становится его смысловая ориентировка в своих действиях. Это связано со страхами школьника по поводу изменений отношений с его окружением, ребенок боится потерять свою значимость в глазах окружающих, боится потерять завоеванный авторитет коллективе.

Ребенок в этом возрасте начинает активно размышлять на тему своих действий, начинает утаивать свои эмоции от окружающих. Внешне ребенок не тот, что внутренне. Именно такие перемены в личности младшего школьника зачастую приводят к выплескам эмоций на взрослых, желаниям сделать то, что хочется, к капризам, истерикам, желанию сделать то, что хочется вопреки всему.

 

Развитие личности ребенка в младшем школьном возрасте зависит от результатов учебного процесса, т.е. от успеваемости. Ребенок в этом возрасте очень сильно подвержен внешнему влиянию не только со стороны школы, но и со стороны телевидения, ресурсов интернета, прессы. Именно благодаря этому он впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные. «Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет учитель, хотя степень их успешности в этом будет зависеть от типа его отношения с учениками». Другие взрослые тоже занимают важное место в жизни ребенка

В этом возрасте происходит рост, стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива — мотив избегания неудачи. Для ребенка очень важно быть одобренным не только взрослыми, но и коллективом, получить оценку, одобрение, похвалу. Он хочет быть лучшим.

В этот период ребенок понимает, что отличается от окружающих, начинает воспринимать себя личностью, переживает свою уникальность, старается самосовершенствоваться. Это проявляется во всех сферах его жизни, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Ребята находят новые виды групповых форм активности, это могут быть всеразличные секции, кружки. Прежде всего, дети стараются вести себя как принято в группе, подчиняясь всем правилам и законам. Потом начинается стремление к превосходству, к лидерству среди своих сверстников.

В данном возрасте дружеские отношения между детьми более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. Они легко заводят новые знакомства, новых друзей и так же легко переключаются.

Дети, чтоб добиться большего успеха, выделиться в коллективе, совершенствует навыки тех видов деятельности, которые ценятся среди его сверстников.

 

В условиях школьного обучения, развивается способность к сопереживанию. Ребенок, проявляя себя в новых отношениях, сравнивает себя с окружающими его сверстниками. Сравнивает свои успехи, достижения, поведения с успехами других ребят. Поэтому вынужден совершенствоваться, развивать свои навыки и качества, чтоб быть конкурентно способным.

Учебный процесс начальной школе подчинен ряду общих закономерностей. Во-первых, учитель должен систематически привлекать школьников в учебные ситуации, вместе с ними находил и представлял соответствующие учебные действия, а также действия контроля и оценки. Ученики в свою очередь, должны понимать смысл учебных действий и поэтапно повторять их. Другими словами, весь учебный процесс преподавания в начальной школе первоначально строится на основе развернутого представления школьникам главных компонентов учебной деятельности и они втягиваются в их активное воспроизведение.

Развитие психики у детей младшего школьного происходит в основном на фундаменте ведущей деятельности. Дети, включаясь в учебный процесс, дети поэтапно подчиняются ее требованиям, выполнение данных требований подразумевает появление таких качеств психики, которые отсутствуют у дошкольников. Новые качества возникают и развиваются у младших школьника по мере формирования учебной деятельности.

На данный момент не только учителя, но и родители, замечают, что дети семи – восьми лет зачастую не удовлетворяются простым созерцанием вещей — им интересно знать, почему они именно такие, как они устроены, какие у них функции, зачем их изобрели. Возраст «почемучки» относят к дошкольникам, но они, обычно, удовлетворяются любым ответом на свой вопрос[38;47].

Благодаря всему строю жизни, сведениям, почерпнутым из книжек и журналов, по радио, телевидению и от взрослых, младший школьник нередко оказывается не согласен со случайным, поверхностным объяснением и требует такого объяснения, которое соответствует довольно развитой системе

 

его представлений об окружающем. Ребенок 7 лет, в современном мире, стал требовательнее к объяснениям, чем его сверстники раньше. Школа, всеми способами способствует удовлетворению интереса у ребенка. Школа развивает зачатки теоретических рассуждений школьника и дает ему полное объяснение причин и условий существования многих интересующих окружающих его предметов. Тем самым наряду с конкретно-образным мышлением нужно постепенно воспитывать у младших школьников простейшие приемы мышления отвлеченного, ищущего причины и основания предметов и явлений, требующего их объяснения.

Учебная деятельность, включающая овладение новыми знаниями, умениями решать разнообразные задачи, радость учебного сотрудничества, принятие авторитета учителя, является ведущей в этот период развития человека, находящегося в образовательной системе.

Фундамент многих психических качеств личности ребенка закладываются и развиваются именно в период младшего школьного возраста, поэтому важно именно в этом возрасте начинать развивать у ребят патриотизм, любовь к Родине, показывать им, что значит быть гражданином, знающим свои права и обязанности.

Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером

 

учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Можно сделать вывод, что возраст младшего школьника является наиболее важным этапом жизни ребенка.

Ребенок продолжает быть наивным, но уже теряет свою непосредственность. С началом вступления ребенка в школьную жизнь, главная его роль уходит на второй план. Игровую деятельность сменяет учебная, она изменяет мотивы его поведения, появляется другая логика мышления. Школьник получает не только новую социальную роль, но и новые обязанности и повышенные требования к себе.

Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает необходимый фундамент, для дальнейшего успешного обучения, социализации и становления себя как личности.

Правовая культура обогащает духовную жизнь учащихся, а знания своих прав и свобод расширяет границы для самореализации. Правовое воспитание помогает укреплять их гражданскую позицию, увеличивает уровень их общественной активности, усиливает ощущение борьбы с несправедливостью.

С целью повышения правовой культуры учащихся, прав личности ребенка в школе могут быть созданы традиционные правовые уроки, викторины, встречи с представителями правоохранительных органов[37; 28]. Детские арбитражи, юридические консультации, деловые игры с правовым содержанием, активные формы пропаганды юридических знаний — все это действительные формы повышения правовой культуры детей.

Сегодня под правовым образованием в школе следует понимать находящуюся в рамках образовательного процесса и организованную на идее права систему воспитательных и обучающих действий, направленных на формирование у обучающихся уважения к праву, собственных представлений и установок, опирающихся на современные правовые ценности общества, правовой культуры, основанной на функциональной правовой грамотности, компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции, а также позитивного опыта деятельности в социально-правовой сфере.

Таким образом, можно сказать, что правовые знания это целая система интегрированных знаний, включающая знания о государстве, о нормах права, об экономике.

В педагогике процесс формирования является одной из фундаментальных концепций. Педагогическая деятельность учителя направленна на ознакомление учащихся с предметом, а так же учитель имеет влияние на формирование личности учащегося.

Педагог помогает ученику реализоваться и преодолеть стихийность, с которой многие из них впервые сталкиваются именно в период обучения. В процессе формирования личности есть немало вопросов и нюансов. Преподаватель способен помочь ученикам реализоваться лишь в том случае, если он может в них разобраться. Это является важнейшей теоретической и прикладной частью педагогической деятельности.

Без использования определенных приемов и методов нельзя реализовать поставленные цели, сделать процесс содержательным и качественным.

Методика — педагогическая наука, в центре внимания, которой — закономерности обучения определенной учебной дисциплине; механизм

 

использования комплекса методов, средств и приемов обучения и воспитания; располагающая огромным количеством исследовательских методов, позволяя педагогу постоянно совершенствовать свою педагогическую деятельность.

Методами формирования правовых знаний у младших школьников могут выступать такие виды педагого-психологических воздействий как, убеждение, внушение, беседа, поощрение, принуждение, личный пример (не только свой, но и родителей).

Самая главная задача учителя в младших классах, дать определенные багаж знаний, а так же мотивировать и развивать интерес к учебной и

 

познавательной деятельности.

В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка от игровой к учебной. Но игра — это естественная форма обучения для ребёнка.

Она часть его жизненного опыта. Мы считаем, что передавая знания посредством игры, учитель не только удовлетворяет сегодняшние, но и учитывает будущие интересы школьника. Если учитель использует на своих уроках игру, то он организует учебную деятельность исходя из естественных потребностей ребёнка.

Именно поэтому, мы считаем что, игровые методы обучения должны занимать определенное место на данном школьном этапе.

Задачей игровых методов является сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Игровые методы можно использовать на всех уроках в начальной школе. Это связано с тем, что начальная школа — новый этап в жизни детей: из детского сада – в школу, в мир учителей, новых предметов, учебников.

Задача учителя в это время – сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Учителю начальных классов приходится решать такую задачу почти каждый день. Важно сделать почти ежедневные встречи с новым материалом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки-игры, уроки-путешествия. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

На таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к

уроку). После каждого подобного урока мы слышим от детей фразу: «Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

Игровые методы способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся. Использовать игровые методы можно на любой ступени обучения начальной школе программа реализуется с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Знакомство в доступных, игровых ситуациях с основами социальных норм, основными правами ребенка, формирование понимания важности и значимости для каждого человека правил поведения в повседневной жизни; приобретение первоначального опыта регулирования отношений; знание и использование конкретных правил и норм; получение первичного опыта разработки собственных правил.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что возраст младшего школьника является наиболее важным этапом жизни ребенка.

Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

В начальной школе ребенок получает не только знания, умения и навыки, а намного больше. Младший школьник примеряет на себя роль ученика.

Приобретает самостоятельность, учебную мотивацию и произвольность. Ведущая сфера жизни ребенка данный период – учебная. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает необходимый фундамент, для дальнейшего успешного обучения, социализации и становления себя как личности.

Фундамент многих психических качеств личности ребенка закладываются и развиваются именно в период младшего школьного возраста, поэтому важно именно в этом возрасте начинать развивать у ребят патриотизм, любовь к Родине, показывать им, что значит быть гражданином, знающим свои права и обязанности.

Таким образом, можно сказать, что правовые знания это целая система знаний о различных сторонах права.

В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка от игровой к учебной. Но игра — это естественная форма обучения для ребёнка.

Она часть его жизненного опыта. Мы считаем, что передавая знания посредством игры, учитель не только удовлетворяет сегодняшние, но и учитывает будущие интересы школьника. Если учитель использует на своих уроках игру, то он организует учебную деятельность исходя из естественных потребностей ребёнка.

Именно поэтому, мы считаем что, игровые методы обучения должны занимать определенное место на данном школьном этапе.

Задачей игровых методов является сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Игровые методы можно использовать на всех уроках в начальной школе. Это связано с тем, что начальная школа — новый этап в жизни детей: из детского сада – в школу, в мир учителей, новых предметов, учебников. Задача учителя в это время – сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Учителю начальных классов приходится решать такую задачу почти каждый день. Важно сделать почти ежедневные встречи с новым материалом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки-игры, уроки-путешествия. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.