Джин у нас в гостях

№ 107

(Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшей группы по УМК «Посуда»)

Мусфира ГАЙЗУЛЛИНА,

воспитатель татарского языка высшей квалификационной категории детского сада №214 г. Казани

Цель: формировать у русскоговорящих детей умение строить диалог на татарском языке.

Задачи:

– продолжать знакомство с языковой культурой, национальной кухней татарского народа. Познакомить новыми словами көз, кабак, яңгыр, бавырсак; закрепить название предметов посуды в диалоговой речи: чашка, тарелка, ложка; их цвет, размер;

– развивать способность к самостоятельной деятельности, преодолевать  ситуации затруднения через деятельностный подход, находить решение в проблемной ситуации;

– воспитывать любовь к татарской речи, коммуникативные качества, вежливость, культуру языка.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель. Исәнмесез, балалар!

Дети. Исәнмесез, Мөсфирә Мөнировна!

Воспитатель. Хәлләрегез ничек?

          Дети. Әйбәт. Рәхмәт. Сезнең хәлләр ничек?

Воспитатель. Әйбәт. Рәхмәт. Ребята, мне очень хочется узнать какие вы? Посмотрите на себя и назовите свое самое лучшее качество, а потом передайте зеркало другу, который стоит рядом. Начну я. Я, добрая! (Передаёт зеркало рядом стоящему ребенку.)

– Как замечательно вы о себе рассказали!

– Сделаем зарядку для лица:

Җил исә,

Яңгыр ява,

Сулар ага,

Тамчыларны сөртәбез.

– А сейчас сделаем зарядку для языка, чтобы правильно говорить (закрепление звуков татарского языка Ә, Ү, Ө, Ң, Һ).

Сә -сә -сә – Әнисә

Үс-үс-үс – Гөлүс…

(Воспитатель обращает внимание на кувшин.)

Воспитатель. Что это?

Дети. Кувшин.

Воспитатель. Что можно хранить в кувшине? Потрите кувшин ладошками!

(Звучит восточная музыка. Взлетает Джин.)

Воспитатель. Кто это?

Дети. Джин.

Воспитатель. Джин прилетел к нам в гости с Востока! А в какой республике живем мы?

Дети. В Татарстане.

Воспитатель. Как называется наш город?

Дети. Казань.

Воспитатель. Джин, мы в нашей республике говорим по-татарски, и ты познакомься с нашим красивым языком.

Ребята, какое сейчас время года?

Дети. Осень.

Воспитатель.

Ветер листопад понёс,

Это наступил көз.

В переводе на русский көз – это осень!

В татарском языке гуси кричат ка, а утки – бак. Поиграем в игру «Гуси-утки». (Воспитатель делит детей на две команды. Ка – бак, ка – бак!)

Воспитатель. В переводе на русский «кабак» – это тыква!

Где хранится осенний урожай?

Дети. В сарае, кладовке, погребе…

Воспитатель.

Убрали урожай в ангар,

Начинается яңгыр!

В переводе на русский яңгыр – это дождь! Джин, ты запомнил, как звучат слова на татарском языке? (Закрепление новых слов.)

Воспитатель. Джин у нас в гостях. Что нужно для того, чтобы принять гостей?

Дети. Убраться, красиво одеться, купить торт, накрыть стол…

Воспитатель. Пойдем накрывать стол для чаепития! (Стол с чайной посудой.)

Воспитатель. Расставь тарелки, Катя! Какого цвета тарелки?

Катя. Кызыл,сары…

Воспитатель. Какую чашку ты хочешь поставить себе, Миша? Попроси у меня:

Миша. Яшел чынаяк бир.

Воспитатель. Миша, мә яшел чынаяк. Что еще для нужно для чаепития? Таня, разложи ложки.

Таня. Бу кашык. Бу тәлинкә.

Воспитатель. Ребята, а Джин потерял свою чашку в пустыне, как ему помочь?

Дети. Отправиться в пустыню и раскопать чашку.

Воспитатель. Сейчас Джин нас переместит к тому месту, где закопана чашка, закрыли глаза. (Звучит музыка.)

Воспитатель. Открывайте глаза… Вот и место где нужно искать чашку. (Дети достают из сухого бассейна пазлы.) Чашка разбилась на черепки, склеим их! (Собирают пазлы.)

Воспитатель. Какая у Джина чашка?

Дети. Синяя, большая… – зәңгәр, зур…

Воспитатель. А у нас какого размера чашки?

Дети. Маленькая, красная… – кечкенә, кызыл…

Воспитатель. Споём песню про синюю чашку, развеселим Джина! (Песня «Синяя чашка» – «Зәңгәр чынаяк».)

Воспитатель. Стол мы накрыли, а сейчас пойдем готовить угощение! Мы будем делать татарское национальное блюдо – бавырсак. (Слайд «Бавырсак», делается из теста.)

Воспитатель. Посмотрите инструкцию как готовят бавырсак. (Схема приготовления остается на слайде.) Как мы будем раскатывать тесто в колбаску?

Дети. Между ладонями.

Воспитатель. Посмотрите, у всех всё есть для работы? (Детей 8 человек, теста 4 куска.) Что же делать? (Дети договариваются, считают количество детей, делят тесто.)

Воспитатель. Протрите руки салфетками и начинайте готовить! Готовый бавырсак мы уложим горкой на блюдо. (Во время рабочего процесса детям задаем вопросы: какое тесто? какие татарские блюда вы еще знаете?)

Воспитатель. Отнесем бавырсак на кухню жарить. (Уносит бавырсак.)

Воспитатель. Какие новые слова узнал Джин? (Закрепление темы.)

Воспитатель. Что мы приготовили?

Дети. Бавырсак.

Воспитатель. А вот и бавырсак готов! (Вносят готовый бавырсак.) Я с вами прощаюсь, а вы с Джином оставайтесь пить чай и кушать бавырсак.

До свидания, сау булыгыз!