Формирование математической функциональной грамотности

(Рабочая программа кружка для обучающихся IX класса)

Ануза КУРМАШЕВА,

учитель математики I квалификационной категории Каратунской средней школы Апастовского района  

Рабочая программа кружка по математике « Формирование математической функциональной грамотности» для обучающихся IX классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования

Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»

В международном исследовании PISA (Programme for International Student Assessment) термин «функциональная математическая грамотность» означает «способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе».

Понятие «функциональная математическая грамотность» предполагает владение умениями:

– выявлять проблемы, возникающие в окружающем мире, решаемые посредством математических знаний;

– решать их, используя математические знания и методы;

– обосновывать принятые решения путем математических суждений;

– анализировать использованные методы решения;

– интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной задачи.

Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся IX классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию. Также предполагается усиленная подготовка к ОГЭ по математике при решении практико-ориентированных заданий из контрольно-измерительных материалов ОГЭ по математике.

Программа нацелена на развитие способности человека формулировать, применять и интерпретировать  математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину

Планируемые результаты

Метапредметные и предметные

Выпускник научится

  • находить и извлекать математическую информацию в любом контексте;
  • применять математические знания для решения различных проблем;
  • формулировать математическую проблему, анализируя сложившуюся ситуацию;
  • интерпретировать и оценивать математические данные в контексте сложившейся ситуации, а также национальной и глобальной ситуации.

Личностные:

Выпускник научится объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей.

Программа рассчитана на 34 часа, т.е. 1 раз в неделю.

Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, круглые столы, моделирование, игра, викторина, проект.

В программе планируется проведение текущей (выполнение заданий в ходе занятия), промежуточной (по окончании года обучения)аттестации по данному курсу в форматах, предусмотренным методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся(PISA (Programme for International Student Assessment).

Содержание

Что такое  функциональная математическая грамотность? Международное исследование PISA (Programme for International Student Assessment). Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы. Представление данных в виде диаграмм. Простые и сложные вопросы. Прикидки и оценки. Чтение текста. Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. Логическая грамотность. Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. Логические задачи: задачи о мудрецах и лжецах и о тех, кто всегда говорит правду. Незнакомый контекст. Задачи с лишними данными. Работа с графическим представлением информации. Решение практико-ориентированных задач из контрольно-измерительных материалов  ОГЭ-2021. Экономика. Решение задач из контрольно-измерительных материалов  ОГЭ-2021. Геометрия. Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной  жизни и задач практического содержания. Решение задач  из контрольно-измерительных материалов  ОГЭ- 2021. Урезанное среднее. Решение задач из контрольно-измерительных материалов  ОГЭ- 2021.

Учебно-тематическое планирование

Тема занятия Всего часов Форма занятия Время проведения
по плану фактически
1 Вводное занятие. Что такое  функциональная математическая грамотность? Международное исследование PISA (Programme for International Student Assessment) 1 Беседа, круглый стол 03.09  
2 Игра «Банк идей» 1 Игра 10.09  
3 Сюжетные задачи, решаемые с конца 2 Обсуждение

Обсуждение, урок исследование, практикум

17.09

24.09

 
4 Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание 2 Обсуждение, практикум 01.10 08.10  
5 Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы 2 Обсуждение, практикум, викторина 15.10

22.10

 

 
6 Представление данных в виде диаграмм. Простые и сложные вопросы 2 Обсуждение, урок исследование, викторина 29.10

12.11

 
7 Прикидки и оценки. Решение задач 2 Обсуждение, практикум 19.11

26.11

 
8 Чтение текста. Решение задач. Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах 2 Обсуждение, практикум, моделирование 03.12

10.12

 
9 Логическая грамотность. Логические задачи, решаемые с помощью таблиц 1 Обсуждение, практикум 17.12  
10 Логические задачи: задачи о мудрецах и лжецах и о тех, кто всегда говорит правду 1 Обсуждение, практикум 24.12  
11 Незнакомый контекст. Задачи с лишними данными 2 Обсуждение, урок исследование, практикум 14.01

21.01

 

 
12 Работа с графическим представлением информации 2 Обсуждение, урок исследование 28.01

04.02

 

 
13 Решение практико-ориентированных задач из контрольно-измерительных материалов ОГЭ-2021 6 Обсуждение, практикум 11.02

18.02

25.02

04.03

11.03

18.03

 
14 Экономика. Решение задач из контрольно-измерительных материалов ОГЭ-2021 2 Обсуждение, практикум 01.04

08.04

 
15 Геометрия. Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни 1 Обсуждение, проект, исследовательская работа 15.04  
16 Геометрические задачи на построения и на

изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной  жизни и задач практического содержания. Решение задач  из контрольно-измерительных материалов  ОГЭ-2021

1 Обсуждение, урок-исследование, практикум 22.04  
17 Урезанное среднее. Решение задач из контрольно-измерительных материалов ОГЭ-2021 2 Обсуждение, практикум 06.05

13.05

 
18 Тестирование 1 Тестирование 20.05  
19 Анализ тестирования 1 Беседа, практикум 20.05  
  Итого 34 ч      

 

Литература

  1.  ОГЭ-2020. Математика. 9 класс. Основной государственный экзамен./И.Р. Высоцкий, Л.О. Рослова, Л.В. Семенов,П.И. Захаров; под ред.И.В.Ященко. – М.: Экзамен, МЦНМО, 2020.
  2. Сборник задач по формированию функциональной математической грамотности учащихся на уроках математики. Сост.: Гуськова А.Г., учитель математики «Лицей № 40 при Ульяновском государственном университете.
  3. Задания на развитие функциональной (математической) грамотности на уроках в соответствии с требованиями PISA. Авторы-сост.: учителя математики «Сергиевского ресурсного центра» Самарской области Дементьева Е.Н. , Гафурова Ж.В., Орлова Л.И.
  4. Сборник задач по математике (в рамках международного исследования PISA). Сост. учитель математики МБОУ «Лицей №120 г. Челябинска» Мартыненко Л.В.

Интернет-ресурсы

1.http://fgosreestr.ru/ Реестр примерных образовательных программ (ФГОС)

  1. http://www.yaklass.ru/ Страница образовательного проекта «Я-класс»
  2. http://www.of.fipi.ru Федеральный институт педагогических измерений

Банк открытых заданий.

  1. http://www.oge.sdamgia.ru сайт Гущина «Сдам ГИА»