Экология: что может сделать каждый?

№ 125

(Проектная работа)

Айгиз ШАРИПОВ,

учащийся VI класса Новоалимовской основной  школы Актанышского района

Фидус ГИЛЬФАНОВ,

учитель биологии I квалификационной категории Новоалимовской  основной школы Актанышского района, научный руководитель

Пояснительная записка

Данный  проект  разработан для обеспечения  комплексного  подхода к формированию единой системы экологического воспитания обучающихся МБОУ  «Новоалимовская  основная  общеобразовательная  школа», в  которой  происходит  становление необходимых  экологических   компетенции  поведения  подрастающего  поколения. Это  способствует  развитию  социализации  личности  ребенка, решению  экологических  инициатив  и  формированию  экологических  молодежных   движений   села.

При разработке проекта учитывается  опыт МБОУ «Новоалимовская  основная  общеобразовательная  школа » в  проведении  мероприятий  экологической направленности, что стало мощным инструментом  воздействия  на  воспитание подростков, молодежи, повышение  их  интереса  к  экологической  грамотности   и культуре.

Проект по экологическому воспитанию «Экология: что  может  сделать  каждый?» является  неотъемлемым  звеном  в  достижении  целей  и задач воспитательной системы МБОУ  «Новоалимовская  основная  общеобразовательная  школа », как  основа экологического, здоровьесберегающего образования  детей.

Актуальность проекта

Никто  не  сомневается  в  том, что  среди  глобальных, жизненно  важных  проблем, стоящих  перед  человечеством, первостепенное  значение  приобрели  в  наши  дни проблемы экологии. Очевидно, что  в  становлении  экологического  сознания  подростков  велика роль образовательного учреждения, которое  может и  должно  воспитывать  у подрастающего  поколения  чувство  сопричастности  к  природе, ощущение  ее  красоты, не  позволяющее  относиться  к ней потребительски, варварски, проявлять бездушную беспечность  или жестокосердие.

Проблема  экологического  воспитания  подростков  не  надумана, её решение  должно стать одной  из  приоритетных  задач  сегодняшней  педагогической  действительности. Правильное  экологическое  воспитание  позволит  сформировать  гармонично  развитую личность  с  чувствами  сопричастности  к  окружающему миру, любви  к  малой  родине и гуманным  отношением  к  природе, что  в дальнейшем поможет  предотвратить  многие экологические  проблемы  человечества.

Цель проекта:

сформировать   ответственное   отношение  к  окружающей  среде, к  своему   здоровью, к  здоровью окружающих.

Задачи  проекта:

1.Расширение и углубление знаний  по экологии  и  проблемам  охраны  природы.

2.Развивать экологическое  мышление  и творческое  воображение  в  процессе исследовательской деятельности.

3.Совершенствовать  умение  и  навыки наблюдений  за  живыми  и  неживыми объектами  природы.

Ожидаемые результаты проекта:

— создание на территории школы экологически благоприятной среды;

— повышение уровня знаний по экологии у детей;

— совершенствование уровня знаний, экологической компетентности    родителей по теме проекта;

Формы работы по реализации проекта:

— наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе;

— конкурсы и викторины,  КВН;

— продуктивная деятельность, защита плакатов, проектов;

— лаборатория  (опыты и эксперименты);

— выпуск экологический газеты,

— экологические,дидактические игры, игры-путешествия.

— эколого-познавательные праздники и развлечения

Содержание проекта

Осуществление  данного  проекта  основывается  на проведение  и участие  воспитанников  в традиционных  мероприятиях  экологической  направленности  с  привлечением обучающися, родителей, жителей  села. Проект  долгосрочный, реализуется  по следующим  мероприятиям:

Мероприятие Сроки
Конкуры рисунков, викторины, интеллектуальные игры, посвященные  к дню защиты  природы Сентябрь
Акция «ЭКО-ЛЕС» Октябрь
Выполнение  исследовательской работы на  тему:

«Что у нас  под ногами»

Ноябрь
Конкурс эко-проектов «Чистый воздух» Декабрь
Экологическая тревога: «Помоги друзьям!» Январь
По станицам  «Красной  книги» Февраль
Интеллектуальная игра  по экологии Март
Акция «Посади дерево – и  ты спасешь  мир». Апрель
Составление знаков «Берегите воду» Май
Проект «Чистое Лето»: Фотовыставка ««Чистое   село» Акция «Лекарственные  растения» Июнь- Август

 

Методы реализации проекта

Проект реализуется посредством проведения ряда мероприятий с привлечением к организации молодежного актива. В  молодежный  актив  входят  воспитанники  МБОУ «Новоалимовская  ООШ» с  активной  жизненной  позицией. Каждый  из  участников проекта  имеет  определенные  обязанности  и  выполняет  определенные  функции.  К реализации  данного  проекта  привлекаются: родители  воспитанников и  учащиеся .

Ожидаемые результаты

Реализация  проекта  по  экологическому  воспитанию  позволит  в  дальнейшем:

— сформировать  единую систему  экологического  воспитания  в  учреждении;

— достичь  положительного  результата  при  участии  воспитанников  в  различных мероприятиях  экологической  направленности;

— активизировать  систему  работы  с  родителями  и  общественностью  по  формированию  у  детей  ответственного  отношения  к  природе  в  целом;

— сформировать  единую  молодежную  политику  в  селе;

 Список использованной литературы

Бахарева А.С. Формы экологического воспитания детей. М.: 1998г

Александрова, Ю. Н. Юный эколог  Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.

Т.Б.Шипунова, С.А.Пивоварова. Занятия по экологии. Москва, «Просвещение», 2005г

В. П.Зверев. Экологические игры. Москва, «Просвещение», 2001г.

И.Д.Зверев. Практические занятия по экологии. Москва, «Просвещение», 1996г.

В.В.Балабанова. Биология. Экология. Здоровый образ жизни. Волгоград, 2006г.

Заключение.

Новизна  экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям  заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.