Формирование читательской компетенции младших школьников средствами современных технологий
Елена КОЛПАКОВА
учитель начальных классов кадетской школы-интерната г. Чистополь
Нам хочется сегодня видеть таких учеников, которые умеют учиться, извлекают из различных источников необходимую информацию, эффективно удовлетворяют свои информационные потребности.
Целью образования становится в современной школе развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность.
Читательская компетенция – это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково- буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность обновлённые ФГОС.
Проблема формирования читательской компетентности сегодня актуальна как никогда: чтение связано с грамотностью и образованностью, формирует идеалы, обогащает внутренний мир человека. Возрастающий дефицит знаний в обществе во многом обусловлен снижением интереса к чтению взрослого населения и детей. Поэтому одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя, способного отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно ее использовать в личных и общественных целях.
Практическая ценность
Формирование читательской компетенции идет более успешно при систематическом использовании в учебном процессе и во внеклассной работе современных образовательных технологий, методов, приёмов и средств. Читательская компетенция позволяет школьнику успешно решать разного уровня задачи посредством взаимодействия с текстом.
Социальная значимость формирования читательской грамотности – это главный стимул деятельности. А при чтении художественной литературы, к примеру, далеко не однородна. Ценность классической литературы проверена веками. Она никогда не старела и не устареет, пока живо человечество. Значение книги в жизни человека огромно. Чтение – это важнейший способ освоения социально-значимой информации, культурных ценностей прошлого и настоящего, нормативных представлений. В последние десятилетия в России, как и во многих странах мира, продолжается процесс падения уровня читательской культуры населения. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать. Приучение детей к чтению требует времени и усилий, и никто не может сделать это лучше родителей и конечно же, первого учителя.
Большое влияние на качество восприятия книги оказывают мотивы чтения. Принудительное чтение, как правило, неплодотворное. Плодотворным оно становится тогда, когда ребенок читает в силу интереса. Интерес – это единственный из всех мотивов, который поддерживает чтение во включенном режиме, т.е. обеспечивает влияние книги на читателя. Чтение, мотивированное любознательностью, интересом, особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным. И чтобы чтение было приятным и желанным для наших маленьких непосед, я поделюсь своим опытом работы. В основе работы с информацией лежат приемы технологии развития критического мышления (ТРКМ) через чтение и письмо, продуктивного чтения, смыслового чтения. в своей работе я применяю эффективные методы и приемы (ТРКМ), которые развивают высокий уровень читательской компетенции. Читательская грамотность определяется по уровню сформированности трёх групп умений:
– ориентация в содержании текста и понимание целостности текста;
– интерпретация текста;
– рефлексия на содержание текста и его оценка.
Для того, чтобы каждый ребенок владел всеми этими умениями, учитель должен знать, как и чем формировать их у школьников.
Технология, в основе которой лежит работа с информацией – технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность. Методы и приёмы работы с текстом формируют самостоятельность мышления и повышают учебно- познавательный интерес.
Более конкретно рассмотрим следующие приемы:
– приём «Корзина идей». Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме;
– приём «Прогнозирование с помощью открытых вопросов». Чтение текста по частям и постановка открытых вопросов:
– Что будет с героями дальше?
– Почему так думаете?
– Как выглядят герои? и т.п.
Вопросы могут быть
– фактические, уточняющие (Ты так считаешь?);
– объясняющие (Почему?);
– творческие (в вопросе есть частица «бы», элементы предположения, прогноза);
– оценочные (Чем то-то отличается от того-то?), практические (Как поступили бы на месте героя? Где в обычной жизни?..);
– приём Ассоциативный куст». Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель записывает. Использование этого приема позволяет актуализировать знания, мотивировать последующую деятельность, активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу.
– Ученики про себя читают небольшой по объему текст или часть текста, останавливаясь на указанных местах.
– Учитель задает проблемный вопрос по прочитанному.
– Ответы нескольких учеников обсуждают в классе.
– Ученики делают предположение относительно дальнейшего развития события;
– прием «Антиципация» (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт;
– прием «Ромашка вопросов» (ромашка «Блума»). Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом. Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. Цель – с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах);
– прием «Зигзаг» относится к группе приемов развития критического мышления и требует организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы;
– дневник двойных записей. Для формирования умения задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.
– Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.
– В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул;
– приём «Рафт». Приём работы при создании авторского текста РАФТ (в переводе raft – «плот»). Учит критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;
– прием «Учебный мозговой штурм». Основная цель «учебного мозгового штурма» — развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы;
– прием «Составление кластера». Может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили;
– прием «Цветопись». Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки;
– прием «Толстый и тонкий вопросы». «Тонкие» вопросы требуют простого, односложного ответа, фактического. «Толстые» вопросы требуют подробного, развёрнутого ответа. Работа может быть организована как в паре, так и в группе. Даётся задание к тексту составить по 2 – 4 толстых и тонких вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрать наиболее интересные, которые можно задать всему классу.
В заключении хочется сказать, что компьютер сегодня отнимает у детей время и желание читать. Но можно сделать так, чтобы именно компьютер стал помощником учителя в формировании читательской компетентности. Использование возможностей сети Интернет, электронных изданий, сайтов традиционных библиотек, появление цифровых библиотек новых читательских приоритетов и ценностей. Главное, надо найти правильное разумное применение этим возможностям.
Грамотное чтение заключается в том, что кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда будет читателем. Помочь ребёнку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть – задача взрослых, задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи России.