Этапы работы с родителями в начальной школе для создания эмоционального комфорта в классе

№ 103

Алсу НАБИЕВА, Ирина АНДРЕЕНКО,

учителя начальных классов средней школы №85 г. Казани

Какие бы реформы не касались нашего образования, в центре внимания был, есть и будет находиться ребёнок. Формирование его интеллектуальных способностей должно проходить в гармонии с формированием его личностных качеств, потому что для воспитания конкурентно-способной личности необходимы, на ряду с интеллектуальными и моральные качества.

Обращаясь к классикам педагогики, хочется напомнить слова А.С.Макаренко: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».

Не секрет, что социальное положение некоторых родителей и их моральные качества не являются авторитетными для детей. Большинство семей испытывают затруднения в вопросах современного воспитания. Культурный уровень многих семей желает быть лучшим. В таких семьях, родители перекладывают воспитывающую роль на педагога и надеются на то, что школа будет заменять их в формировании личности ребенка, забывая о том, что семья – это главная общественная ступень в жизни любого человека, которая формирует не только сознание, но и волю, и чувства, и мировоззрение ребенка.

Принимая это во внимание, мы уделяем большую роль работе с родителями и начинаем свою работу с того, что объясняем родителям, как необходимо преподносить ребенку образ учителя. Вспоминается древняя восточная притча: «Войдя в класс, император заметил, что учитель не снял перед ним шляпу в присутствии детей. Император счел действия учителя неуважительными и вызвал его к себе на беседу. Он спросил его, почему учитель не снял шляпы, на что получил ответ: «Если эти юные создания увидят, что есть кто-то главнее учителя, они перестанут ему верить, а учитель, потерявший доверие учеников, перестанет быть учителем». Эта притча говорит о том, что для ребенка учитель является одной из наивысших инстанций, к которой можно обратиться, испытывая трудности любого рода.

Следующий этап работы с родителями – их ознакомление с целями и задачами воспитательной работы на учебный год и обсуждение ключевых мероприятий на организационном родительском собрании. Мы считаем необходимостью четко поставить цель к чему мы должны придти совместным трудом. Свои идеи объяснения цели очень трудно выразить словами, которые затронули бы родителей. Словесные штампы не всегда подходят и поэтому ищем путь не всегда ординарный, может быть даже креативный, главное, чтобы он был доходчив и искренен. Просматривая кинофильмы, различные передачи, работая в Интернете, мы ищем доходчивые слова, фразы, которые могла бы применить в работе с родителями. Например, в фильме «Держи ритм» мы увидели, как объяснить основную цель воспитания – помочь детям увидеть будущее, которое может у них быть. Ознакомившись с фрагментом фильма на родительском собрании, родители начинают задумываться о положительных примерах исходящих с экрана телевизора и  акцентировать на них своё внимание. Таким образом СМИ превращаются в наши помощники в воспитании учащихся и налаживании контактов с родителями.

Знакомство родителей с формами и методами работы учителя в воспитательном процессе, происходит в течение года постепенно, это помогает  в формировании третьего пункта этапов работы с родителями: доверительные контакты с учителем. Для того чтобы третий пункт начал приносить плоды родителю необходимо увидеть в учителе доброжелательного, искреннего профессионала, умеющего дать нужный совет, на любом этапе формировании личности ребенка.

Когда родителям понятны цели и задачи, наступает период конкретной работы в постоянном контакте с педагогом.

Для этого мы используем методы анкетирования, беседы, обращаемся к материалам Интернета и пользуемся ЦОР. В своей работе мы придерживаемся некоторых принципов:

— На родительском собрании прилюдно обсуждаются только дети, которые достигли хороших результатов. Они же вписываются в информационный лист, а так же родители, проявившие активность в жизни класса или школы.

— Всем родителям предлагаются характеристики, которые включают в себя анализ работы ребенка за определенный период от всех учителей.

— Чтобы закрепить обсуждаемые вопросы на собрании, родителям предоставляется информационный лист, где рассматриваются основные пункты дальнейшей работы и требования учителя.

Совместные внеклассные мероприятия помогают сплотить как детей, так и родителей. Организация праздников и непосредственное участие в конкурсах «родитель-ребенок-учитель» доставляет массу удовольствия всем присутствующим на празднике.

Такие конкурсы как «Узнай своего ребенка», «Узнай свою маму» вызывают в детях и родителях бурный восторг, что способствует комфортной эмоциональной обстановке в классе.

На глазах у родителей, проводятся так же интеллектуальные конкурсы, которые заставляют задуматься о недочетах в образовании ребенка.

На праздники бывают приглашены и ученики средней и старшей  школы. Мы работаем в тесном контакте с учителями среднего и старшего звена и выражаем им благодарность за то, что они принимают участие в организации мероприятий для начальной школы, на которых присутствуют родители. Это показывает, что взаимодействие учащихся в школе очень доброжелательное.

Подытоживая, хотелось бы сказать, что родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания. Это говорит о том, что процесс воспитания нужно начинать с того, чтобы работать педагогу в унисон с родителями для блага их детей.