Дымковские игрушки

 № 180

(Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию (роспись игрушек из глиныв логопедической старшей группе)

Елена ШАРАФЕЕВА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада №316 г. Казани

Наиля УРВАНЦЕВА,

учитель-логопед высшей квалификационной категории детского сада №316 г. Казани

Цель: развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

закреплять знания детей о народной игрушке, как об одной из форм народного декоративно=прикладного искусства;

– показать перспективы работы с изделиями из природного материала – глины;

– совершенствовать умения работать гуашью;

– побуждать детей к построению связных монологических высказываний повествовательного и описательного типов;

коррекционно-развивающие:

продолжать развивать технические умения детей – умело пользоваться кистью (рисовать концом кисти и всей кистью);

– развивать наглядно-образное мышление, репродуктивное воображение, мелкую моторику рук;

– способствовать развитию мотивации к творческому поиску и эмоциональному развитию детей;

– развивать эстетический вкус при восприятии произведений искусства.

воспитательные:

– воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу до конца;

– воспитывать уверенность в собственных силах;

– воспитывать настойчивость в достижении поставленных задач и преодолении трудностей;

– воспитывать любовь к народному творчеству и положительное отношение к результатам своей деятельности;

по формированию предпосылок учебной деятельности: формировать учебно-познавательную мотивацию через игру и организацию предметно-пространственной среды.

Индивидуальная работа: беседы и рассматривание с детьми иллюстраций и подлинных изделий народного творчества, дидактические игры, изготовление игрушек из глины, роспись силуэтов дымковских игрушек, просмотр тематических иллюстрированных альбомов по русскому народному творчеству, просмотр презентаций и фильмов.

Предварительная работа: написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию, работа с родителями.

Методы: словесный, игровой, практический.

Оборудование и демонстрационный материал: игрушки народных промыслов (посуда с гжельской росписью, матрёшки, дымковские игрушки, посуда с хохломской росписью), гуашь, кисти, поднос, баночки для воды, влажные салфетки для рук, фигурки из глины, ноутбук, проектор, проекторное полотно, презентация по теме: «Дымковские игрушки».

Вспомогательный материал: стихотворения (подбор из интернет источника http://dymka.teploruk.ru/article/folklor/?curPos=12); аудиозапись «Гардарика – Дымковская игрушка (медленная)»; https://hotplayer.ru/ ?s=дымковская игрушка.

Используемая образовательная программа: От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой. – Издание 5-е (инновационное), испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – c. 336

 

Ход занятия

I. Организационный момент

Посещение выставки народно-прикладного искусства.

(Дети входят в группу, встают полукругом у выставки предметов народно-прикладного искусства. Воспитатель подводит детей к выставке народных промыслов.)

Воспитатель. Ребята, давайте рассмотрим нашу выставку. Обратите внимание: сколько здесь разнообразных, красивых предметов! Все эти предметы мы используем в быту, в нашей повседневной жизни.

В нашей огромной стране очень много различных видов народно-прикладного искусства: это хохломская роспись по дереву, гжель – роспись по керамике, жостовская роспись по металлу. А это наши любимые дымковские игрушки, сделанные из глины. И я предлагаю продолжить знакомство с ними. (Дети рассматривают, трогают предметы и игрушки.)

Воспитатель. Присаживайтесь на стульчики, и мы с вами вспомним, откуда они появились и почему их называют дымковскими? (Дети садятся на стульчики, перед экраном.)

II. Основная часть

1. Знакомство с историей возникновения Дымковской игрушки.

(Звучит мелодичная музыка (Гардарика – дымковская игрушка (медленная). Просмотр презентации «Дымковские игрушки». Воспитатель читает стихотворение.)

Воспитатель.

Ели спят у большака

В инее седом

Спит деревня, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок,

Дым из труб идет столбом,

Словно в дымке все кругом,

Голубые дали,

И село большое

«Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки непростые,

А волшебно-расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки полоски

Казалось бы, простой узор,

Но отвести не в силах взор.

Воспитатель. Дымковские игрушки лепили из глины, а для того чтобы они были крепкими да звонкими их обжигали в печи, это называлось обжигом. Затем разводили мел и белили игрушки, а потом расписывали яркими красками. Каждый цвет имел свое значение. Вспомните пожалуйста значение цветов.

Дети.

– Зеленый цвет – это природа, жизнь;

– белый – правда, добро;

– черный – зло, горе;

— красный – огонь, красота, здоровье;

– голубой – небо, вода;

– желтый – солнце, тепло.

Воспитатель. Все игрушки, которые мастерицы делали долгими зимними вечерами, продавали весной на ярмарке. Как такая игрушка называлась?

Дети. Такая игрушка называлась свистунья.

Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам стать настоящими мастерами и расписать фигурки, которые вы смастерили из глины дымковским узором, и пополнить ими нашу выставку. Садитесь за столы и возьмите кисточки. Но прежде чем приступить к работе, давайте подготовим наши ручки и глазки. (Дети садятся за столы, берут кисточку и выполняют пальчиковую гимнастику с элементами зрительной гимнастики.)

2. Пальчиковая гимнастика с элементами  зрительной гимнастики.

Воспитатель.

Кисточку возьмем вот так.

Это трудно?

Дети. Нет, пустяк!

Воспитатель.

Вверх – вниз, вправо – влево

Гордо, словно королева,

Кисточка пошла тычком,

Застучала «каблучком»

А потом по кругу ходит,

Как девица в хороводе.

Дети: Мы рисуем: раз, раз…

Все получится у нас!

Воспитатель. Ну вот вы готовы приступить к работе.

3. Раскрашивание игрушки.

(Дети самостоятельно выполняют творческую работу. Во время раскрашивания фигурок педагог обращает внимание детей на дымковские игрушки, которые висят на доске. По ходу выполнения работ, восспитатель обращает внимание детей на цвета, спрашивает почему ребенок выбрал именно этот цвет. Индивидуально подходит к детям в процессе росписи, помогает и уточняет правильность выбранного узор. По окончанию работы дети вытирают руки влажными салфетками.)

III. Итоги образовательной деятельности

Воспитатель. Ребята, какие замечательные работы у вас получились, несите их на нашу выставку. (Дети раскладывают свои поделки на выставке.)

Воспитатель. Какое у вас настроение? (Ответы детей.) Всё ли у вас получилось, как вы задумывали? (Ответы детей.) С какими трудностями вы столкнулись? Что бы в следующий раз хотели слепить из глины? (Ответы детей.) Так почему же игрушки называются Дымковскими? (Ответы детей.) Приглашаем гостей полюбоваться нашими работами.

Ребенок.

Ой, Вы, гости дорогие!

У нас игрушки расписные,

Веселы и ярки!

Словно солнце жарки!

Хором все дети. Приходите снова к нам, рады мы всегда гостям!

Воспитатель. Обязательно приходите на нашу выставку дымковских игрушек. До свидания!