Формирование читательской грамотности в процессе подготовки к ГИА
Елена АКБЕРОВА,
учитель русского языка и литературы средней школы № 169 г. Казани
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит извлечь из мертвой буквы живой смысл
К.Д.Ушинский
Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования. Что такое «читательская грамотность»? Традиционно под грамотностью понимают степень овладения навыками чтения и письма. Термин «читательская грамотность» появился в российской педагогике в начале 2000 гг. Тогда отечественные образовательные учреждения впервые приняли участие в международных программах по оценке достижений учащихся PISA. Читательская грамотность — это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Читательская грамотность состоит из системы следующих аспектов:
– беглое чтение;
– толкование текста в буквальном смысле;
– оценка языка и формы сообщения;
– поиск информации и ее извлечение;
– преобразование данных от частных явлений к обобщенным;
– формулирование основных идей и выводов;
– общее понимание текста.
Умение грамотно прочитать текст, понять и оценить его содержание, высказать свое мнение – основные составляющие читательской грамотности, которая должна быть развита у выпускников основной и старшей школы. Читательские действия: умение отбирать, сопоставлять и обобщать информацию, определять авторскую позицию, обосновывать собственное мнение являются основными для выпускника, успешно справившегося с экзаменами (ГИА). Для решения заданий ОГЭ и ЕГЭ нужно уметь использовать разные виды чтения (просмотровое, выборочное, поисковое) и уметь анализировать текст (толковать и обобщать информацию, выявлять ключевые темы и нравственные проблемы, оформлять выводы). КИМы ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе проверяют умения, которые являются показателями читательской грамотности. Мои ученики успешно справляются с этой задачей. Итоговое сочинение (изложение) является допуском к ГИА выпускников 11-х классов. Учащимся необходимо написать рассуждение с опорой на жизненный и читательский опыт. Условием, позволяющим успешно справиться с этим заданием, является функциональное чтение, благодаря которому школьники верно понимают и раскрывают тему сочинения, привлекают аргументы из художественных произведений и комментируют их, производят смысловой анализ текста, обращаются к сюжетным линиям, к характерам героев, приводят в пример тексты с такой же тематикой и проблематикой. Анализ проверенных и оцененных итоговых сочинений моих учеников позволяет выявить важнейшие положительные параметры качества работ: умение создавать самостоятельный полноформатный связный текст, выбирать убедительный путь раскрытия темы, отбирать и систематизировать материал на определенную тему, подбирать литературный материал как логическое продолжение собственных рассуждений, строить аргументацию, последовательно подводящую к необходимым выводам, видеть собственный текст как смысловое целое. А все это – сформированные читательские действия, на которых основаны ключевые области читательской грамотности. Использование приемов развития читательской грамотности служит успешной сдаче итогового собеседования выпускниками 9-х классов. Особое внимание уделяется работе с текстом, стратегиям чтения, при смысловом анализе информации выполняются задания, формирующие читательские (коммуникативные) умения. Так, подготовленные мной обучающиеся успешно справляются с этим видом допуска к ОГЭ. Анализ результатов итогового собеседования свидетельствует о том, что у моих учеников на высоком уровне сформированы следующие умения: чтение текста в соответствии с интонационным, пунктуационным оформлением и коммуникативной задачей; составление монологического высказывания по выбранной теме; ведение диалога с учителем-собеседником; выбор оптимального для коммуникативной задачи темпа чтения; отбор речевых средств в соответствии с речевой ситуацией; умение применять различные способы цитирования.