Экологические факторы и их влияние на организм

№57

(Урок биологии.V класс)

Лейсан БАРИЕВА,

учитель биологии Муслюмовской гимназии Муслюмовского района

Цель. Сформировать у  учащихся понятие об экологических факторах и их группах.

Задачи. Раскрыть понятие «экологические факторы», познакомить с группами экологических факторов, показать их влияние на организм, развивать биологическое мышление, способствовать экологическому воспитанию.

Планируемые результаты                                                                                                  

Предметные УУД научиться давать определение «экологические факторы», объяснять их влияние на  живой организм, различать антропогенные, биотические и абиотические экологические факторы, приводить примеры из жизни человека, его отрицательное и положительное влияние на окружающую среду.

Метапредметные УУД:

познавательные работать источниками информации, готовить сообщения, представлять материал в виде опорных схем;

регулятивные – определять цель работы, планировать, презентовать  полученные результаты и их анализировать;

коммуникативные – работать в группе, грамотно строить высказывания, уметь слушать учителя и своих товарищей.

Личностные УУД – формирование интереса к изучению экологии и биологии, осознание взаимосвязи между компонентами природы и важности его охраны, личного участия в этом.

Образовательные  технологии: развивающее обучение, здоровьесбережения, интерактивные, групповой деятельности, развития критического мышления.

Оборудования и материалы: компьютер, учебник (В.В.Пасечник Биология. 5 класс), рабочие тетради учащихся к учебнику В.В.Пасечника, карточки для групповой работы, чучело утки-кряквы, комнатное растение герань, рисунок колорадского жука, влажный препарат окуня речного.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся. Обсуждение погоды  на улице. Учащиеся заранее приготовленными смайликами показывают свое настроение.

II. Актуализация знаний

Организация работы в парах. Используется  сингапурская структура КЛОК-БАДДИС. Учащиеся встают со своих мест и объединяются по парам по просьбе учителя. Работают в парах с тем, с кем назначили встречу в 12 часов дня. Отвечают на вопросы учителя: «Чем характеризуется почвенная среда обитания? Назовите представителей этой среды обитания». Начинает отвечать тот, кто выше ростом. На обсуждение дается 30 с. После чего учитель может спросить любого ученика. Далее обсуждается  аналогично: «В какой среде обитания относительно постоянны условия?».

Работа с презентацией на доске. Учащиеся самостоятельно распределяют представителей живой природы по средам жизни на  листочках, в то время один ученик работает с интерактивной доской. После чего вместе с учителем проверяется правильность выполненного задания. Учащиеся самому себе ставят оценки. Если нет ошибки – «5», если 1 и 2 ошибки, то «4» и т.д.

III. Постановка учебной задачи

Учитель организует беседу по вопросам: «Что такое экология?»                                   (выслушиваются мнения учеников), кто и что может повлиять на этот организм?»

Работа с учебником. Учитель просит учащихся найти определение понятия «Экологические факторы» по п.5, раскрыть его. Сформулировать цель и задачи урока.

Физкультминутка. Гимнастика для глаз (далеко-близко), для тела  (шаг вперед, шаг назад, наклон вправо и влево).

IV. Открытие новых знаний 

Учитель просит открыть рабочие тетради и выполнить задание 18 на стр. 12. Учащиеся заполняют схему «Экологические факторы», рассматривают рис. 14 пытаются объяснить почему растение №1 более развито, чем растение №2.

Раскрывают  понятия антропогенные, биотические и абиотические факторы. Показывают их отличие.

Учитель организует работу с рис. 15 на стр. 26 учебника. Обсуждается негативное влияние антропогенного фактора на окружающую среду.

V. Закрепление знаний

Работа в группах по 4 человека: объяснить и привести примеры, (Учитель  распределяет в каждую группу одного представителя живого: чучело утки-кряквы, комнатное растение герань, рисунок насекомого колорадский жук, влажный препарат   окуня речного). На обсуждение дается 3 мин. После чего с каждой группы один ученик презентует ответ в виде опорной схемы на листочке А4.

Организация беседы по  слайду «Природное сообщество»: «Что такое экологические факторы, какие известные вам экологические факторы вы можете отметить на таблицах? Приведите примеры  положительного и отрицательного влияния  антропогенного фактора в нашем селе. (Региональный компонент)».

VI. Рефлексия

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале. Поставьте себе балл на полях тетради.

Какое у вас настроение в конце урока? (Учитель просит показать смайликами.)

VII. Домашнее задание

П.5, ответить на вопросы (всем). Сделать презентацию или рисунок  о влиянии экологических факторов на любой организм (по желанию).