Физическое развитие детей с расстройствами аутистического спектра

№ 130

Жанна НИГМЕТЗЯНОВА,

инструктор физической культуры высшей квалификационной категории детского сада № 407 г. Казани

Люция ЗИЯТДИНОВА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада № 314 г. Казани

Говоря о доступной среде жизнедеятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья, мы предполагаем доступность к духовной жизни и достижениям науки. Сегодня все больше отдается предпочтение активным формам социальной защиты этих детей. К ним относятся реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта. Основные цели и задачи государственной политики – создание условий для занятий физической культурой и спортом и формирования потребностей в этих занятиях. К лицам с ограниченными возможностями здоровья относятся дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Поговорим о детях с расстройством аутистического спектра (РАС).

У детей с расстройством аутистического спектра нарушена крупная и мелкая моторика, координация движений. Плавность, точность и ритмичность движений прослеживаются не всегда, в  окружающем пространстве дети с РАС ориентируются с трудом. Наличие мышечного гипотонуса определяет особенности и возможности двигательного статуса детей. Это проявляется в особых трудностях в овладении элементарными навыками самообслуживания, несформированности пальцевого хвата, мелких движений кисти и пальцев рук. Например, не могут застегнуть одежду, обувь.

Отмечается вычурность позы (руки расставлены, стоят  на цыпочках), «деревянность» походки при движении, недостаточность и бедность мимических движений. При этом у ребенка может быть хорошо развит импульсивный бег и способность «ускользать» от взрослых, т. е. избегать дискомфортных для себя раздражителей и социальных контактов.

Несмотря на множество двигательных несовершенств аутичный ребенок может в значимой для него ситуации демонстрировать удивительную ловкость и гибкость движений. Например, неожиданно совершать «немыслимые» по сложности действия: вскарабкаться по книжной этажерке или шкафу на самую верхнюю полку и уместиться там, сжавшись в клубок.

Поэтому физическая культура, адаптированная к особенностям детей с аутизмом, является не только необходимым средством коррекции двигательных нарушений, стимуляции физического и моторного развития, но и мощным «агентом социализации» личности.

Актуальность темы позволяет сформулировать постановку проблемы: необходимо разработать адаптированную программу по физической культуре для детей с расстройством аутистического спектра, направленную на коррекцию физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, реабилитацию двигательных функций организма, а также разработать индивидуальный маршрут развития каждому ребенку.

Цель программы: развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.

Задачи программы:

– сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления;

– обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, выразительности движений, формирование правильной осанки;

– формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;

– развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, самооценке при выполнении движений;

– развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.

         Формы и методы работы

К специфическим принципам работы по программе относятся:

– создание мотивации;

– согласованность активной работы и отдыха;

– непрерывность процесса;

– необходимость поощрения;

– социальная направленность занятий;

– активизации нарушенных функций;

– сотрудничество с родителями;

– воспитательная работа.

В программу входит 9 разделов.

Раздел 1. Диагностика

Обследование необходимо для установления характера нарушений физического развития, а также выявления степени задержки или отставания в физическом развитии. Эти данные помогают определить средства коррекционного воздействия в процессе занятий и выбрать способы индивидуальной работы при составлении индивидуального маршрута.

Раздел 2. Основы теоретических знаний

Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене. В свою очередь, материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение детей элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность.

Раздел. 3. Профилактика заболеваний и травм рук

Как известно, любое движение в суставе обязано работе двух противодействующих групп мышц, называемых мышцами-антагонистами. Например, разгибание локтевого сустава требует одновременного сокращения трицепса и растяжения бицепса, а сгибание руки в локте – наоборот. Мышечная несбалансированность как раз и возникает, когда мышцы-антагонисты развиты не в равной степени. Это ставит под угрозу целостность суставов и усиливает риск получить другие травмы, в том числе растяжение сухожилий.

Раздел 4. Дыхательные упражнения

Болезни органов дыхания относят к наиболее частой патологии. На занятиях физической культуры, чтобы достичь высокой эффективности и экономичности дыхательного аппарата при выполнении упражнений, необходимо использовать метод управления дыханием. Каждая фаза дыхания (вдох или выдох) должна строго соответствовать определенной фазе движения.

Раздел 5. Упражнения на координацию

Упражнения на координацию позволяют постепенно и всесторонне подойти к вопросу освоения пространства и умения координировать свои действия в этом пространстве.

Раздел 6. Упражнения на мышцы брюшного пресса

Сильные и хорошо развитые мышцы живота имеют не только эстетическое значение. Слабые и дряблые мускулы не выдерживают давления внутренних органов, особенно при натуживании, что приводит к нарушению осанки. На животе легко откладывается жир, усугубляя все негативные последствия, вызванные слабостью брюшной стенки. Тренированные же мышцы обеспечивают фиксацию внутренних органов, правильную осанку.

Раздел 7. Упражнения на гибкость

Значение упражнений на растягивание заключается в том, что при достижении и удержании определенной «растянутой» позы в мышцах активизируются процессы кровообращения и обмена веществ. Упражнения на подвижность в суставах позволяют сделать мышцы более эластичными и упругими, увеличивают мобильность суставов.

Это способствует повышению координации движений, увеличивает работоспособность мышц, улучшает переносимость нагрузок и обеспечивает  профилактику травматизма.

Раздел 8. Элементы массажа

Значение массажа заключается в том, чтобы повысить сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

Раздел 9. Элементы спортивных игр

В программу включены элементы спортивных игр:

– подачи и передачи мяча в волейболе;

– отбивание мяча кулаком, коленями;

– метание мяча на дальность и меткость и др.

Тематический план

п/п Темы Количество занятий по программе Описание примерного содержания занятий
1. Диагностика

Обследование физического развития и физической подготовленности

1  
2. Техника Безопасности. Здоровый образ жизни. 1 Теоретические основы

В процессе занятий

3. Профилактика заболеваний и травм рук

Упражнения на расслабление мускулатуры плечевого пояса

Упражнения на тонизацию и активную работу плечевого пояса

Упражнения на согласованность работы рук и ног

Силовые упражнения на мышцы плечевого пояса

 

 

 

1

 

1

 

1

 

1

Следить за тонусом мускулатуры.

Упражнения с отягощениями (мешочки, гантели)

4. Дыхательные упражнения 1 Дыхательные упражнения и релаксация
5. Упражнения на координацию, равновесие 2 Упражнения на равновесие (использование мячей фитболов) и меткость
6. Упражнения на мышцы брюшного пресса 1 Выполнение упражнений на мышцы всех отделов брюшного пресса
7. Упражнения на гибкость 2 Выполнение различных упражнений на растяжение мышц и связок
8. Массаж 2 Выполнять массаж, используя разные предметы (мячи разных диаметров, коврики, варежки и т.д.)
9. Элементы спортивных игр 1 Выполнение подачи и передачи мяча

Отбивание мяча руками, коленями, стопам

10. Диагностика

Обследование физического развития и физической подготовленности

1  
Всего: 16 занятий

 

Список литературы.

1. Гончарова М.Н., Гринина А.В., Мирзоева И.И. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата. – Л.: Медицина, 1974.

2. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М., 1990.

3. Загуменнов Ю.Л. Инклюзивное образование: создание равных возможностей для всех учащихся // Минская школа сегодня. – 2008. – № 6.

4. Литош Н.Л., Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие. – М.: СпортАкадемПресс, 2002.

5. Потапчук А.А., Матвеев С.В., Дидур М.Д. Лечебная физическая культура в детском возрасте. Учебно-методическое пособие. – СПб: Речь, 2007.

6. Физическая реабилитация. Учебник. Под ред. проф. С.Н. Попова. Издание 2-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

7. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1997. 1. С.В. Алехина, Н.Я. Семаго, А.К. Фадина «Инклюзивное образование». Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010.