Экскурсия – особая форма работы по формированию экологической культуры младших школьников

№ 117

Разина АЛИМОВА, Гульнара ГАРИФУЛЛИНА, 

учителя начальных классов высшей квалификационной категории лицея №4 г. Азнакаево

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

Берегите свою планету –

Ведь другой, похожей нету.

                                           Я.Аким

Для каждого человека понятие «отечество» неразрывно связано с  родной природой.  Речка и берег моря, хлебные  поля и берёзовая роща, тайга и степь – все эти знакомые с детства картины сливаются в единый большой образ Родины. Беречь все это – значит беречь свою Отчизну. Как сказал писатель И.Соколов-Микитов: «Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается в нас с детства». Воспитывать у детей ответственность за судьбу родной природы и привлекать их к охране родной земли – одна из актуальных задач сегодняшнего дня. Все мы знаем, что наша земля уже в опасности. Сегодня-завтра может произойти экологическая катастрофа. А человек является главным нарушителем законов экологии. Человечество, находившееся в развивающем прогрессе, накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях.

Школьное экологическое образование призвано решить одну из важнейших задач – заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения – экологическим. В рамках этой задачи необходимо ознакомить учащихся с конституцией и их правами, с тем, чтобы дети были готовы принять участие в защите окружающей среды. Учащиеся должны понять, что многообразие  живых организмов и ландшафта необходимо для сохранения естественных ресурсов не только для сегодняшнего поколения, но и для будущего; что вопрос защиты окружающей среды – международная проблема и необходимы ответственные действия отдельных лиц и общества в целом, чтобы сохранить.

В современной педагогической науке существует большое разнообразие подходов к проблеме показателей экологической воспитанности. С чего же это начинается? Конечно, с самого малого: наблюдаем и перешагиваем осторожно трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке или на асфальте, не беспокоим подвижного жучка на зеркальной глади воды или в густой траве. Все мы – дети природы, и с малых лет должны познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться ею. И наша цель, цель учителя – неторопливо и бережно ввести детей в мир природы, дать им необходимые знания о ней, пробудить интерес и вырастить доброго друга природы. Для этого надо, чтобы мы, взрослые, любили её и прививали эту любовь детям. Но нужно обладать терпением, иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы развивать в детях чувство сострадания, сопереживания к окружающему нас живому миру.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребёнка, характеризующийся преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют её сущность в будущем. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливают глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребенком. Ребенок младшего школьного возраста начинает проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить  свое место в системе этих отношений, его деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых в обществе.

Ещё И.М.Сеченов писал о «прирождённом и драгоценном» свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. Ребенок, по своей природе, пытливый исследователь и открыватель мира. Эта особенность заложена в них ещё от природы. Перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, если правильно вести работу по воспитанию экологической культуры. Наиболее богатые возможности по воспитанию экологической культуры нам предоставляют уроки природоведения и ознакомления с окружающим миром. Наша задача не только научить ребенка получать знания по книгам, а научить их наблюдать, понять экологическую информацию во многих явлениях и объектах природы. Большой и разнообразный материал дают экскурсии. Уже в 1 классе на первой учебной неделе дети знакомятся с тем, что находится около школы, учатся наблюдать за природой. Каждая прогулка в лес, на речку, в парк даёт нам возможность совершить маленькое открытие.

Во время экскурсии происходит настоящая встреча с природой. Ребенок сам может наблюдать, найти что-то интересное, узнать очень важное, открыть неизвестное. В ходе наблюдений за растениями и животными перед детьми раскрывается красота родной природы, её неповторимость. Одновременно мы замечаем и неразумное, пагубное влияние человека на природу. Учитель должен содействовать, чтобы дети учились сопереживать, чтобы в них утвердилась мысль: что вся планета – наш дом, и о ней надо заботиться. Можно с детьми завести дневник наблюдений «Растем вместе». Дети очень чувствительны к переменам. Они гордятся тем, что растут, гордятся своими успехами. Этот дневник помогает в наблюдениях за природой: за деревьями, цветами, насекомыми и т.д. Постоянное наблюдение за одним и тем же объектом может помочь понять ценность природы, и заложить основу для глубокого чувства – ответственность за  окружающую среду.

На сезонных экскурсиях детям легко понять изменения живой и неживой природы, связь между растениями и животными, между природой и человеком. Они понимают, что человек тоже является частью природы, он зависит от природы, и он является рулевым в охране природы. Если мы сможем объяснить эти связи, то с малых лет поможем ребенку любить и восхищаться красотой окружающего мира, оценить эту красоту – значит,  мы воспитаем будущих хозяев родной земли.

Человек – часть природы. Положительное отношение детей к природе, экологическая грамотность отвратит плохие последствия. Ведь тяжелая экологическая ситуация на земле – это результат неграмотности населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу.

Родная природа – это сила, это источник, из которого каждый ребенок черпает многое. Все знают, что дети, которые родом из деревни, отличаются от детей городских. У них больше развиты положительные ценности к земле. Они ближе к природе и могут оценить её правильно, сочувствовать ей и каждую трагедию принимать близко к сердцу, потому что им любима это земля.

Наш город Азнакаево славится великолепной горой Чатыртау, своими лесами и родниками. Сколько красивых парков и цветов на клумбах города, красивые, голубые ели и белые берёзки. Мы гордимся ими! Заказник Чатыртау будто напоминает людям, чтоб они относились  к нему бережно, сохраняли эту красоту. Конечно, это нужно видеть своими глазами и почувствовать это своим телом, просто окунуться туда с ног до головы. Только тогда в сердце маленького человека, появится жалость к животным и растениям, желание как можно дольше протянуть на многие  годы эту красоту, поддержать эту красоту. Экскурсии помогут детям понять это и правильно действовать. У них не поднимется рука нанести ущерб природе: бросить мусор, ломать ветки деревьев, срывать красивые цветы, разорять птичьи гнезда и разрушать муравейники.

Во время осенней экскурсии, если дети четко видят изменения в окружающем мире, связи живой и неживой природы, а зимой понимают, что мы обязаны помочь природе. Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на развитие экологической грамотности. Учащиеся с удовольствием помогают птицам зимовать – делают кормушки, собирают и покрывают снегом корни растений. В зимнее время дети заняты проектными работами. Они выполняют презентации из своих фотографий о каждом времени года. Большая подготовка идет к экологическому марафону, который проводится каждый год среди III – IV классов. И здесь приходят на помощь знания, полученные во время осенних и весенних экскурсий. Дети с интересом изучают голоса птиц. Проектная работа «Певучие солисты» понравилось всем учащимся. Дети рассказали о великолепных поющих птицах. Они поняли, что земля полностью замерла бы без пения птиц, что они – большие помощники природы и их обязательно нужно охранять. С этой целью, проводились мероприятия с младшими учениками, велась работа с родителями по подготовке скворечников. А участие в конкурсе «Сохраним лесную красавицу!» показало, что наши дети готовы охранять деревья. Они узнали,  что деревья «легкие» нашего земного шара». Человек своим потребительским желанием уничтожает леса, не экономит бумагу. А ведь есть выход из этой ситуации. Дети активно участвуют в сборе макулатуры, бережно относится к учебникам, часто «лечат больных книг». Такие маленькие дела, начало большой экологической воспитанности.

Наступает весна. Время перемен, время пробуждения природы. Весенние экскурсии очень важны в воспитании настоящего человека, человека ответственного за охрану этой красоты. А вы оглянитесь вокруг! Какая красота!  Мы обязаны помочь ребенку увидеть эту красоту, почувствовать запах жизни.  А он спрятан в крупных почках растений, в пении птиц, в яйцах птиц и только что рожденных детенышей животных. Человек, почувствовавший такую красоту, будет помогать им, охранять их. Только нужно малышам помочь в этом. Именно этот возраст является решающим в формировании экологической культуры будущего человека.

Мы понимаем, что формирование экологической культуры реализуется через всю систему образования, но  экскурсии – первое  прикосновение к живой природе играет неотъемлемую  роль в развитии у детей экологической грамотности.

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто умеет видеть её. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе надо с самого раннего детства. И в этом убеждают нас слова В.А.Сухомлинского: «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии,  а может быть, простая человечность»».

И стоит надеяться, что общими усилиями мы начнём воспитывать вдумчивых, заботливых жителей Земли.