Формирование литературно-творческих способностей учащихся 5 класса
Формирование литературно—творческих способностей учащихся 5 класса
Алина ЕРИНА
учитель русского языка и литературы
многопрофильный лицей №133»
Приволжского района г. Казани
Термин «литературно-творческие способности» включает в себя ряд основополагающих понятий, которые дают возможность наиболее точно сформулировать его определение. К основным понятиям следует отнести такие, как «способности», «творчество», «творческая деятельность» и «литературные способности».
Литературные способности стали изучаться в психолого-педагогической науке сравнительно недавно. Это обусловлено тем, что состояние психологической науки в дореволюционный период не позволяло профессионально остановиться на изучении этого вопроса. Статьи и книги о литературном творчестве, появлявшиеся в то время, являлись, как правило, ненаучными и идеалистическими, а само творчество, и не только литературное, рассматривалось как процесс таинственный и непознаваемый. Научный интерес исследователей того времени был сосредоточен на природе литературного творчества в рамках психопатологического, преимущественно психоаналитического и эстетического подходов.
Первым, кто уделил внимание проблеме литературных способностей, был А.Г.Ковалев. Им были выявлены основные компоненты, которыми должен быть наделен писатель для создания произведения. К данным компонентам были отнесены – впечатлительность, эмоциональная отзывчивость, развитое воображение, умение остро воспринимать окружающую действительность [1].
К важнейшим структурным компонентам литературных способностей относят литературно-творческие и читательские способности. К первой категории им были отнесены хорошая память, творческое воображение, наглядно-образное мышление, эмоциональная впечатлительность, наблюдательность, эмпатические способности, ярко выраженное чувство слова. К ряду основных компонентов читательских способностей он причисляет чувство художественной формы, читательское воображение, эмоциональность, способность соотносить читаемое со своим жизненным опытом, способность давать эстетическую оценку произведению, восприимчивость к воспитательному воздействию художественной литературы.
Для осмысления проблемы развития литературно-творческих способностей в 5 классе рассмотрим возрастные особенности учащихся этого возраста. Ряд психологов (Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Немов Р.С.) считают, что подростковый период длится от 11 до 15 лет. Часто данный этап называют «переходным», так как подросток в этот период своего развития уже не является ребенком, но и взрослым человеком еще не стал. Однако необходимо помнить, что не у всех подростков возрастные особенности, связанные с переходным возрастом, протекают одинаково. Подросток вбирает в себя свойства психики и качества как взрослых людей, так и детей.
Опыт показывает, что подросток занимается творчеством в случае, если у него сформированы хотя бы основы ценностного отношения к труду, пополнению знаний и изучению нового для него опыта, стремится к повышению квалификации в значимом для него деле. Одной из особенностей развития творческого потенциала личности, как и творческих способностей, является то, что «после значительного повышения креативности наблюдается ее некоторое понижение» [6, 234].
Период в развитии творческого потенциала человека наступает 12–13 лет (подростковый период). На данном этапе происходит развитие формирование, становление самосознания подростков, и, как следствие, возрастает интерес к окружающему миру. Уровень развития творческого потенциала личности подростков базируется на развитии воображения, творческих способностей (гибкость, беглость, оригинальность и др.), речевых способностях и нравственно-эстетических представлениях, приобретенных в детском возрасте. В подростковом возрасте происходит развитие собственно творческого потенциала личности подростка. На данном этапе развития творческого потенциала личности подросток либо развивается на основе подражания, либо переходит к генерированию собственных идей, т.е. к творчеству. В конечном итоге, весь процесс развития творческого потенциала человека представляет собой ряд скачков и падений. Потенциальные способности и умения могут развиваться и закрепляться только в деятельности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что чем богаче и разнообразнее деятельность, тем динамичнее развивается творческий потенциал личности [6, 234].
Следует отметить, что формирование литературно-творческих способностей является достаточно сложной задачей. Для ее решения, учителям необходимо так выстраивать образовательный процесс, чтобы школьники всегда находились в ситуации решения творческих задач. В данном контексте особую роль следует отнести урокам литературы, на которых обучающиеся наиболее полно смогут раскрыть свои творческие способности.
Так, одним из эффективных методов формирования литературно-творческих способностей обучающихся является творческое прочтение произведения, при котором дети постоянно находятся в ситуации решения творческих задач, будь то иллюстрирование произведения, его досказывание, домысливание, а так же инсценирование произведения или его эпизода.
По мнению Е.Р.Ядровской, данный метод наиболее характерен для уроков литературы. Автор объясняет это тем, что при чтении разного рода произведений, у обучающихся активируется воображение, мысленно, они визуализируют написанное и, тем самым, развивают свои творческие способности [5, 73].
Кроме того, метод творческого прочтения способствуют развитию таких качеств, как наблюдательность, умение найти верные слова и выражения для передачи своих впечатлений, путём выполнения различного рода творческих заданий.
Е.Р.Ядровская указывает на то, что метод творческого прочтения может реализовываться при помощи следующих приемов работы (рисунок 1).
Рисунок 1. Приемы творческого прочтения
Виды деятельности, представленные на рисунке 2, дают обучающимся возможность задействовать уже имеющиеся у них знания, а также осуществлять поиск новых способов решения поставленных задач. В качестве примера можно привести написание сценария пьесы. С одной стороны, обучающиеся знакомы с данным жанром литературы, они уже имеют представление о том, как именно должен выглядеть сценарий. С другой стороны, им необходимо продумать сюжет пьесы и характеры ее героев, что ранее, они не делали. В этом и будет заключаться решение задачи и, как следствие, создание творческого продукта [5, 75].
Помимо этого, данные виды деятельности вызывают в школьниках интерес, т.к. они имеют возможность выразить свое отношение к произведению и внутренние ощущения. Обучающиеся сами становятся создателями произведений, а также выступают в роли критиков.
По мнению А. Мелик-Пашаева, такие приемы, как пересказывание и рассказывание играют большую роль в формировании литературно-творческих способностей, т.к. школьники эмоционально проникаются произведением и задействуют наглядно-образное мышление [3, 42].
В свою очередь, В.И.Петрушин говорит о том, что прием рассказывания развивает воображение обучающихся. Так, школьникам необходимо не просто прочитать и запомнить текст, но и проникнуться ним, встать на место героя произведения, продумать детали их внешности и характера, а также окружающую обстановку. По сути, в голове школьника возникают образы, и их создателем уже является он сам [4, 86].
Следует отметить, что в методике преподавания литературы есть и такие приемы, которые направляются заданиями творческого характера и заставляют обучающегося в какой–то степени «пересоздавать» текст. К таким приемам относится:
– инсценирование;
– составление киносценария;
– устное словесное рисование.
Таким образом, формирование литературно-творческих способностей происходит при помощи различных методов и средств работы, которые могут быть использованы, как на уроках, так и во внеучебной деятельности. Учителю важно понимать, что их выбор должен зависеть от индивидуальных особенностей детей и их возможностей. Следует применять на уроке такие методы и средства, которые были бы интересны детям, способствовали их творческому и литературно-художественному развитию.
Список использованных источников
- Ковалев А.Г. Психология литературного творчества/А.Г.Ковалев. – Москва: Изд–во ЛГУ, 1960. – 136 с.
- Корсунский Е.А. Развитие литературных способностей школьников / Е.А. Корсунский. – Москва: Изд–во ЛГПИ, 1985. – 90 с.
- Мелик–Пашаев А. Художественная одаренность и ее развитие в школьные годы: методическое пособие / А. Мелик-Пашаев. – Москва: Посвящение, 2018. – 114 с.
- Петрушин В. И. Психология и педагогика художественного творчества / В. И. Петрушин. – Москва: Академический проспект, 2018. – 490 c.
- Ядровская Е.Р. Современная литература в базовой и профильной школе: учебно-методическое пособие / Е.Р.Ядровская. – Санкт–Петербург: Наука, 2017. – 336 с.
- Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е.Л. Яковлева. – М.: Флинта, 2017. – 224 с.