Физические и химические явления. Признаки химических реакций

№ 184

(Урок химии в 8 классе)

Олися ЗАКИРОВА,

учитель химии I квалификационной категории средней школы №7 г. Арска

Тип урока: усвоения новых знаний

Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая.

Технологии, применяемые на уроке: технология проблемного диалога, исследовательская технология, компетенностно-ориентированный подход.

Цель урока: сформировать представления о физических и химических явлениях, признаках.

Задачи урока:

образовательные:

– содействовать формированию различий между физическими и химическими явлениями;

– повторить признаки протекания химических реакций;

развивающие:

– развивать навыки вести сравнительный анализ, обобщать и делать выводы, формулировать определения понятий;

– развитие логико-смыслового мышления учащихся, памяти, химического языка, а также умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке;

воспитательные:

– воспитывать культуру умственного труда, положительную мотивацию к учению;

– способствовать воспитанию дисциплинированности, продолжить формирование убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.

Основные понятия: физические явления, химические явления (химические реакции), признаки химических реакций.

Планируемые результаты обучения

предметные:

знать / понимать понятия «физическое явление», «химическое явление», «признаки химической реакции».

уметь определять физические и химические явления, описывать признаки химических реакций, приводить примеры химических процессов в природе.

Метапредметные:

регулятивные УУД: умение обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составлять план решения проблемы; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; проводить экспериментальное исследование по предложенному плану; анализировать результаты эксперимента с выделением существенных признаков; на основании результатов эксперимента формулировать выводы;

коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); формулировать и аргументировать свое мнение;

личностные: осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе химических знаний; развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений.

Основные виды деятельности учащихся: учиться наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ в ходе демонстрационного эксперимента и лабораторных опытов.

Обеспечение урока: компьютер, проектор, электронная презентация, выполненная в программе Power Point, раздаточный материал, реактивы и лабораторная посуда.

Технологическая карта урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Цель: проверка готовности учащихся, их настрой на работу.

Приветствие учащихся, психологический настрой, включение в деловой ритм. Подготовка к работе
II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в проблемном действии

Цель: подготовка мышления учащихся, организация ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения.

Создание проблемной ситуации

– Давайте посмотрим на экран: что мы видим? (Слайд 2)

Слайды презентации: извержение вулкана, образование инея, образование тумана, образование облаков, таяние льда, плавление металла.

Слайды презентации: гниение листьев осенью, горение древесины, горение бумаги, скисание молока.

– Что  мы можем найти у них общее? Какое имя существительное объединяет все происходящее на этих рисунках?

– Изменения, происходящие с веществами, называются явлениями.

– Правильно, мы сегодня рассмотрим явления

 

 

Учащиеся выдвигают гипотезы, делают умозаключения, сравнения, выводы.

 

Отвечают на поставленные вопросы, опираясь на ранее полученные знания и жизненный опыт.

III.Этап постановки проблемы

Цель: организация анализа учащимися возникшей ситуации и выявление причины затруднения.

– А какие бывают явления? Перед вами разноцветные кубики льда и  в стаканах бесцветные растворы. Посмотрите:

– Лед переходит в жидкое агрегатное состояние, при этом у какого синие кубики жидкость синего цвета, у кого красные красного цвета?

– В стаканах бесцветные и оранжевые или желтые растворы, соедините содержимое двух стаканов, цвет поменялось.

– Что мы сейчас увидели, ребята? Какие различия? Попробуем сформулировать тему урока.

– Физические и химические явления. Признаки химических реакции. (Слайд 3) Так как химия изучает химические явления более подробно, остановимся именно на признаках химических явлений.

– Какую цель мы должны решить сегодня на уроке? (Слайд 4)

Слайды презентации: весы.

– Определяют цель урока: сравнить физические и химические явления, выявить различия между ними, сформулировать признаки химических явлений

 

 

 

 

 

 

Формулируют и тему урока:

«Физические и химические явления. Признаки химических реакции».

 

 

Весы- сравнивать, выявить различия, определить признаки….

IV. Этап изучения и фиксации нового знания

Цель: формирование умений у учащихся применения нового способа действий.

 На ваших столах лежат карточки с явлениями ( слайд 5) 

        Разделите эти явления  на две группы и попробуйте объяснить, по какому признаку  вы это сделали. (Происходит обсуждение вопроса)

1.    Сгорание бензина в двигателе автомобиля.

2.    Приготовление порошка из куска мела.

3.    Образование ржавчины.

4.    Ковка меча.

5.    Гашение чайной соды уксусом.

6.    Вытягивание алюминиевой проволоки.

Небольшая физкультминутка дети меняются местами.

ВЗАИМОПРОВЕРКА( слайд 7)        ФЯ-2,4,6       ХЯ-1,3,5

( раздаю рабочие листы результат заносится в РЛ)

Я раздала вам рабочие листа, где написано тема нашего урока, эти листы вы после вложите в свои рабочие тетради. Прил.1

В пункте   №1 РЛ укажите правильно определение физическим и химическим явлениям.

Скажите  пожалуйста по каким признакам вы определили  физические явления  №2РЛ

Химические  явления, их по другому называются химическими реакциями.   №3РЛ у вас написано определение химических реакций. Любая химическая реакция сопровождается изменениями, которые называются признаками химических реакций.

Работают

анализируют информацию, заполняют таблицу.

Физические явления Химические явления
Явления, при которых вещества не превращаются в другие, а только меняется их агрегатное состояние или форма. Явление, при которых из данных веществ образуются одно или несколько новых.

 

       На примере конкретных химических реакций  рассмотрим эти признаки. я показываю вам опыты , вы  попробуйте  назвать  признак  и на клеточке своих рабочих листах  №4 ,запишите номера .

У нас должно получится 5 признаков .

Какие изменения вы увидели при просматривании химических явлений? Давайте мы сформулируем эти признаки.

1.  Первый признак ХР вы сегодня посмотрели- это изменение цвета.

2. Соль магния+гидроксид калия, + кислота

3. Соль аммония+гидроксид  (вспоминаем ТБ, как мы должны определять запахи .Нюхать вещества можно лишь осторожно, направляя на себя пары или газы легким движением руки, не наклоняясь к сосуды и не вдыхая полной грудью.)

4.  Мел+ кислота

5. Снежок   (Пакет для оказания первой помощи «СНЕЖОК» представляет собой изделие прямоугольной формы, состоящее из наружного пакета из термоформируемой пленки, заполненного азотнокислым аммонием и внутреннего полиэтиленового пакета, заполненного водой.

В рабочих листах каждый ученик  фиксируют признаки и  делают вывод.

 

Вывод: различают пять таких признаков:

1. Изменение окраски;

2.Образование или растворение  осадка;

3.Изменение запаха;

4.Выделение газа;

5.Поглощение или выделение теплоты (иногда и света).

VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель: усвоение учащимися нового способа действия.

Компетентностно-ориентиованное задание. Прил.2  
VII.Этап включения в систему системы знаний и повторения.

Цель: повторение и закрепление изученного, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний.

Анализирую работу класса.  Оценивание. Предлагаю разноуровневые домашние задания по выбору, комментирует предложенные задания:

1 уровень: §27,упр.1,2 стр.159

2 уровень: §27,составить тест по изученной теме или сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях.

3 уровень: §27 , проект «Физические и химические явления в повседневной жизни» .

Подводят итог своей деятельности, высказывая , формулируют  умения устанавливать значения результатов своей деятельности для удовлетворения  своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.
IX. Этап рефлексии учебной деятельности.

Цель: самооценка учащимися результатов своей деятельности.

В конце нашего урока предлагаю вам составить Синквейн на основе изученного материала

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна

( существительное);

Назовите одно ключевое слово , определяющее содержание сегодняшнего урока.

2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;

Придумайте два прилагательных , раскрывающие это существительное.

3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;

Назовите 3 глагола , определяющие физические и химические явления.

4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;

Давайте сформулируем одно короткое  предложение .

5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

Назовите синоним словосочетания химические явления- химические реакции.

А какие бывают ХР, их классификацию, как записываются мы изучим на следующем уроке .  Урок окончен. Спасибо за урок.

Слушают, задают вопросы на понимание и уточнение,  участвуют в обсуждении,

выражают собственное мнение о работе  и полученном результате.

1. Явление.

2.Физические и химические .

3.изменяется, выделяется, поглощается, меняется, деформируется.

4.

 

5. Химические  реакции.

 

ПРИЛ.1

                                          __.__._____

Тема : Физические и химические явления. Признаки химических реакции    

  1. Физические явления это –                   Химические явления это –

 

 

  1. Признаки  физических явлений

 

 

 

 

 

 

 

  1. Химические реакции это- превращение  одного или нескольких исходных веществ (реагентов) в другие вещества и образуются новые химические вещества.
  1.  

 

 

 

                               

                                   Признаки химических явлений

 

 

 

 

 

 

Домашние  задания по выбору:

1 уровень: §27,упр.1,2 стр.159

2 уровень: §27,составить тест по изученной теме или сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях.

3 уровень: §27 ,мини-проект «Физические и химические явления в повседневной жизни»

 

ПРИЛ.2

1 Стимул Человек возвращался с магазина ,в рюкзаке нес жироудалитель, который опрокинулся и пропитал одежду и кожу .  Он ничего не чувствовал , пока, уже дома не увидел  на коже ожоговую рану.
2 Задачная формулировка Рассчитайте массу лимонной кислоты  и воды, которые потребуются для приготовления 200г 2% раствора кислоты  для обработки обожженных мест.
3 Источник информации Первая помощь при ожогах щелочью заключается:

  • в незамедлительном промывании пораженных участков кожи холодной проточной водой, которое проводится не менее 15 минут;
  • в обработке обмытых водой обожженных мест одним из подкисляющих растворов является  2% раствор лимонной кислоты .
4 Инструмент проверки
  1. Рассчитана и указана масса кислоты.
  2. Рассчитана  и указана масса воды.
5 Бланк для выполнения задания Дано:                                Решение:

1.

2.                           Ответ:

6 Модель ответа Дано:                                Решение:

m(р-ра)= 200г               1. m(соли) = ω×m р-ра = 200г×0,02 =  4г

ɷ(соли) = 2%             2. m(воды) = 200 – 4 = 196г

m(H2O)= ?     m(соли )= ?                                                          Ответ: m(соли )= 4г, m(H2O)= 196г.

7 Критерии оценивания «5» — 5 баллов( полностью правильное решение; «4» — 4 баллов( решение верно, но есть арифметическая ошибка); «3» — 3 балла(рассчитана масса соли)