Эмоциональное выгорание: стадии, симптомы, профилактика

№ 153 

Альсина ГАБДРАХМАНОВА,

педагог-психолог лицея №121 г.Казани

Под понятием «Синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) понимается отрицательное влияние профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, которая проявляется в виде явных изменений в поведении и состоянии человека.

Рассмотрим как в своем развитии синдром эмоционального выгорания проходит четыре стадии.

  • Первая — “медовый месяц”. Изначально человек очень доволен работой, условиями, но проходит некоторое время и  интерес к этому начинает угасать.
  • Вторая — “недостаток топлива”. Чувствуется усталость, апатия, нарушение сна, еще больше пропадает интерес к работе, регулярные опоздания на работу.
    Третья стадия — процесс приобретает  хроническую форму. Человек не справляется с поставленными задачами, раздражен, чувствует свою беспомощность. На этом фоне появляются вредные привычки, не в лучшую сторону меняется характер, общение с людьми становится шаблонным.  Тут наступает так называемый синдром хронической усталости.
  • Четвертая стадия — крайняя, самая опасная. На этой стадии у человека начинают выявляться серьезные психосоматические заболевания: гипертоническая болезнь, язва, астма, дерматиты.

Нужно отметить, что каждая стадия проходит у всех по-разному, длительность всегда индивидуальна. На это влияет возраст, темперамент, пол, особенности личности человека. По статистике больше подвержены риску «выгорания» молодые сотрудники. Так же, из практики,первыми выходят из строя, самые лучшие сотрудники — те, кто всю себя отдают своей деятельности, забывая о личных потребностях, постоянно тревожится за свое дело. Так же большую роль играет коллектив, если обстановка в коллективе благоприятная, сотрудник чувствует себя в полной безопасности, чувствует, что он часть чего-то большего и результаты его будут на высоком уровне.

Наиболее подвержены к эмоциональному выгоранию профессии, которые находятся в ситуации беспрерывного общения (педагоги, врачи, психологи, работники силовых ведомств).

Предлагаю рассмотреть факторы стресса у учителей. Здесь можно отметить:

Личные причины:

n  Плохая организация работы и слабое умение распределять время

n  Ощущение не успеть, не закончить

n  Слабая социальная компетенция

n  Переутомление от воспитательной работы, конфликтов

Школьные причины:

n  Нездоровый рабочий климат

n  Конкуренция

n  Отсутствие дисциплины у учеников

n  Сопротивление учеников воспринимать учебный материал

Условия для работы:

n  Шум

n  Высокая нагрузка

n  Крупное комплектование классов

n  Отсутствие права на ошибку

Симптомы, характерные для СЭМ

n   Физические симптомы  (физиологические) (вялость, истощение; резкое похудение или, наоборот прибавление в весе; плохой сон бессонница; затрудненное дыхание, движения; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы);

n  Эмоциональные симптомы (аффективные)  (отсутствие ярких эмоций; , равнодушие, апатия; чувство беспомощности и отчаяния; агрессивность, вспыльчивость; неспособность сосредоточиться на важных вещах; депрессия; потеря интересов, целей или профессиональных перспектив; присутствует чувство одиночества);

n  Поведенческие симптомы ( чувство усталости с самого утра, желание отдохнуть; потеря интереса к еде; безразличие к новому,формальное выполнение работы, поиск новых ощущений через сигареты, алкоголь);

Дляизбежания встречи с эмоциональным выгоранием поможет:

– четкоеопределение краткосрочных и долгосрочных целей;

– использование тайм-аутов;
– владение умениями и навыками саморегуляции;
– профессиональное развитие и самосовершенствование;
– избегание ненужной конкуренции;

– эмоциональное общение;

–поддержание хорошей спортивной формы.

Вы поможете своему организму, если будете придерживаться несколько правил:

– будьте искренними, честными с самим собой,не изображайте несуществующих чувств;

– прислушивайтесь к своему внутреннему состоянию, научитесь бороться с отрицательными эмоциями;

– полюбите себя, принимайте себя таким, какой вы есть на самом деле, не бойтесь собственного несовершенства и неидеальности;

– не делайте то, что не в силах. Не берите на себя больше, чем можете снести.

Американский психолог Дон Пауэлл рекомендует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться». Всем нам известно про лечебные свойства смеха: смех выделяет эндорфины – гормоны радости, которыеснимают боль, уменьшают чувство страха и просто делают нас счастливыми. И помните: тот, кто смеется, живет долго.