ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ С ОНР СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Гулия МИННИХАНОВА

учитель-логопед

детского сада №273

с татарским языком воспитания и обучения

г.Казань

 

Аннотация. В статье представлены результаты исследования лексико-грамматической стороны речи детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР). Кроме того, описана эффективность применения цифровых технологий в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития).

Ключевые слова. Дети с ОНР, лексика, грамматика, коррекция, цифровые технологии.

На сегодняшний день нарушение лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР многие авторы выделяют как наиболее важный компонент в структуре данного речевого дефекта. Грамматической строй речи представляет собой взаимодействие слов между собой в связной речи. Грамматика включает в себя навыки словообразования и словоизменения. Дети с ОНР, как правило, плохо выражают свои мысли, так как не могут комбинировать их в грамматически правильные предложения. Ребёнок, в полной мере овладевший грамматическим строем речи, умеет составлять правильные предложения с грамматически верным сочетанием слов. У дошкольников с ОНР в основном достаточный объём пассивного словаря, то есть дети понимают многие слова. Однако объём активного словаря намного ниже, то есть дошкольники не могут употребить в речи многие слова, которые, как выясняется, они знают и понимают [1, с.4].

Для выявления особенностей лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР

(III уровень речевого развития) старшего дошкольного возраста было проведено исследование. В исследовании приняли участие 26 детей с ОНР 5 – 6 лет. Исследование проводилось на базе: МАДОУ «Детский сад №273» г.Казани. Я выбрала методику обследование лексической и грамматической стороны речи О.А.Романович и Е.П.Кольцовой [3, с.24]. Данная методика удобна тем, что для каждого задания представлен картинный материал, инструкция, которая написана дословно. Балльная система данной методики варьируется от 1 до 5, где 1 – это невыполнение, а 5 – самостоятельное и правильное выполнение предоставленного ребёнку задания.

Задания, направленные на лексику, на высоком уровне выполнили 2 ребёнка (8%), на среднем уровне – 16 детей (61%), на низком – 7 детей (27%), на уровне ниже нижнего – 1 ребёнок (4%) с ОНР.

Задания, направленные на грамматику, на высоком уровне выполнил 1 ребёнок (4%), на среднем – 16 детей (61%), на низком – 9 детей (35%), на уровне нижнего нет ни одного дошкольника с ОНР.

Обследованных дошкольников поделила на две группы: экспериментальную и контрольную. Соотношение процентов уровней сформированности лексической и грамматической стороны речи в экспериментальной группе детей представлено в таблице (табл. 1).

Таблица 1.

Результаты констатирующего этапа эксперимента в экспериментальной группе детей

  Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Уровень

ниже нижнего

Лексический строй речи 7% 62% 31% 0 %
Грамматический строй речи 0% 62% 38% 0%

 

Соотношение процентов уровней сформированности лексической и грамматической стороны речи в контрольной группе детей представлено в таблице (табл. 2).

Таблица 2

Результаты констатирующего этапа эксперимента в контрольной группе детей

  Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Уровень

ниже нижнего

Лексический

строй речи

7% 62% 24% 7%
Грамматический строй речи 7% 62% 31% 0%

 

После проведения обследования приступила к работе над коррекционной программой.

Программа по формированию лексико-грамматической стороны речи должна строиться с учётом ведущей деятельности дошкольника – игры. Решая задания в виде игр, созданных в компьютерных программах, ребёнок проявляет познавательный интерес, медленнее утомляется. Такие исследователи как В.Н.Могилёва, О.И.Кукушина, Т.А.Никашина, И.Г.Захарова и другие выделяют, что цифровые технологии в образовательном процессе могут помочь в повышении мотивации детей к обучению

[2, с.256].

В программу для формирования лексико-грамматического строя речи у обследованных мной детей с ОНР были включены различные игры и задания, созданные с использованием цифровых технологий. Для создания игр и упражнений использовались такие мультимедийные платформы как LearningApps, Wordwall, также такой популярный инструмент как Microsoft PowerPoint. Каждая представленная платформа доступная, удобная и лёгкая в использовании. С их помощью можно создать интересные задания любой направленности. Упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи, созданные на данных цифровых платформах в виде игр, способствуют большей мотивации дошкольника, удерживают его внимание, так как данные игры в основном включают в себя звуковое и анимационное сопровождение, яркие, привлекающие внимание, картинки. Для проверки эффективности разработанной мной программы данные занятия проводились только с экспериментальной группой детей.

Были получены следующие результаты:

  • Практически все дети в экспериментальной группе смогли повысить свой уровень владения лексико-грамматической стороной речи. 4 дошкольника смогли перейти со среднего уровня на высокий, 2 ребёнка перешли с низкого уровня на средний. Однако абсолютно все остальные дети, не перешедшие на другой уровень, увеличили свой средний балл.
  • В контрольной группе не все дети смогли улучшить свои результаты. 2 ребёнка смогли перейти со среднего уровня на высокий и 1 ребёнок с низкого уровня на средний. Многие дети также повысили свой средний балл, однако у некоторых этот балл уменьшился.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование в образовательном процессе цифровых технологий делает занятия более эффективными и сокращает срок коррекционной работы. Логопедические занятия, где применяются цифровые технологии, становятся для детей существенно интереснее и эмоциональнее. Информационно-компьютерные технологии являются эффективным средством формирования лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

Список литературы

  1. Абрамова Н.А. Развитие лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №4. С. 4–
  2. Васильева В.С., Селенкова А.В. Психологические аспекты применения информационно-коммуникационных технологий при нарушении лексико-грамматического строя и связной речи у детей старшего дошкольного возраста // Вестник южно-уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. №6. С. 249–263
  3. Романович О.А., Кольцова Е.П. Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 5–6 лет / Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. 112 с.