Формирование коммуникативной компетентности дошкольника посредством развития активного словаря ребенка в процессе дидактических игр

Разина ИСМАГИЛОВА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада «Байгыш» с. Высокая Гора Высокогорского района 

В современном обществе большое внимание уделяется развитию одного из важнейших познавательных процессов человека- речи.

Из опыта работы можно сказать, что речь дошкольников развивается в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками; речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д.Ушинский, Л.С.Выготский, В.В.Виноградов, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубенштейн, Ф.А. Сохин, Е.А.Флерина, Д.Б.Эльконин. Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей являются стержнем полноценного формирования личности ребенка-дошкольника.

В связи с вышеизложенным, стало актуальным создание системы работы по активизацию словаря ребенка в воспитательно- образовательном процессе в группе «Семицветик » МБДОУ «Байгыш».

Цель создания опыта: систематизировать педагогическую работу и создать условия для формирования словаря у детей дошкольного возраста.

Задачи:

– изучить теоретические подходы к рассмотрению формирования словарного запаса у детей дошкольного возраста;

– подбор и систематизация методического материала по развитию речи дошкольников;

– разработка перспективного планирования и по развитию речи во всех возрастных группах;

– организация работы по просвещению родителей по данной теме;

– подбор и апробация диагностического материала, позволяющего проследить возрастную динамику формированию активного словаря дошкольников.

Ожидаемый результат: повышение уровня сформированности словарного запаса детей дошкольного возраста.

Подчеркнем, что работа по развитию речи детей нашей группы осуществляется в соответствии с задачами каждого возрастного периода:

Младший возраст:

– умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность;

– стимулировать желание вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства;

– развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2 – 3 простых фраз;

– стимулировать детские высказывания в форме сложного предложения;

– обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных свойствах и качествах;

– развивать умение воспроизводить ритм речи, звуковой образ слова, правильно пользоваться речевым дыханием;

– развивать умение использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.

Средний возраст:

– развивать связную монологическую речь: учить детей составлять описательные рассказы о предметах и объектах, описательные рассказы по картинкам;

– развивать диалогическую речь: учить формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;

– развивать словарь детей посредством знакомства детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий;

– развивать умение чистого произношения сложных звуков родного языка, правильного словопроизношения;

– воспитывать желание использовать средства интонационной вы- разительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Старший возраст:

– развивать связную монологическую речь: учить детей составлять повествовательные рассказы по игрушкам, картинам, из личного и коллективного опыта;

– стимулировать и развивать речевое творчество детей;

– развивать умение участвовать в коллективных разговорах;

– развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей;

– развивать умение замечать ошибки в речи сверстников и добро- желательно исправлять их;

– воспитывать интерес к языку, желание говорить правильно;

– воспитывать интерес к письменным формам речи;

– поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.

Подготовительная группа:

– развивать умение пользоваться антонимами, синонимами, многозначными словами; понимать при восприятии художественной литературы и использовать в собственной речи средства языковой выразительности – метафоры, образные сравнения, олицетворения;

– развивать самостоятельное речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей;

– воспитывать интерес к языку и осознанное отношение детей к языковым явлениям;

– развивать умения письменной речи. Реализация поставленных задач невозможно без тесного сотрудничества со специалистами разного профиля.

Основными принципами нашей деятельности в этой области являются:

– принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на развитие речи, научно обоснованными и практически апробированными методами;

– принцип сознательности и активности – участие узких специалистов учреждения в поиске новой, целенаправленной деятельности по активизации словаря ребенка;

– принцип систематичности и последовательности – решение задач по развитию речи в процессе всего учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности;

– принцип результативности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки;

– принцип наглядности – обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребенком;

– принцип доступности – обучение определяется возрастными особенностями дошкольников и их индивидуальными особенностями;

– принцип связи теории с практикой – эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой;

принцип комплексности и интегративности – решение задач в системе.

В своей работе использую разнообразные методы и приемы:

а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений.

Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения. Два последних метода мы и использовали в нашей работе по развитию активного словаря прилагательных.

Дидактические игры – это игры обучающие, познавательные на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей.

Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Отдельные виды игр по-разному воздействуют на развитие детей. Особенно важное место в умственном воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементом которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Решая умственную задачу в игре, ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам.

Использование наглядно-действенного метода, приемов сравнений и обобщения предметов по из названию, по их свойствам и признакам, игровая ситуация, применение наглядностей, разучивание и пересказ художественных произведений, опора на опыт детей- все это оживляет из речевую активность, повышает эмоциональное восприятие, интенсивнее развивает активный словарь, логическое мышление , воспитывает умение придумать нужное слово, предложение, рассказ. Мною изготовлен и систематизирован разнообразный материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, тематические альбомы. Игры для обогащения словарного запаса, формированию грамматического строя, связной речи, развития- фонематического слуха и мелкой моторики.

В играх широко использую художественное слово. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношения, происходит постановка правильного дыхания, развивается речевой слух, отрабатывается определенный темп речи. Дидактические игры и упражнения, будучи развлекательными, эмоциональными, вместе с тем требует от детей умственного напряжения, поэтому нам было нужно определить в какое время в режиме дня целесообразно их проводить . Решая этот вопрос, устанавливала степень умственного напряжения, которое потребуется от детей в течения дня. Самый благоприятный период- это после дневного отдыха детей. В это время дети бодрые, активные. Могут сосредоточиться и полнее осмыслить структуру новый игры и упражнения, а также интересно поиграть в уже знакомые.

Однако нельзя забывать и о том, что ребенок много времени находится вне детского сада: в кругу своей семьи, со сверстниками и во дворе. Ребенок успешно овладевает речью, когда с ним занимаются не только в ДОУ, но и в семье. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Вместе с родителями решаем проблемы речевого развития детей, где используем круглый стол, просмотр игровой деятельности, анкетирование. Используем информационный стенд: «Все о речи». Кроме традиционных форм взаимодействия с родителями мы применяем и нетрадиционные: игротеку для родителей мы проводим раз в месяц, во второй половине дня. Её цель- демонстрация полученных детьми, умений, представлений на игровом материале, где родителей знакомлю с различными речевыми играми, причем родители играют вместе. Для определения качественных изменений по развитию активного словаря ребенка мы выявили задачи диагностирования по развитию речи дошкольного возраста. Нами были использованы следующие методы диагностирования: наблюдения, беседы, дидактические игры. Применение нашей системы работы позволило получить оптимальные результаты по активизацию словаря детей группы «Семицветик»» за 4 года.

 

2-я младшая группа 2018/2019 учебный год в-10% с-67% н-23%
Средняя группа 2019/2020 учебный год в-13% с-69% н-18%
Старшая группа 20120/2021 учебный год в-15% с-70% н-15%
Подготовительная к школе группа 2021/2022 учебный год в-28% с-72%

 

Таким образом, использование словесных дидактических игр и упражнений способствует развитию словаря детей. Развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников- попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.

Рекомендуем данный опыт родителям и педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Список использованных источников

  1. Галанова, Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет: Популярное пособие для родителей и педагогов. – М.: Просвещение, 2005.
  2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – СПБ.: ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
  3. Новиковская О.А. 100 упражнений для развития речи: Пособие для родителей и педагогов. – М.: Просвещение, 2008.
  4. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Методическое пособие для родителей. – М., 1994.
  5. Ушакова, О.С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М.: Института психотерапии, 2001.
  6. Филимонова, О.Ю. Развитие словаря в играх: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей . – С-Пб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2007.