Физические явления в химии. Разделение смесей
Физические явления в химии. Разделение смесей
(Урок химии деятельностной направленности, реализующий требования обновлённого ФГОС в 8 классе)
Фирая ХУСАИНОВА
учитель химии гимназии №5
г.Казани
Цели урока: создание условий для формирования у обучающихся познавательных универсальных учебных действий при выборе способов разделения смесей и применять соответствующие естественнонаучные знания по очистке веществ в быту и народном хозяйстве.
Развитие компетенций естественнонаучной грамотности:
– научно объяснять явления: понимать механизм явлений или процессов – перегонка, фильтрование, кристаллизация, возгонка и т.д., обосновать дальнейшее их развитие для получения чистых химических веществ.
– понимать основные особенности естественнонаучного исследования:
формирование у обучающегося умение распознавать и формулировать действия для разделения смесей на основании физических свойств входящих в их состав компонентов.
– интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов: анализировать и интерпретировать данные и делать соответствующие выводы по выбору способа разделения смеси.
Тип урока: открытия нового знания. Автор учебника: Габриелян О.С.
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые универсальные учебные действия
П–познавательные, К–коммуникативные, Р–регулятивные |
Время,
мин |
Компетенция ЕНГ | ||||||
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися учебно —познавательной деятельности.
Учитель:Дорогие ребята, мы с вами оказались в сложной ситуации: в походе, совершенно случайно, вся наша соль намочилась и к тому же в неё попали кусочки грязи. Другой соли нет. Как мы поступим? |
Попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания. Высказывают свои предположения. Слушают мнения одноклассников. |
П: самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения).
Р: выявлять проблему для решения в жизненных и учебных ситуациях К:сопоставлять свои суждения с суждениями других участников, обнаруживать сходство и различие позиций |
3 | Научно объяснять явления
(Применяют соответствующие естественнонаучные знания для объяснения) |
||||||
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | Активизирует знания, необходимые обучающимся для изучения нового материала. Подготавливает мышления учащихся, организует осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий.
Учитель: Вопросы: Это вам интересно? (Да.) – Что изучает наука физика? (Явления природы) – Как называются эти явления? (физические) – Что при этом происходит с веществами? (состав веществ не изменяется и образование новых веществ не происходит, изменяется их агрегатное состояние) – Приведите примеры физических явлений. (таяние снега, испарение воды). – Что можно сделать, если вам необходимо очистить воду от речного песка? (Осадить песок, воду с примесями провести через фильтр). – Значит, что нам надо сделать? (Надо подумать) – Составим алгоритм действий, запишем в виде схемы. |
Слушают и отвечают на вопросы.
При попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, смогли вычленить затруднения и зафиксировать их. Составляют порядок действий по очистке соли
|
П:– выявлять причинно–следственные связи при изучении явлений и следствийР: – владение способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии К: – сопоставлять свои суждения с суждениями других участников, обнаруживать сходство и различие позиций
|
5 | Научно объяснять явления:
применять соответствующие естественнонаучные знания для объяснения |
||||||
Этап выявления места и причины затруднения.
цель этапа – организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. |
Организует анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Связывает разрозненные ответы групп в единую картину. Подводит обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока.Учитель: – Физические явления широко используют в народном хозяйстве для получения чистых веществ. Для получения чистого вещества нужно удалить примеси. Многие методы очистки веществ или разделения смесей основаны на физических явлениях. – Я предлагаю, провести работу по очистке соли от примесей (работа в парах) (см. инструктивную карту). – На каких физических свойствах веществ основан способ очистки соли? (На различной растворимости веществ смеси в воде и разной пропускной способностью фильтров, на разной плотности веществ смеси, на разной температуре кипения веществ). |
Проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;
–зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения). Проводят практическую работу с соблюдением ТБ.
|
П:– проводить по самостоятельно составленному плану опыт несложный эксперимент по установлению особенностей объекта изучения.Р: – составлять план действий, корректировать предложенный алгоритм с учётом полученных новых знаний об изучаемом объекте К:– планировать организацию совместной работы, определять свою роль, распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы |
8 | Понимать основные особенности естественнонаучного исследования – предлагать и оценивать способ научного исследования данного вопроса | ||||||
Этап построения проекта выхода из затруднения.
Основной целью этапа – является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
|
Обеспечивает восприятие, осмысление и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний.
Учитель: Вещества могут быть растворимые и нерастворимые. В воде, иметь различные плотности, разные температуры кипения, разные размеры частиц. Учитель: – Существует много способов разделения смесей в зависимости от того являются они однородными или неоднородными. И основаны на том, что в смесях вещества сохраняют свои физические свойства. Предлагает совершить путешествие в страну знаний – «Учебник химии 8 кл п.26», по изучению этих способов. Класс делит на 3 групп и определяет к изучению одного из способов разделения смеси с ответом на каких физических свойствах они основаны. (см. приложение) |
Формулируют учебные действия, устраняющие причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться) – предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить Работают с материалом учебника, фиксируют новые термины и понятия. Участвуют в коллективной беседе. |
П:– самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого опыта
Р:– владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии К:– принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы. |
5 | Понимать основные особенности естественнонаучного исследования – предлагать и оценивать способ научного исследования данного вопроса
|
||||||
Этап реализации построенного проекта.
Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять. |
Подведение обучающегося к самостоятельному выводу способа действия с информацией.
Учитель: Заслушаем ответы на вопросы 1 группы – Способ дистилляции или перегонки в лаборатории. (Группа 1) На рисунке 84 параграфа 26 учебника. 2 группы – Способ дистилляции или перегонки в промышленности рис. 85 параграфа 26 3 группы – способ отстаивание и центрифугирование (стр. 154 рис 89,90,91). |
Группы: выдвигают и обосновывают гипотезы, при построении нового знания используют предметные действия с рисунками; зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.
|
П: – выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
Р:– составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; К:– сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы |
6 | Интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов | ||||||
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Обеспечивает прослушивание ответов обучающихся восприятие, осмысление зависимости способов разделения смесей от физических свойств веществ в смеси. | Решили (в группах) несколько заданий на новый способ действия, при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д. | П: – самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; Р: оценивать соответствие результата цели и условиям; |
5 | Интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов | ||||||
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Организует самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия
Учитель: Задание: по карточкам. Заполните таблицу: Способы разделения смесей
|
Самостоятельно работают по карточкам | П: – эффективно запоминать и систематизировать информацию
Р: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; |
5 | Интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов | ||||||
Этап включения в систему знаний и повторения. | Организует самопроверку учащимися своих решений по эталону, создаёт (по возможности) ситуацию успеха для каждого ученика | Проводят самопроверку своих решений по эталону | П: – самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев)
Р: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; условиями общения; |
3 | Интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов | ||||||
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Организует рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке.
Учитель: –Узнали ли вы сегодня на уроке то, что вызвало у вас затруднение при решении проблемы с загрязненной солью? – Что до сих пор остаётся непонятным? Оценивает работу обучающихся во время урока. Комментирует оценки. Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работе на уроке. Проводит инструктаж о выполнении домашнего задания: п.26 упр.3–5 стр.155 |
Осуществляют самоанализ деятельности | П: – эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Р: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; сформулированным участниками взаимодействия; |
5 | Интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов |
Приложение.
Химия .8 класс: учебник/ О.С.Габриелян. –7 изд., –М.: Дрофа,2018
Задание 1:
Способ дистилляции или перегонки в лаборатории.
Умение научно объяснять явления.
Задание на единственный выбор. На рисунке 84 параграфа 26 учебника, представлен способ получения дистиллированной воды, почти не содержащую неорганических и органических веществ, получаемую путём перегонки водопроводной воды, т. е. воду превращают в пар и конденсируют.
Вопрос 1. Как вы считаете, на каком свойстве веществ основана перегонка? Выберите правильный ответ:
– на различной растворимости веществ в смеси
– на разной температуре кипения компонентов смеси
– на различной плотности веществ в смеси
– на различных размерах частиц компонентов смеси
Ответ: |
ОТВЕТ: 2
Задание 2:
Задания на формирование компетенции: понимание особенностей естественнонаучного исследования.
Задание на сопоставления.
Для перегонки собирают прибор, состоящий из колбы Вюрца, прямого холодильника и приёмника. Колбу нужно заполнить так, чтобы жидкость занимала около 2/3 её ёмкости. После того, как будут сделаны все приготовления, колбу закрывают холодильником. Проверяют правильно ли закреплён холодильник, правильно ли сделана подводка воды к нему. Осторожно заполняют холодильник водой и только после этого начинают нагревание. Установите соответствие между названием прибора и его назначением, заполните таблицу.
Название прибора и веществ | Назначение |
А) Колба Вюрца
Б) Прямой холодильник В) «Кипелки» |
1) используется для конденсации паров и сбора конденсата в сосуде-приёмнике.
2) ёмкость с круглым дном и боковым отводом, используется для перегонки жидкостей при атмосферном давлении. 3) чтобы предотвратить возможность внезапного вскипания перегоняемой жидкости и переброски её и с колбы в холодильник 4) ёмкость с круглым дном и боковым отводом, используется для хранения, смешивания жидкостей 5) для увеличения скорости кипения |
(Ответ: 213)
А | Б | В |
Задание 3. Перегонка нефти
На формирование компетенции: интерпретация данных для получения выводов. Задание на множественный выбор.
Из перечисленных суждений о чистых веществах и смесях и способах их разделения выберите одно или несколько верных.
1) Чистые вещества имеют постоянный состав.
2) Смесь поваренной соли с речным песком можно разделить с помощью добавления воды и последующего фильтрования и выпаривания.
3) Выпаривание относят к химическим способам разделения смесей.
4) Разделение смеси воды и этанола возможно способом фильтрования.
(Ответ: 12)
Группа 2
Задание 1:
Умение научно объяснять явления.
Задание на единственный выбор
Нефть – это смесь углеводородов. Помня о том, что свойства веществ в составе смеси не изменяются, учёные нашли эффективный способ разделения нефти на отдельные нефтепродукты.
Прочитайте текст на стр.151–152. и рассмотрите рис. 85 параграфа 26
Вопрос 1. На каких физических свойствах вещества основана перегонка нефти:
– на различной растворимости отдельных компонентов нефти
– на различных температурах кипения отдельных компонентов нефти
– на различной плотности отдельных компонентов нефти
– на различных размерах отдельных компонентов нефти
Ответ: |
Ответ: На различных температурах кипения отдельных компонентов нефти
Задание 2
Задание на формирование компетенции: понимание особенностей естественнонаучного исследования. Задание на сопоставление. (рис.85 стр.151–152)
Установите соответствие между значением температуры кипения и названием образуемой фракции нефти, заполните таблицу.
Схема установки для перегонки нефти. Ссылка на источник https://darminaopel.ru/library/rektifikatsionnaja–kolonna–shema–nefti.html
Значение интервала температур | Название фракции | |||||||
А) 40–2000С
Б) 220–3500С В) 180—3000С |
1) керосин
2) бензин 3) лигроин 4) мазут 5) газойль |
|||||||
Ответ:
|
||||||||
(Ответ: 253)
Задание 3
На формирование компетенции: интерпретация данных для получения выводов. Задание на множественный выбор.
Из перечисленных суждений о способах разделения смесей выберите одно или несколько верных.
1) Для разделения смеси речного песка и железных опилок можно использовать магнит.
2) Очистить морскую воду от растворённых в ней солей можно с помощью фильтрования.
3) Для отделения осадка от раствора можно использовать установку для фильтрования
4) Перегонка является химическим способом разделения смесей.
Ответ: |
(Ответ:13)
Группа 3
Задание 1. Отстаивание и центрифугирование.
Умение научно объяснять явления.
Задание на множественный выбор. (Группа3) (стр. 154 рис 89,90,91)
Вопрос 1. На каких физических свойствах веществ смеси основан способ отстаивание и центрифугирование:
А) на различной растворимости веществ смеси в воде и разной пропускной способностью фильтров
Б) на различной плотности веществ в смеси
В) вещества осаждаются с различной скоростью под действием центробежной силы, зависящей от массы и плотности входящих в их состав частиц.
Ответ: |
(Ответ: БВ)
Задание 2
Задание на формирование компетенции: понимание особенностей естественнонаучного исследования. Задание на сопоставление.
Найдите соответствующие пары:
Способ | Различие в свойствах компонентов, используемое для разделения смеси |
А. Фильтрование | 1. Различные магнитные свойства |
Б. Действие магнитом | 2. Различная плотность |
В. Отстаивание | 3.Различная растворимость, различные размеры частиц. |
Г. Выпаривание | 4. Различные температуры кипения |
5.Различная поглощаемость компонентов смеси определенным веществом. |
(Ответ: 3124)
А | Б | В | Г |
Задание 3
На формирование компетенции: интерпретация данных для получения выводов. Задание на множественный выбор.
Запишите в поле ответа номер(а) неверных суждений.
1) Смесь этанола и воды можно разделить с помощью делительной воронки.
2) Действие магнитом на смесь железных и алюминиевых опилок является физическим способом разделения веществ.
3) Очистить сахар от примеси речного песка можно, выполнив последовательно операции: растворения, фильтрования, упаривания.
4) Очистить воду от примеси масла можно с помощью дистилляции.
Ответ: |
(Ответ:14)
(Дополнительное) Задание для всех групп. Перегонка нефти
На формирование компетенции: интерпретация данных для получения выводов. Задание на единственный выбор.
Вопрос. Выберите ответы. С какой целью трубопровод в печи выполнен в виде змеевика. Дайте пояснение:
- Уменьшение размеров печи
- Увеличение поверхности соприкосновения нагреваемой нефти с теплоносителем
- Увеличения скорости потока нефти
- Увеличение выхода бензиновой фракции
Ответ: |
Пояснение: |
Ответ:2, происходит равномерное нагревание нефти до температуры 320–3500С
Список литературы:
1.Химия.8 класс:учебник/О.С.Габриелян. –7–е изд., испр. –М.:Дрофа, 2018. –287,
[1 ] с.:ил. –)Российский учебник).
- Как составить технологическую карту урока в соответствии с ФГОС: схема и примеры. Режим доступа: https://www.menobr.ru/article/65192-qqq-17–m01-kaksostavit-obrazets-tehnologicheskoy-karty-uroka-po-fgos.
3.https://darminaopel.ru/library/rektifikatsionnaja-kolonna-shema-nefti.html