Формирование естественно-научной грамотности на уроках биологии
№ 204
Гульфия ГАБИДУЛЛИНА,
учитель биологии высшей квалификационной категории Апастовской средней школы Апастовского района
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами. Моя задача- помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
И.Г.Песталоцци
Естественно-научная грамотность – это способность человека использовать естественно-научные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, объяснения естественно-научных явлений и формулирования выводов, основанных на научных доказательствах в отношении естественно-научных проблем. Это способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания, демонстрировать осведомлённость о влиянии естественных наук и технологий на материальную, интеллектуальную и культурную сферы жизни общества, также позволяет проявлять активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естествознанием. Результаты исследований международной программы, по оценке образовательных достижений обучающихся (PISA показывают, что у обучающиеся достаточно высокий уровень овладения предметными знаниями и умениями, но при этом они затрудняются в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни. Из рекомендаций исследований следует, что педагогам необходимо работать над повышением уровня естественно-научной грамотности обучающихся. С целью повышения умений практико-ориентированной направленности необходимо сформировать у обучающегося следующие компетентности:
– научное объяснение явлений;
– осознание основных особенностей естественно-научного исследования;
– интерпретация данных и использование научных доказательств для формирования выводов.
Формирование вышеперечисленных компетентностей возможно на основе освоения обучающимися таких результатов ФГОС, как:
– создание, применение и преобразование знаков и символов, моделей и схем для решения учебных и познавательных задач (метапредметный результат образования);
– овладение научным подходом к решению различных задач;
– овладение умениями формулировать гипотезы (предметные результаты);
– приобретение опыта применения научных методов познания: опыта использования методов биологической науки (предметный результат изучения биологии).
Значимую роль в формировании естественно-научной грамотности обучающихся выполняют лабораторные и практические работы, экскурсии и проекты. Практическая или лабораторная работа требует от обучающихся не только наличия теоритических знаний, но и умений применять эти знания на практике.
В целях развития умений применять свои знания в ситуациях, близких к повседневной жизни практические и лабораторные работы необходимо дополнить практико-ориентированными заданиями. Практико-ориентированные задачи – это задачи из окружающей действительности, которые тесно связаны с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
Рассмотрим примеры формирования естественно-научной грамотности в ходе выполнения лабораторных работ.
Лабораторная работа в 5 классе «Строение мха»
При изучении строения мха приводится дополнительный материал: «Во время войны мох сфагнум использовали в госпиталях вместо ваты – он хорошо впитывал кровь и гной. Более того, сфагнум отчасти заменял йод: в ранах не развивались гнойные бактерии. В толще торфа нередко находят кости давно вымерших животных, старинные лодки, трупы погибших в болоте людей. В одном болоте был найден труп рыцаря в полном вооружении».
Вопросы:
- Какие особенности строения и жизнедеятельности сфагнума позволяют его использовать вместо ваты?
- Почему тело рыцаря так хорошо сохранилось в болоте?
Лабораторная работа «Строение спороносящего папоротника»
С глубокой древности сохранилась легенда о цветке папоротника, который расцветает в ночь на Ивана Купала. Рассказывают, однажды один крестьянин искал накануне Иванова дня потерянную корову: в самую полночь он зацепил нечаянно куст папоротника – и чудесный цветок попал ему в лапоть. Тотчас прояснилось ему всё прошлое, настоящее и будущее, он легко отыскал пропавшую корову, сведал о сокрытых в земле кладах. [1, с. 242]
Вопрос. Как вы думаете, возможно ли найти цветок папоротника и отыскать с помощью его клад? Обоснуйте свой ответ.
Лабораторная работа «Классификация плодов» (6 класс)
Два ученика поспорили. Один утверждает, что клубень картофеля и кочан капусты можно назвать плодами, другой говорит, что нельзя. [2, с. 94] Вопрос. Кто из них прав? Обоснуйте свой ответ.
Лабораторная работа «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» (6 класс)
Грызуны часто наносят коре деревьев серьёзные повреждения. Чтобы избежать таких повреждений, садоводы на зиму обвязывают стволы молодых деревьев колючими ветвями ели или толем.
Вопрос. Предположите, что произойдёт с деревом, если зайцы частично попортят кору на стволе? А если обгрызут её «кольцом» до древесины?
Лабораторная работа «Стержневая и мочковатая корневые системы» (6 класс)
При выращивании кукурузы, картофеля, томатов, капусты и других растений применяют окучивание, т. е. присыпают землёй нижнюю часть стебля. Вопрос. Зачем это делают?
Практическая работа «Наблюдения за горящей свечой» (8 класс)
При горении спиртовки спирт вначале испаряется, а затем горит. Какие явления происходят? Выберите правильный ответ. А – химическое; Б – физическое; В – вначале физическое, затем химическое; Г – вначале химическое, затем физическое.
Проектное обучение ориентировано на личность обучающегося, позволяет обучающимся учиться на собственном опыте и опыте других, развивает самостоятельность, способствует формированию компетентностей.
Практико-ориентированный проект «Очистка поваренной соли»
Проблема исследования: как очистить поваренную соль от речного песка?
Объект исследования: смесь поваренной соли с речным песком.
Предмет исследования: способы разделения смеси поваренной соли с речным песком.
Цель исследования: получить чистую поваренную соль.
Задачи:
- Повторить способы разделения смесей веществ.
- Выбрать способы, которые можно использовать для разделения смеси поваренной соли с речным песком.
- Подобрать оборудование, которое потребуется для разделения данной смеси.
- Составить план действий и осуществить его.
Гипотеза: используя различные способы разделения смесей можно получить чистое химическое вещество – поваренную соль.
Использование практико-ориентированных заданий и проектов на лабораторных и практических работах в учебном процессе делает его более интенсивным, повышает качество обучения, усиливает практическую направленность преподавания, способствует развитию познавательной активности, повышению уровня естественно-научной грамотности обучающихся.
Литература
- Алешко Е.Н. Хрестоматия по ботанике. – М.: Просвещение, 1980. – 306 с.
- Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии: методическое пособие для учителя. – М.: 5 за знания. – 2006. – 144 с.
- Русских Г.А. Адаптивное обучение на уроках биологии: методическое пособие. – Киров: Изд-во ИУУ. – 2002. – 103 с.