ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Зиля НУРИЕВА,

учитель начальных классов

I квалификационной категории

средней школы №47 г.Казани

«Окружающий мир» является интегрированным предметом, содержание которого предоставляет возможность практически на каждом уроке осуществлять формирование функциональной грамотности по всем направлениям.

Сегодня выделены следующие основные направления грамотности:

  • читательская,
  • математическая,
  • естественно-научная,
  • финансовая грамотность,
  • креативное мышление,
  • глобальные компетенции.

На примере урока по окружающему миру «Наша природа в опасности» во 2 классе, мы применим кейс-технологию, которая используется для формирования читательской, естественно-научной грамотности, помогает повысить интерес учащихся к изучаемому предмету и способствует развитию у школьников таких качеств, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Кейс, в переводе с английского – случай. Это интерактивная технология обучения, на примере реальных или вымышленных ситуаций, на основе которых учащиеся должны выполнить задания по теме и добыть знания.

Ход урока

 Организационный этап. Создание комфортной образовательной среды.

Дорогие дети, сегодня у нас особенно важный урок. Приготовьтесь внимательно слушать. (Звучит музыка «Звуки живой природы – пение птиц»)

Представьте себе, что каждый из вас – маленькое семечко. Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним. С первыми лучами солнышка семечко начинает прорастать, появляются первые зелёные листочки. Стебелёк вытягивается. И вот наступает радостный момент – появляется прекрасный цветок. Цветок хорошеет. Он тянется  к солнцу. Радуется жизни! (Конец музыки)

Введение в тему. Актуализация.

1.Просмотр видеоролика «Планета – наш общий дом» (источник видео: https://www.youtube.com/watch?v=7lEKfWogzME).

Начнем с просмотра видеоролика. (До момента демонстрации экологических катастроф (2 мин. 9 сек.), заканчивая просмотр на словах из ролика «…а жизнь на ней и  по сей день остается загадкой»)

– Дети, расскажите, о чем этот видеоролик? Поделитесь своими впечатлениями. (О нашей планете Земля. На Земле очень красиво!)

– Чем наша планета уникальна? (Здесь есть жизнь)

Удивительная планета Земля является нашим домом в огромном космическом пространстве. Нам повезло – наш дом так прекрасен! (Картинка на доске)

А теперь давайте посмотрим продолжение нашего ролика.

  1. Просмотр видеоролика «Планета – наш общий дом» до конца.

– Что скажете на этот раз? (Жаль природу, Землю)

– Что особенно вас тронуло? (Дым, пыль, люди не берегут планету)

– Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? (Ответы)

 

 Сообщение темы.

Тема сегодняшнего урока «Наша природа в опасности». Мы с вами поговорим об экологии и о том, к чему приводит неразумное отношение человека к природе.

 

Основная часть.

– Скажите, кто виноват в том, что на Земле сложилась такая экологическая обстановка? (Ответы)

– А вы сами всегда правильно ведете себя по отношению к природе? Не вредите ли вы ей?

Сейчас я проведу небольшой опрос. И очень прошу отвечать честно.

 

Пусть встанет тот, кто:

  • Ни разу не сбивал грибы ногами.
  • Не рвал цветы охапками, чтобы сделать венок.
  • Не ловил майских жуков, бабочек или ящериц.
  • Не ломал веток деревьев.

(Этот перечень можно продолжить)

 

– Какой мы сделаем вывод? (Мы тоже причиняем вред природе)

Каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка или птичка, каждая сломанная ветка – это маленькая рана, нанесенная природе!

 

Проблемами, связанными с экологией, занимались многие ученые в разные времена.

Известный ученый-эколог Барри Коммонер (1850 г.) оставил нам в наследство 4 закона экологии, сформулированных в виде афоризмов. 1. Всё связано со всем, 2. Всё должно куда-то деваться, 3. Природа знает лучше, 4. Ничто не даётся даром (сразу пока не называем)

Беседа «Первый закон Барри Коммонера «Все связано со всем»

– Я думаю, вам интересно будет узнать, как звучит первый закон экологии? Для этого вы должны будете выполнить задания в группах.

Задания на синих карточках

1 группа

– Ознакомьтесь с текстом и выполните задания по плану

Экологический рассказ  «Нужны ли комары?»

Один рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» – в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманную рыбу – хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.

– Что показал старый эвен рыбаку? Какой экологический урок преподал? (В природе все взаимосвязано: уничтожишь комаров – не будет рыбы – людям нечего будет есть)

А теперь послушаем другие группы

2, 3  группа

Разбор ситуации «Если вдруг…»

Если люди уничтожат все цветы на Земле … то _________________

(погибнут многие насекомые, не станет меда, ягод)

Если люди уничтожат всех птиц на Земле … то _________________

Зачитайте свои ответы.

 

Вот как оказывается! Рыбе нужны комары, а если не будет цветов, погибнут насекомые, не будет насекомых – погибнут растения, животные.

– Может быть, кто-то из вас догадался, как звучит первый закон экологии?

Итак, первый закон Барри Коммонера звучит так: «Все связано со всем» (вывешиваем табличку на доску)

 

Беседа «Второй закон Барри Коммонера «Все должно куда-то деваться»

 

Сейчас мы с вами разберем ситуации и узнаем второй закон экологии. Продолжаем работать с ситуациями.

Задания на желтых карточках

Разбор ситуаций «Если вдруг…»

1 группа

Если вдруг…

На городских пляжах перестанут убирать территорию, то… (погибнут растения, животные, людям негде будет отдыхать)

2 группа

Люди будут разбрасывать мусор на улицах нашего поселка… (разведутся крысы, разносчики болезней, можно получить травму и др.)

3 группа

Люди перестанут убирать за собой мусор в лесу (негде будет отдыхать, собирать ягоды, грибы, воздух загрязнится)

– Какой бы вы дали совет в этих ситуациях? (мусор надо убирать)

– Хорошо. А куда девать мусор? (в свалку)

– Да! Чего только нет на свалке!

 

Задание на розовых карточках

Информация для размышления «Мусор, который встретишь на свалке»

Задание группам

Получите задания, выполните по предложенному плану. (Карточки с заданиями сколько будет разлагаться выброшенный свитер/ старые покрышки/ консервные банки/ пакет из продуктового магазина и т.д.)

– Какой вы сделаете вывод? (Многие отходы разлагаются очень долго)

Пищевые продукты или отходы из природных материалов разлагаются. От них ничего не остается. Но многие отходы разлагаются очень долго или даже совсем не разлагаются (стекло).

За свою жизнь на Земле люди накопили огромное количество мусора, который содержится на свалках. Куда деть мусор со свалок? Такие свалки занимают огромные территории! Из-за того что большая часть мусора не разлагается, его становится все больше и больше. А ведь на этом месте мог бы стоять лес, степь или озеро, например.

–  Если человек так и дальше будет продолжать свою деятельность,

к чему это может привести?

– Что делать? (Бороться со свалками)

 

На сегодняшний день, в России, в рамках нацпроекта «Экология» 01.10.2018 – 31.12.2024., с 2020 года запущена реформа обращения с твердыми отходами. Строятся мусороперерабатывающие заводы, но их еще недостаточно. Очень надеемся, что в скором будущем ситуация изменится…

– Как, по-вашему, должен звучать второй закон экологии?

Таким образом, второй закон Барри звучит следующим образом: «Все должно куда-то деваться»! (Вывешиваем табличку)

 

Беседа «Третий  закон Барри Коммонера «Природа знает лучше»

 

А сейчас поговорим о третьем законе экологии

Рассмотрим еще одну ситуацию.

Когда-то в одном дачном поселке было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Местным дачникам комары да лягушки порядком надоели, и они решили избавиться от болота и начали его осушать.

– Как считаете, к каким последствиям для леса и речки это может привести?

– Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу? (Нарушается равновесие)

– Кто лучше знает, где быть болоту, люди или природа?

Если в этом месте природа создала болото, значит здесь ему и нужно быть. Иначе высохнет и речка, и лес. Не надо переделывать природу!

 

«Природа знает лучше»! (вывешиваем  табличку)

Третий закон экологии звучит именно так!

 

Четвертый закон Коммонера «Ничто не дается даром»

Игра-физминутка «Похлопаем – потопаем»

 

Сейчас я буду называть фразы. Подумайте, делают ли так друзья природы. Если да – похлопайте в ладоши, если нет – потопайте ногами.

  • Разоряют птичьи гнезда.
  • Уничтожают несъедобные грибы.
  • Вырывают растения с корнем.
  • Вывешивают на деревьях и шестах скворечники и кормушки.
  • Рвут охапками цветы.
  • Сажают деревья.
  • Оберегают родники.
  • Ставят капканы.
  • Ломают ветки деревьев.
  • Разоряют муравейники.
  • Высаживают цветы на клумбах и балконах.
  • Мусорят в лесу.
  • Жгут прошлогоднюю траву.
  • Участвуют в очистке водоемов от мусора.

 

Четвертый закон Коммонера гласит «Ничто не дается даром»

 

– Как понимаете слова четвертого закона?

Давайте разберемся. Для этого соберем экологическую цепочку. И ответим на вопрос: «К чему приведет неразумная деятельность человека»

Федеральный закон об охране окружающей среды даёт следующее определение загрязнению окружающей среды – это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Задания на зеленых карточках

Работа в группах «Собери экологические цепочки»

1

2

 

Задание: составить экологическую цепочку.

К чему может привести неразумная деятельность человека?

1 группа (загрязнение рек – люди рыбачат – едят рыбу, пойманную в этой реке – болезнь)

2 группа (загрязнение воздуха – сбор ягод, грибов – употребление в пищу таких продуктов ведёт к болезни)

Расскажите, что у вас получилось (ответы).

 

Четвертый закон  экологии звучит так:

«Ничто не дается даром» (У всего есть последствия, порой необратимые)

(вывешиваем)

 

В заключении, мы обсудим что изучает наука экология и сравним свои предположения с выводом в учебнике.

Что же такое экология? Это наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой.

 

На уроке можно предложить решить задачи, используя таблицу с отходами (для развития математической грамотности)

Например: сейчас тебе 8 лет. Сколько лет тебе будет,  когда разложится выброшенный тобой  пакет?

Для развития финансовой грамотности можно подсчитать, сколько можно средств сэкономить на пакетах, если их не покупать каждый раз, как идешь за покупкой и тем самым уменьшишь количество мусора.

Для креативного мышления можно использовать задание «Соединить несоединимое». Смысл задания, составить предложение с предложенными словами, в соответствии с темой урока.

(Вода____________мусор)           или         (Красота__________валка)

Для развития креативного мышления можно подвести итог урока от имени Мусора, Воды или Земли

Например:

– Итак, я – Вода,   я могу  рассказать о  себе,  что  я…

– А я, Мусор,  расскажу о себе следующее…

 

Используя схему, расскажите о воздействии человека на природу.

 

 

Выбери правильный ответ.

1 В магазин за покупками лучше ходить с Пластиковым пакетом
Тканевой сумкой
2 Остатки пищи лучше выбрасывать в Мусорный бак
Компостную яму
3 Напитки лучше покупать в бутылках Большего объема
Меньшего объема
4 Новости лучше читать в Интернете
В газете
5. Продукты покупай Как можно больше упакованные
Как можно меньше упакованные
6 Печатайте С одной стороны листа
С обоих сторон листа
7 Старую бумагу Выбрасывайте
Сдавайте в приемник для макулатуры
8 Использованные батарейки Выбрасывай в мусорный контейнер
Сдавай в специальный приемник
9 Вещи, из которых ты вырос Выброси в мусор
Отдай в благотворительную организацию
1 На твоей улице, в парке, около школы много мусора Игнорировать
Организовать субботник

 

Подводя итог, хочется отметить, что использование разнообразных приёмов обучения на уроках создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы для решения практических задач в жизненном пространстве. Все это способствует формированию функциональной грамотности учащегося.

 

Список литературы:

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024)

Экология и безопасность: учебник. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2011. – 336 с.

Видеоролик «Планета – наш общий дом» URL: https://www.youtube.com/watch?v=7lEKfWogzME (дата обращения: 17.04.2024)

Национальный проект экология URL: http://static.government.ru/media/files/7jHqkjTiGwAqKSgZP2LosFTpKo66kEu2.pdf (дата обращения: 17.04.2024)

 Портал «ЭКО образование и культура» URL: https://portal.green.tsu.ru/?mec-events=%D0%B1%D0%B0%D1%80%D1%80%D0%B8-%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%80 (дата обращения: 17.04.2024)

Рисунок «Влияние человека на природу» URL: https://gas-kvas.com/risunki-na-temu/print:page,1,38306-risunok-na-temu-vlijanie-cheloveka-na-prirodu-49-foto.html (дата обращения: 17.04.2024)

Рисунок «Сколько разлагается мусор в природе» URL: https://znanio.ru/media/detyam-ob-ekologii-razdelnyj-sbor-musora-2621343 (дата обращения: 17.04.2024)

Субханкулова С. «Природа не прощает ошибок», классный час URL: https://bilimland.kz/ru/teacher-page/uroki-i-klassnye-chasy/klassnyj-chas/material/priroda-ne-proshaet-oshibokk (дата обращения: 17.04.2024)

Сучкова В. М. Мастер-класс «Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира» URL: https://fond21veka.ru/publication/18/36/528038/ (дата обращения: 17.04.2024)

Фотография «Помощь планете» URL: https://imghub.ru/pomosh-planete (дата обращения: 17.04.2024)

World of faces Famous people all over the world (фотографиии  Барри Коммонера) URL: https://mirfaces.com/barry-commoner-environmental-scientist/ (дата обращения: 17.04.2024)