Эта удивительная соль

№47

(Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы)

Айгуль ХАСАНОВА,

воспитатель детского сада №2«Чулпан» Кукморского района

Вид: образовательная деятельность.

Возраст детей: 5-6 лет.

Направление: познавательное развитие (формирование целостной картины мира).

Основная образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие,  речевое развитие, физическое развитие.

Форма проведения: подгрупповая.

Цель: вызвать интерес к изучению удивительных свойств соли.

Развивающие задачи: продолжать обогащать словарь, активизируя в речи глаголы, прилагательные; развивать диалогическую речь; совершенствовать навыки речевого общения; развивать навыки экспериментирования.

Воспитательные задачи: воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать, дополнять и исправлять ошибки своих товарищей;  воспитывать устойчивое внимание.

Образовательные задачи: упорядочить имеющиеся у детей представления и сообщить им новые сведения о соли, познакомив со свойствами и качествами соли через эксперименты.

Планируемый результат: дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы; умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи; активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Основные методы и приемы

Методы: организационный, игровой, практический, словесный, наглядный, сюрпризный момент.

Приемы: вопросы, показ, указания, дополнения, напоминания, поощрение, творческое задание.

Наглядные средства обучения: мультимедийное оборудование, планшет Mimio Pad, увеличительное стекло, тарелки с солью, пипетки, ложечки для размешивания, стаканы по количеству детей; 2 сырых яйца, 2 стакана с водой; лист бумаги А3, клей карандаш, вырезанные из бумаги для акварели заготовки, краски, салфетки на каждого ребёнка, кисточки, баночки с водой, соль.

Словарная работа: активизировать в речи слова: соль похожа на зернышки, кристаллики; впитывает в себя воду, растворяется; в соленой воде предметы не тонут.

Организация детей: сидя полукругом перед экраном, свободное перемещение.

Ход образовательной деятельности

I. Организационный момент

Воспитатель. Здравствуйте, уважаемые гости. Добрый день, дети. Желаю всем хорошего настроения. Ребята, садитесь, пожалуйста, на стульчики. Я очень рада вас видеть.

II. Основная часть

Звонит телефон.

Воспитатель. Ой, ребята, мне кто-то звонит. Минуточку, сейчас поставлю громкую связь. Алло, здравствуйте, я слушаю.

Буратино. Здравствуйте, Айгуль Мунировна. Вам звонит Буратино. У меня к вам и к ребятам есть большая просьба. Мальвина мне задала домашнее задание, а я никак не могу решить. Помогите, пожалуйста. Задание отправила через sms- сообщение. Я на вас надеюсь.

Воспитатель. Дети, поможем Буратино?

Ответы детей.

Воспитатель. А вот и задания, эти задания в виде пиктограмм. Что вы можете сказать о первой пиктограмме?

Ответы детей.

Воспитатель. Хорошо. Я тоже здесь вижу девочку, губы и соль. Если составить предложение, получится: «Девочка пробует на вкус соль». Как вы думаете, какая соль на вкус?

Ответы детей.

Воспитатель. Хорошо. Решение 1 пиктограммы в зоне «Интереса» (1 стол).

Воспитатель. Дети, я вас приглашаю в зону «Интереса». (Дети идут за воспитателем.) Перед Вами тарелочки с солью, кто хочет, осторожно попробуйте ее на вкус (дети обследуют объект).

Воспитатель. Соль соленая. Посмотрите на вторую пиктограмму. Что вы видите?

Ответы детей.

Воспитатель. Мальчик рассматривает соль через увеличительное стекло. Я вам тоже предлагаю рассмотреть соль через увеличительное стекло. (Дети обследуют объект.)

Воспитатель. Какого цвета соль? Интересно, на что похожа соль?

Ответы детей.

Воспитатель. Соль белого цвета, и похожа на зернышки, льдинки, кристаллики. Молодцы! Для решения следующей пиктограммы, я вас приглашаю в зону «Удивления». (Дети идут на 2 стол, в зону «Удивления».) Ребята, посмотрите, третью пиктограмму. Что вы видите?

Ответы детей.

Воспитатель. Я тоже вижу девочку, капли воды и баночку с солью. Я вам предлагаю в тарелочку с солью налить немного воды с помощью пипетки (дети обследуют объект). Куда делась вода?

Ответы детей.

Воспитатель. Удивительно, вода впиталась, уютно устроилась между зернышками. Что же мы видим на четвертой пиктограмме?

Ответы детей.

Воспитатель. Я тоже вижу три стакана: один с водой, второй с молоком, третий с лимонадом. Дети, я вам предлагаю в каждый стакан положить по одной чайной ложки соли и посмотреть, растворится ли соль. И если раствориться, то где быстрее? (Дети обследуют объект.)

Ответы детей.

Воспитатель. Удивительно, соль растворяется во всех перечисленных жидкостях. В лимонаде соль растворилась быстрее всего, образовав пену.

Воспитатель. Дети, для решения следующей пиктограммы, я вас приглашаю в зону «Волшебства». (Дети идут за воспитателем на  3 стол, в зону «Волшебства».) Хорошо, обратите внимание на пятую пиктограмму. Что вы видите?

Ответы детей.

Хорошо, я тоже вижу два стакана с водой и в воде яйцо. Этот опыт буду проводить я, смотрим внимательно. Для проведения опыта нам понадобиться: 2 сырых яйца, 2 стакана с водой, несколько столовых ложек соли. Положим одно сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой. Что с ним произошло?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, яйцо опустилось на дно стакана. Растворим во втором стакане соль, и опустим яйцо в солёную воду. Что же с ним произошло?

Ответы детей.

Воспитатель. Яйцо осталось плавать. Но почему? Как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитатель. Дети, оказывается соль, отталкивает все предметы. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В соленой воде предметы не тонут. Не тонут и люди, когда купаются в соленом озере.

Воспитатель. Мы много узнали о соли. Давайте сделаем выводы.

Какая соль на вкус? Соль, какого цвета? Соль на что похожа? Соль впитывает ли в себя воду? Соль растворяется ли в воде? В какой воде предметы не тонут?

Ответы детей.

Воспитатель. А сейчас позвоним Буратино. (Звук гудков.) Алло!

Буратино. Алло! Я слушаю.

Воспитатель. Буратино, мы с детьми выполнили твое домашнее задание. Пиктограммы познакомили нас со свойствами и качествами соли. Мы с помощью экспериментов узнали что: 1) соль соленая; 2) соль белого цвета и похожа на зернышки, кристаллики; 3) соль впитывает в себя воду; 4) соль растворяется в воде, в молоке, в лимонаде; 5) в соленой воде предметы не тонут.

Буратино. Спасибо вам! Я обязательно попрошу Мальвину провести эксперименты с солью. До свидания.

Воспитатель. До свидания, Буратино.

Физкультминутка «Море волнуется раз, море волнуется два…..» ети замирают в разные фигуры, кто не шевелится у того воспитатель спрашивает: «какая у тебя фигура?»)

Воспитатель. Ребята, садитесь перед экраном. Дети, я вам хочу предложить игру, которая называется «Логическая цепочка».

С помощью планшета mimio Pait надо переместить в правый угол продукты, которые едят с солью (суп, котлеты, мясо, яйцо, огурец, помидор; компот, яблоко, чай, конфета, торт, молоко, груша).

Воспитатель. Ребята, знаете ли вы что солью можно рисовать! Рисунки получаются просто сказочными! Соль впитывает жидкость с бумаги и прилипает к ней. Из-за этого поверхность рисунка становиться похожа на бугристую поверхность звезд. Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. (На столах всё заранее подготовлено для рисования.)

Воспитатель. Слушаем внимательно! Берём кисточку и наносим на всю поверхность заготовки воду, затем равномерно распределяя краску по окружности. Не дожидаясь высыхания, сыпем соль на всю поверхность заготовки. И наблюдаем, какие необычные узоры получаются. Затем раскладываем звезды на лист синего картона (размера А3) и приклеиваем заранее вырезанную луну. (Дети выполняют творческую работу.)

III. Заключительная часть.

Воспитатель. Посмотрите, какое красивое получилось у нас звездное небо! Молодцы. Ребята, кому вы расскажите об удивительных свойствах соли? Расскажите, что вы делали с солью, чтобы мамы, папы, сестры, братья смогли сделать так же?