Формирование у учащихся приемов изучения и определения основных понятий химии

№ 173

Екатерина КОСОВА,

учитель химии I квалификационной категории средней школы №137 г. Казани

Обучение химии и ее изучение на современном этапе, в условиях ФГОС, обуславливает формирование у учащихся навыков самостоятельной работы. Формирование в сознании учащихся различных понятий и умений их определения и объяснения – неотъемлемая часть процесса обучения. Понятие – форма мысли, в которой отражаются существенные отличительные свойства предметов и отношений между ними.

На уроках химии прибегают к определению понятий через примеры. На уроках в VIII классе учитель показывает разные предметы (тела) и указывает из чего они сделаны: деревянная линейка, стеклянная колба, алюминевая ложка и т.д., и в результате учащиеся сами дают определение понятию «вещество», а также приводят соответствующие примеры.

При изучении классификации сложных веществ, сначала формируем понятия. На доске имеется ряд оксидов: СаО, Na2O, Fe2O3, P2O5, SO3, SiO4, а затем учащиеся определяют общую часть, это – кислород [О], далее считают число элементов соединения – где их 2.

Учащиеся сами формируют понятие «Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород». Затем анализируют вторые компоненты в оксидах и определяют, что это – металлы и неметаллы. Таким образом, по мере углубления химических знаний, кроме общих понятий, совершенствуются отличительные признаки.

При изучении темы «Кислоты» применимы аналогичные приемы формирования общих понятий, а затем логичный переход к индивидуальным  особенностям данного класса веществ. Сначала на доске записывается ряд кислот: HNO3, HCl, H2SO4, HMnO4, H3PO4, HF, H2S, HBN.

Далее учащиеся определяют общую часть всех соединений: это –водород, причем число атомов водорода – разное. Вторую составную часть, которая различается по составу, определяем термином «кислотный остаток», где также учащиеся находят отличительный признак – наличие атомов кислорода, либо – нет. Анализируя полученную информацию, делается вывод: Кислоты – сложные  вещества, состоящие из одного или более атома водорода, соединенных с кислотным остатком.

Путем логических рассуждений определяется понятие «кислота». Таким же образом проводится классификация кислот по двум признакам: кислородосодержанию и числу атомов водорода: односоставные, где атом водорода – 1; двухосновные, где – 2 и трехосновные.

Для закрепления указанной информации учащимся предлагается проклассифицировать приведенные кислоты: HNO3, HCl, HF, HNO2, HJ, H3PO4, H2SO4, H3BO3, H2CO3, H2SiO3. Аналогичные приемы используются очень эффективно при анализе признаков  классификации темы «Основания», где сначала приводится ряд формул: KOH, NaOH, Ca(OH)2, Zn(OH)2, Al(OH)3, Cu(OH)2 и выявляется общая часть [ОН] – гидроксогруппа и одновременно вводится термин   «гидроксид». Далее идет классификация по  признаку растворения в воде, т.е. прослеживается закономерность:

– растворимые – щелочи – гидроксиды щелочных металлов;

– нерастворимые – гидроксиды остальных металлов.

На основании полученных знаний учащиеся сами формулируют общее понятие «гидроксид» и признаки классификации .

Таким образом на уроке формируются знания классификации веществ, умение их идентифицировать и практически определять их состав и строение. По мере углубления химических знаний учащихся меняется прием определения понятия и совершенствование их отличительных признаков.

Работу по формированию умений и понятий необходимо начинать с первых уроков изучения предмета, где применяются методы:

– описание;

– указание и объяснение;

– умение логически делать выводы.

Именно такой подход позволяет глубоко изучить химию, научиться анализировать и самостоятельно формулировать выводы

Литература

  1.  Лидин Р.А.и др. Химия для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы». – М.: Дрофа, 2018.
  2. Шепов В.Г., Гева О.М. Химия в формулах. – М.: Дрофа, 2016.

Насонова А.Е. Химия в таблицах. – М.: Наук