Формирование мотивационно-ценностных ориентаций старшеклассников к физической культуре

 

Владимир АФОНЬШИН,

учитель физической культуры лицея №145 г. Казани

В целостном процессе воспитания физическое воспитание выполняет свои функции как учебный предмет «Физическая культура» и как направление системы комплексного воспитания. Физическая культура как учебный предмет предусматривает в основном овладение учащимися определённой системой знаний, двигательных умений, создание установок на активное приобщение к физической культуре, включение в процесс физического самосовершенствования и самообразования.

Физическое воспитание как направление комплексного воспитания обеспечивает всестороннее развитие личности, решает задачи непосредственного включения учащихся в физкультурно-спортивную деятельность, содействует развитию их творческой индивидуальности.

Актуальность данного исследования заключается в том, что физическая культура для большинства учащихся ещё не стала личной ценностью, уровень их образованности в этой сфере остаётся низким, многие из них не приобщились пока к ежедневным занятиям физическими упражнениями, спортом.

Цель нашего исследования – определить и проверить на эффективность педагогические условия, формирующие мотивационно-ценностные ориентации старшеклассников к физической культуре.

Задачи нашего исследования:

–формирование основ знаний о личной гигиене и знаний о физической культуре;

– укрепление и сохранения здоровья, посредством физических нагрузок и самоконтроля;

– развитие физических, волевых и нравственных качеств;

– привлечение к активным занятиям спортом и к успешной сдаче норм комплекса ГТО.

Объектом исследования был избран процесс формирования мотивационно-ценностных ориентаций старшеклассников к физической культуре в учебной деятельности.

Предмет исследования – цели, содержание, средства, методы, формы организации физкультурно-спортивной деятельности старшеклассников на уроках физической культуры и во внеклассной работе.

На основе анализа психолого-педагогической литературы, опыта работы учителей физической культуры была выдвинута гипотеза исследования.

Средства и методы формирования мотивационно-ценностной ориентации старшеклассников к физической культуре

Перевод физической культуры в школе на качественно новый уровень сопряжён с чётким определением её целевой направленности. Такой интегративной целью выступает физическая культура личности школьника как продукт развития этой культуры в индивиде, как часть его общей культуры.

В физической культуре личности школьника проявляются все структурные элементы его общей культуры: уровень культурного развития как личности; способы достижения этого уровня; разнообразная деятельность, в которой проявляется достигнутый культурный уровень.

К ценностям физической культуры относятся:

  1. Ценность получения конечного продукта (например, повышение уровня здоровья).
  2. Ценность процесса получения продукта (формы и методы обучения двигательным действиям, методы развития физических качеств, формы организации занятий и т.д.).
  3. Ценность самоизменения, осмысления себя действующего (развитие рефлексивных способностей, самоорганизации).
  4. Ценность саморазвития

Структура физической культуры включает три взаимосвязанных компонента:

мотивационно-ценностные ориентации личности на активно-положительное отношение к физической культуре;

физическое совершенство личности, определяющее состояние её здоровья;

деятельностный подход, проявляющийся в широком диапазоне физкультурно-спортивной активности.

Механизм процесса формирования мотивационно-ценностных ориентаций учащихся схематически состоит в следующем.

Ценностные ориентации, воспринимаемые личностью.

Процесс формирования можно считать состоявшимся, когда ценностные ориентации, проверенные личным опытом, превращаются в реальные мотивы поведения личности.

Физическое совершенство как важнейшая ценность физической культуры личности школьника.

Поэтапно характер данного процесса схематично можно представить так. На первом этапе разрушаются негативные стереотипы поведения учащихся в этой сфере с опорой на их интересы и потребности.

На втором этапе происходит развитие выявленных у учащихся способностей.

На третьем этапе учащиеся проявляют инициативу.

Удовлетворяя потребности общества, данная деятельность служит способом развития самого субъекта деятельности – школьника, его культуры.

Процесс формирования физкультурно-спортивной активности учащихся

предусматривает удовлетворение общественных и личных интересов.

В целом формирование физической культуры личности школьника означает целенаправленное, постепенное и последовательное приближение к более высокой степени развития всей системы её качеств, способностей, свойств и возможностей в соответствии с возрастными и другими особенностями. В старших классах общеобразовательной школы формируется уровень углублённой образованности в области физической культуры личности.

Это требует от учителя сбалансированных педагогических воздействий на интеллектуальную, нравственную, эмоционально-волевую и практическую деятельность учащихся. Ключ к воспитанию личности лежит во включении её в личностно значимые виды деятельности, в которых будет осуществляться её саморазвитие.

Учителю необходимо помочь учащимся определить свою жизненную программу, для выполнения которой необходимы интеллектуальные и физические силы. Содержание физического образования учащихся, исходя из концепции И.Я.Лернера, можно представить так:

  1. Система знаний, отражающая причинно-следственные связи и зависимости, возникающие при выполнении различных способов физкультурно-спортивной деятельности.
  2. Наличие опыта осуществления известных способов физкультурно-спортивной деятельности, отражённых в умениях и навыках личности.
  3. Опыт творческой физкультурно-спортивной деятельности по овладению новыми методами, способами, приёмами, связанными с поиском её

новых решений, выполнения в изменяющихся условиях.

  1. Опыт эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности.

Только при таком сочетании знаний и опыта, содержание физического образования будет выступать как общественная и личная ценность, обеспечивающая развитие индивидуальных творческих задатков и способностей, как один из общественно значимых процессов, обеспечивающих становление личности.

Формирование интереса школьников к физической культуре

В педагогическом процессе формирования физической культуры личности школьника необходимо учитывать взаимосвязь общего, особенного и единичного.

Общее отражает закономерные процессы становления физической культуры.

Особенное определяется региональными, национальными, местными условиями и традициями развития культуры.

Единичное раскрывает ту конкретную методику воспитания и обучения, которая учитывает индивидуальность учащегося.

Интерес к физической культуре – одно из проявлений сложных процессов мотивационной сферы.

Удовлетворение интереса не приводит к его исчезновению, а, наоборот, интерес может укрепляться, развиваться, становиться более глубоким и разносторонним. Интерес, таким образом, является постоянным катализатором (усилителем) энергии человека.  Поддержание интереса и целеустремлённости у школьников во многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворение на уроке физической культуры и формируется ли у них удовлетворённость занятиями физическими упражнениями.

Мотивы посещения школьниками уроков физической культуры влияют на учебную активность учащихся. Удовлетворённые качеством и результатами уроков проявляют на них большую активность, чем не удовлетворённые.

Формирование интереса к занятиям физической культурой должно основываться на передовых методах обучения, в максимальной степени способствующих эффективному проведению занятий при высоком уровне их привлекательности. Педагогические исследования показывают, что интерес к физической культуре можно формировать двумя путями: воздействуя на отдельные мотивы и на мотивационную сферу в целом. Педагогическая практика и научные исследования показывают, что результативная мотивация и интерес к физической культуре значительно возрастают, когда учитель и ученик добиваются сдвигов в обучении двигательным действиям и развитии двигательных качеств в относительно короткий промежуток времени. В итоге быстрее возникает внутренняя мотивация, вдохновение успехом.

Анализ мотивации старшеклассников к физической культуре

В процессе проведенного исследования мы попытались выявить мотивы посещения учащимися старших классов уроков физической культуры, их отношения к физической культуре в целом как основному средству укрепления и сохранения здоровья.

Учащимся 10 – 11-х классов было предложено ответить на вопрос: «Для чего я посещаю уроки физической культуры?» и 10 вариантов ответов на этот вопрос.

Анализ ответов показал следующее.

69,2% девушек хотят укрепить здоровье; 56,4% – сформировать красивое телосложение, осанку; 41,9% – интересно заниматься физическими упражнениями; 38,5% стать сильными, ловкими, выносливыми; 35,8% – приобщиться к здоровому образу жизни; 20,5% – добиться высоких спортивных результатов; 12,8% – проявить себя смелой, решительной; 12,8% – чтобы не было проблем с родителями из-за пропусков уроков; 10,2% – для высокой оценки в аттестате; 7,7 – улучшить рельефность мускулатуры.

68,4% юношей – интересно заниматься физическими упражнениями; 57,8% – укрепить свое здоровье; 42,1% – стать сильным, ловким, выносливым; 42,1% — приобщиться к здоровому образу жизни; 26,3% – сформировать красивое телосложение, осанку; 21,0% – добиться высоких спортивных результатов; 21,0% – улучшить рельефность мускулатуры; 10,5% – для высокой оценки в аттестате; 5,3% – проявить себя смелым, решительным; 5,3% – чтобы не было проблем с родителями.

Данные проведенного опроса свидетельствуют о том, что учащиеся старших классов правильно понимают ценности физической культуры, ее роль в укреплении здоровья.

Исследование показало, что процесс формирования мотивационно-ценностной ориентации учащихся к физической культуре может быть успешным, если его осуществлять на основе внутренних результативных мотивов, создания психолого-педагогических условий для формирования у школьников потребности в физическом самовоспитании.