Формирование культуры здоровья школьников

№ 149

Рузия МУГИНОВА,

методист по воспитательной работе отдела образования Рыбно-Слободского района 

Здоровье не только личное благо, но и социальная ценность – всё это стало прописными истинами в нашей жизни. Для каждого человека, да и для общества, нет большей ценности, чем здоровье. Охрана и укрепление здоровья школьников – дело первостепенной важности школы. На школу ложится ответственность не только развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья,  здорового образа жизни.  Поэтому одной из приоритетных задач было и остаётся улучшение физического здоровья подрастающего поколения.

Здоровье – всему голова, оно бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время всё очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признаётся и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Идеи  приоритетности и значимости здоровья и здорового образа жизни для развития цивилизации не для всех очевидны. Такие социальные  пороки, как бездуховность, алкоголизм,  наркомания, преступность разрастаясь, калечат психическое  и физическое здоровье нации и порой сводят на нет все усилия педагогов по воспитанию подрастающего поколения. Забота о сохранении здоровья учащихся многогранна и сложна. Она является  одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Поэтому забота о сохранении здоровья учащихся – важнейшая  обязанность школы, отдельного  учителя и самого ребёнка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. Поэтому педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями.

Формирование у учащихся ответственности, в том числе и за своё здоровье, воспитательный процесс, который следует рассматривать в качестве одной из важнейших задач учреждений образования.

Стремительный рост потока информации  приводят не только к миопии и сколиозу, но и к серьезным нарушениям в сердечно-сосудистой, пищеварительной, эндокринной системах, невропатизации, психопатизации школьников.

На сегодняшний день главной задачей образования является обеспечение современного качества образования на основе сохранения и укрепления здоровья учащихся. Наше образование должно быть полноценным, конкурентоспособным и готовить духовно и физически здоровую смену. Со школой человек связан долгие годы жизни, поэтому есть возможность планомерно, целенаправленно воспитывать культуру здоровья и на ее основе сохранять и укреплять здоровье подрастающего поколения.

Негативные тенденции в состоянии здоровья подрастающего поколения поставили перед школой новые задачи, ведь школьный возраст является одним из наиболее сложных этапов, во время которого организм ребенка достигает своей биологической зрелости. В этом возрасте наблюдаются глубокие нервно-психические и гормональные изменения, интенсивный рост, половое созревание, что обуславливает повышенную ранимость и восприимчивость детей и подростков к возникновению ряда заболеваний.

Помочь ребенку получить необходимые знания, умения и навыки, при этом нормально расти и развиваться, сохранить свою индивидуальность, физической и интеллектуальный потенциал – задача педагога, физиолога, педиатра, воспитателя, специалиста физической культуре, родителей.

На первый план выступает не только задача физического развития детей, сохранения укрепления их здоровья, но и воспитания у них потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Данный процесс предполагает  использование  соответствующих методологических подходов в оценке  индивидуального  здоровья  школьника, поскольку от этого зависит  разработка систем и технологий, формирование  социальной потребности  жить и быть здоровым.

Основными формами физического воспитания являются физкультурные занятия, физкультурно-оздоровительные мероприятия,  активный отдых, самостоятельная двигательная деятельность детей в спортивном зале, на участке, спортплощадке, индивидуальная работа с отстающими  в двигательном развитии детьми. Двигательная деятельность является одной из составляющих здорового образа жизни, которая в определенных условиях может способствовать  повышению умственной и физической работоспособности, правильному физическому развитию, улучшению дисциплины и успеваемости. Поэтому важным направлением в практической деятельности является формирование культуры здоровья обучающихся. На занятиях необходимо обсуждать с детьми вопросы: «Что даёт человеку хорошее здоровье? Чего оно позволяет добиться в жизни?» и объяснять, что хорошее здоровье позволяет получить образование, профессию, создать благополучную семью, добиться  успеха и жить в гармонии с окружающим миром. Внеурочных  мероприятиях по здоровому образу жизни (беседах, вечерах, конференциях, диспутах,  дебатах, состязаниях,  конкурсах, викторинах  и др.)  следует подчёркивать, что здоровый образ жизни легче вести, когда имеешь высокую мотивацию и цель.

Как же происходит формирование культуры здоровья через внеурочную деятельность?

Внеклассная работа в школе имеет большое воспитательное и образовательное значение. Проводимая в тесной связи с урочной, классной работой, внеклассная деятельность, рассматриваемая как одна из фаз процесса обучения, направленного на использование содержания учебного материала в жизненной практике учащихся, углубляет их знания, расширяет способы деятельности, создает условия для реализации индивидуальных способностей школьников, для побуждения у них интереса к самообразованию, к самосовершенствованию. Она призвана удовлетворять постоянно меняющиеся интересы детей и подростков, духовные, социокультурные и образовательные потребности, создавать широкие возможности школьникам для занятий любимым делом.

Одной из самых важных воспитательных задач педагогического коллектива, и, прежде всего, классного руководителя, является формирование здорового образа жизни школьников. Задача классного руководителя – стать организатором, координатором совместного творчества детей, родителей, педагогов-предметников, медиков, которое бы помогало каждому ребенку осознать здоровье – как самоценность, выбрать здоровый образ жизни, поддерживало и развивало детские инициативы в этой области. Очень важно, чтобы эта работа не была фрагментарной, а имела целостный системный характер.

В воспитательной деятельности классного руководителя по формированию здорового образа жизни подростков и их продвижению к физическому, психическому, духовному развитию можно выделить два основных блока: работа с учащимися и работа с родителями.

Массовая форма работы хороша тем, что в массовых мероприятиях могут принимать участие все учащиеся школы. Одним из видов массовых внеклассных мероприятий служат праздники, приуроченные к определенным календарным датам. Календарные даты позволяют спланировать школьные акции, связанные с пропагандой ЗОЖ. К массовым мероприятиям относятся проведение дней, недель, декад, месячников здоровья, т.к. они способствуют закреплению урочного материала и оказывают положительный эмоциональный эффект.

На классных часах необходим объяснить особенности профессий и их влияние на здоровье человека. Работая  над проблемой сохранения здоровья при привлечении всех заинтересованных лиц (медики, психологи, родители, учителя, дети) можно создать условия, которые частично обеспечат сохранение здоровья в процессе обучения нашим детям.

Значительное место в общении с коллегами-предметниками при решении вопросов здоровья детей занимает эффективное взаимодействие классного руководителя и учителя физической культуры.

Совместными действиями их могут стать:

– организация классных соревнований;

– планирование и поведение общешкольных ученических мероприятий (День здоровья)

– проведение оздоровительно-спортивных мероприятий в режиме учебного дня;

– участие в родительских собраниях и проведение спортивных мероприятий для родителей с учащимися (праздник в начальной школе «Папа, мама, я – спортивная семья»)

Классный руководитель может обратиться к школьному педагогу-психологу. Совместно с ним классный руководитель может:

– в рамках классных мероприятий (классного часа) организовать психологические тренинги, провести беседы, обучать детей приемам релаксации, аутотренинга;

– после получения от психолога квалифицированного совета о поведенческих особенностях своих обучающихся, свойствах его личности, организовать индивидуальную работу с учащимися;

– проводить классные родительские собрания по психологическим проблемам и др.

Проведение нетрадиционных уроков и интеллектуальных игр, таких как: «Счастливый случай», «Урок — аукцион», «Урок-путешествие», « Урок- ярмарка» и т.д., способствует  психическому и моральному оздоровлению, поддерживанию и укреплению здоровья учащихся.

Сегодня проблема формирования здорового образа жизни у учащихся стоит как иногда остро. На педагогических совещаниях, в докладах и выступлениях неоднократно звучит тревога и озабоченность  за неуклонно ухудшающееся состояние здоровья и морально-нравственное состояние современного подрастающего поколения.

Здоровый образ жизни – это индивидуальная  система поведения, и выбор пути должен сделать каждый человек сам. Для этого необходимо: иметь чётко сформированную цель жизни и обладать психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях; знать нормы поведения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья; постоянно соблюдать режим двигательной активности; соблюдать правила питания и гигиену; соблюдать режим труда и отдыха.

Важнейшая задача отдела образования нашего района по проблеме здоровья – контроль за результатами работы каждой школы или другого образовательного учреждения по грамотному внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, за эффективностью всего комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

На заседании районного методического объединения ведется обсуждение данной проблемы: формирование культуры здоровья школьников. Педагоги района ведут работу по превращению сферы образования в здоровьесберегающий источник для формирования культуры духовной и физически развитой личности.

В настоящее время формирование культуры здоровья направлено на обучение здоровому образу жизни, воспитание духовно-нравственных ценностей, развитие двигательной активности обучающихся, создание комфортного психологического климата в коллективе  и обеспечение здоровьесберегающих условий для всех участников учебно-воспитательного процесса.

Исходя из данных статистики,  в возрасте до 7 лет практически здоровы только 23 % детей, а за период обучения в школе это число сокращается в четыре раза, при этом в два раза возрастает частота хронической заболеваемости.

Ухудшение здоровья детей обусловлено экономической нестабильностью, нарастающими масштабами загрязнения окружающей среды, широким распространением вредных социальных привычек, слабым внедрением здорового образа жизни и рядом других причин, а это, несомненно, отразится и на здоровье последующих поколений.
На формирование культуры здоровья детей оказывают влияние различные по набору и взаимодействию социальные факторы, среди которых определяющими является и семья, ее образ жизни, привычки, традиции.

В работе педагога по формированию культуры здоровья школьников приобретает особое значение педагогическое просвещение родителей как традиционная составная часть совместной деятельности семьи и школы.

Сущность совместной деятельности семьи и школы как педагогической категории позволяет нам представить ее в формировании культуры здоровья детей как целостный процесс практики воспитания, выражающийся в совокупности взаимообусловленных действий субъектов взаимодействия, направленных на формирование таких личностных качеств и свойств ребенка, которые позволили бы ему приобрести высокий уровень культуры здоровья и занять активную жизненную позицию.

На мой взгляд, совместная работа школы и семьи должна вестись в следующих направлениях:

  • просветительская работа с родителями учащихся;
  • обучение родителей формам и методам формирования у детей и подростков здоровьесохранных умений и навыков;
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, внеклассную и внешкольную воспитательную работу;
  • пропаганда опыта семейного воспитания культуры здоровья.

Несомненно, что основная роль в формировании культуры здоровья детей отводится школе (учителю). Однако ни один навык культуры здоровья учитель не сможет полностью сформировать без поддержки семьи. Только при совместных усилиях школы и семьи можно получить положительный результат, и тогда каждый представитель (родитель, ребёнок, учитель) будет являться активным участником процесса формирования культуры здоровья. Формы работы с родителями многообразны: групповые и индивидуальные беседы, лекции на родительских собраниях, специальные лектории или факультативы по формированию культуры здоровья у родителей, участие родителей в оздоровительных мероприятиях и т.д. Главное в этой работе, чтобы родители понимали, что только единство требований к ребенку в школе и семье может дать положительные результаты в формировании культуры здоровья детей.

Объединение педагогических усилий семьи и школы способствует осознанию и скорейшему выбору путей формирования культуры здоровья учащихся. Процесс формирования культуры здоровья школьников протекает успешно, если учителя и родители являют собой образцы культуры здоровья и здоровьесохранного поведения. В таких случаях их слова и дела имеют большой вес и побуждают учащихся подражать взрослым, формируя тем самым свою культуру здоровья. Только на основе знаний здоровьеформирующая деятельность может быть по-настоящему творческой, позволять человеку находить собственные пути укрепления здоровья, создавать собственный стиль здоровой жизни. С этих позиций одной из основных задач школы должно быть и  воспитание у детей культуры здоровья и безопасного поведения. Для достижения этой цели необходимо, во-первых, помочь детям осознать жизненный приоритет здоровья как одной из важнейших общечеловеческих ценностей и, во-вторых, обучить их здоровому и безопасному поведению в различных ситуациях.

Неудивительно, что при большом количестве хронических заболеваний подавляющая часть учащихся считает себя здоровыми и не предпринимает целенаправленных усилий к избавлению от различных патологий. При этом многие трудности, с которыми сталкиваются педагоги, – плохое усвоение учащимися программы, слабая ориентация в прикладном значении полученных знаний, чрезмерное умственное и психическое напряжение – связаны именно с низким уровнем здоровья учащихся.

Здоровье основа развития личности. Безусловно, мы должны заботиться о здоровье учащихся. Сегодняшнее состояние здоровья молодого поколения должно беспокоить каждого. Условия обучения и воспитания в школе являются основным фактором в укреплении здоровья учащихся.

Наша цель – научить детей сознательно заботиться о своем здоровье, формировать навыки здорового образа жизни и негативное отношение к вредным привычкам.

Вся работа должна сопровождаться активной пропагандой  здорового образа жизни. Следует формировать у учащихся бережное отношение к своему  самочувствию, ориентировать их на укрепление здоровья, физическое совершенство, гармонию души и тела.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства.