Единицы измерения длины: километр. Соотношения единиц измерения длины
(Урок математики в V классе)
Гулия БИКИЕВА,
учитель математики I квалификационной категории Нурлатской школы-интерната для детей с ОВЗ
Педагогические задачи:
образовательные: повторить известные единицы измерения длины; создать условия для закрепления наглядных представлений о них, знания отношений между ними;
коррекционно-развивающие: способствовать развитию вычислительных навыков, мышления, речи, чертежных навыков, навыков самостоятельной работы, устного счета;
воспитательные: содействовать воспитанию культуры письма.
Ожидаемые (планируемые) результаты:
Предметные: научатся использовать приобретенные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Познавательные: получат возможность научиться осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
Регулятивные: научатся различать способ и результат действия.
Коммуникативные: получат возможность с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
Личностные: получат возможность для формирования заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Оборудование: наглядный материал для устного счета; опоры; шагомер; таблица соотношений мер длины.
Ход урока
I. Устный счет.
1. Математический диктант.
– Запишите ответы в строчку в тетрадь.
1) 30 увеличить на 60. (90 – в.)
2) 90 уменьшить на 20. (70 – е.)
3) Найти сумму чисел 500 и 30. (530 – л.)
4) Уменьшаемое 700, вычитаемое 50. Найти разность. (650 – и.)
5) Целое 60, часть 20. Найти другую часть. (40 – ч.)
6) Большее число 800, разность 600. Найти меньшее число. (200 – и.)
7) Длина класса 900 см, ширина 400 см. На сколько длина больше ширины? (На 500 см – н.)
8) Мама купила 300 г шоколадных конфет, а карамели – 600 г. Сколько всего конфет купила мама? (900 г – а.)
(Учащиеся выходят к доске и выкладывают буквы, которые соотносятся с числами, в том порядке, как зачитывались задания. В итоге должно получиться слово «величина».)
е | ч | а | в | л | и | н | и |
70 | 40 | 900 | 90 | 530 | 650 | 500 | 200 |
II. Актуализация чувственного опыта учащихся
– С какими величинами мы знакомы? (Длина, масса, стоимость.)
– Чем отличаются друг от друга длина и масса? (Длина обозначает расстояние, а масса – вес.)
– Какие единицы измерения длины знаете? (Миллиметр, сантиметр, дециметр, метр.)
– Длина – это величина. А миллиметр, сантиметр, дециметр, метр – это единицы измерения длины.
Величина | Единицы измерения |
длина | миллиметр – мм
сантиметр – см дециметр – дм метр – м |
– Назовите самую маленькую единицу измерения длины. (Миллиметр.)
– Покажите ее на линейке. Запишите ее в тетрадь. (Записывают в тетрадях: 1 мм.)
– Где встречаемся с данной единицей? (Высказывания учащихся.)
– Найдите и запишите длину клеточки тетради. (Записывают в тетрадь: 5 мм.)
– Какой мерой будем измерять мелкие предметы? (Миллиметрами.)
– Какой мерой мы пользуемся чаще всего на уроках математики? (Высказывания учащихся.)
– Покажите 1 см. Запишите в тетрадь. (Записывают в тетрадь: 1 см.)
– Постройте отрезок, равный 1 см.
– Найдите и запишите длину тетради. (Записывают в тетрадь: 20 см 5 мм.)
– Какими мерами пользовались? (Сантиметрами и миллиметрами.)
– Сравните, чем отличаются друг от друга две последние записи? (1 см выражен одной единицей измерения, а 20 см 5 мм – двумя.)
– Какую единицу измерения длины будем использовать при измерении длины класса? Купленной материи на шторы? (Метры.)
– Измерьте длину класса шагомером, запишите полученный результат.
III. Изучение нового материала
– Сегодня закрепим знания о единицах измерения длины и их соотношениях, а также обобщим знания, полученные на предыдущем уроке.
– Какими мерами пользуются для нахождения больших расстояний, например, расстояний между городами? (Высказывания учащихся.)
– Какое расстояние мы прошли вчера? (Один километр.)
– Чем измеряли данное расстояние? (Шагомером.)
– Сколько метров в одном километре? (В одном километре одна тысяча метров.)
– Километр – наибольшая единица измерения длины, ее составляют 1 000 метров.
– Посмотрите, как записано слово «километр». Спишите данное слово, выделите орфограммы, поставьте ударение.
– Произнесите его.
– Слово «километр» записывают при числах: 1 км, т. е. буквами «км» без точки. Например: 1 км, 8 км, 400 км.
– Назовите здания, улицы, которые находятся от школы на расстоянии в 1 км. (Высказывания учащихся.)
– Для определения расстояния между городами вдоль шоссе стоят столбы. Расстояние от одного столба до другого равняется 1 км.
– За какое время мы прошли 1 км? (Ответ на данный вопрос соответственно занятому времени во время экскурсии.)
– Ребята, человек может пройти 1 км примерно за 15–20 мин; спортсмен может пробежать 1 км за 3 минуты.
Физминутка
IV. Коррекция и первичное закрепление знаний
1. Работа по учебнику: выполнение заданий 81 и 82 на с. 47.
– Начертите одну полоску длиной 12 см, а другую – на 4 см короче.
– Что обозначает термин «короче»? (Меньше.)
– Чему будет равна вторая полоска? (8 см.)
– Как вычислили? (Так как вторая полоска короче, то надо от 12 см отнять 4 см.)
– Начертите одну полоску длиной 75 мм, а другую – на 5 см короче.
– В каких мерах выражены длины полосок? (Первая – в миллиметрах, вторая – в сантиметрах.)
– Сможем ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет, потому что при выполнении арифметических действий над числами, полученными от измерения, их надо выразить одной мерой.)
2. Задание на развитие речи.
– Как вы думаете, а чем в старину измеряли длину различных отрезков? (Высказывания учащихся.)
Учитель читает стихотворение.
Не имели наши предки
Ни линейки, ни рулетки.
Но могли предмет любой
Измерять самим собой.
Ткани мерили локтями,
Землю мерили лаптями,
И имели пальцев пять –
Щели в доме измерять.
В общем, жили, не тужили,
Не хлебали лаптем щей…
И всему на свете были
Люди – мерою вещей!
А. Усачев
– О чем стихотворение? (Высказывания учащихся.)
– Первые единицы длины, как в России, так и в других странах, были связаны с размерами частей тела человека. Таковы сажень, локоть, пядь. В Англии и США до сих пор используется ступня – фут (31 см).
В Древней Руси в качестве единиц измерения длины применялись: косая сажень (248 см) – расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки; маховая сажень (176 см) – расстояние между кончиками пальцев, расставленных в стороны рук; локоть (45 см) – расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки. От восточных купцов пошла единица аршин (то же означает локоть) – существовали турецкий аршин, персидский аршин и др. Поэтому и возникла поговорка «Мерить на свой аршин».
– Объясните смысл данной поговорки. (Высказывания учащихся.)
– Почему сегодня неудобны данные единицы для измерения? (Высказывания учащихся.)
V. Закрепление знаний
1. Работа по учебнику: выполнение заданий 84 и 85 на с. 48.
– Прочитайте, спишите и запомните таблицу.
Таблица мер длины
Работа по таблице мер длины (обратить внимание на сокращенную запись единиц измерения длины).
– Сравните, поставьте знаки «>», «<», «=».
1 км … 890 м 60 м … 370 м 530 см … 5 м
1 000 м … 1 км 2 км … 200 км 740 см … 7 м
По ходу работы задаются уточняющие вопросы:
– На что следует обращать внимание при сравнении чисел, полученных от измерения? (Чтобы они были выражены одной мерой.)
2. Минутка чистописания.
Запись мер длины в сокращенной форме под диктовку учителя.
– Записать сокращенно слова: километр, дециметр, сантиметр, миллиметр, метр. (Км, дм, см, мм, м.)
Один учащийся выполняет задание с обратной стороны доски; проверка.
3. Самостоятельная работа.
1) Решение уравнения: х + 45 = 90.
– Рассмотрите пример. Как он называется? (Уравнение.)
– Докажите. (В нем есть неизвестное число, которое обозначается х.)
– Каким арифметическим действием найдем неизвестное слагаемое? (Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно от суммы отнять известное слагаемое.)
2) Выполнение теста.
Тест
1. Вставить пропущенное слово: миллиметр, сантиметр, дециметр:
1) 5 дм = 50 … 2) 1 дм > 5 …
1 см = 10 … 5 дм 7 … = 57 см
10 см = 1 … 18 см < 2 …
2. Вставить пропущенное слово: сантиметр, метр, километр:
1 м = 100 …
1 км = 1 000 …
900 м < 1 …
3. Указать «лишнюю» единицу измерения.
1 километр;
1 метр;
7 дециметров;
1 час;
5 миллиметров.
Ответы:
1. 1) 5 дм = 50 см; 2) 1 дм > 5 см;
1 см = 10 мм; 5 дм 7 см = 57 см;
10 см = 1 дм; 18 см < 2 дм.
2. 1 м = 100 см;
1 км = 1 000 м;
900 м < 1 км.
3. 1 час.
VI. Итог урока.
– С какими величинами мы знакомы? (Длина, масса, стоимость.)
– Перечислите единицы измерения длины. (Миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр.)
– Назовите наименьшую единицу длины, наибольшую единицу длины. (Миллиметр, километр.)
– Где используют миллиметр? (Высказывания учащихся.)
– Где сталкиваемся с километром? (Высказывания учащихся.)
– С какой единицей длины сталкиваемся чаще всего? (Высказывания учащихся.)
– Сколько метров составляет 1 км? (1 км = 1 000 м.)
VII. Домашнее задание
Заполнить страничку в пособии «Тысяча» от 901 до 1 000.
VIII. Рефлексия
(Дети подходят и ставят карточки тех цветов, которые им подходят к окончанию урока)
Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
Ещё придётся потрудиться.
Да, трудно всё-таки учиться.
Оценки за урок.