Дружба и порядочность

(4 класс. ОРКСЭ)

Гульназ ГАЛИХУЗИНА,

учитель начальных классов Сабинской средней школы Сабинского района

Цели:

– продолжить знакомство учеников с общечеловеческими ценностями;

– выявить представления детей о дружбе;

– показать каким должен быть настоящий друг;

– раскрыть понятия этики: честность и порядочность;

– формировать у детей навыки эффективного взаимоотношения, чувства общности,  способности работать вместе для достижения общих целей.

Ход урока

  1. I. Организационный момент
  2. II. Самоопределение к деятельности и актуализация знаний

Учитель. Доброе утро! Начнем урок ОРКСЭ. Перед тем как перейти к новой теме, я хочу вас проверить, сможете ли одновременно выполнить два задания, слушать внимательно песню и собрать пазл. Песня и пазл непростые, они нам помогут при определении сегодняшней темы урока. Давайте приступим. (Собирают пазл.)

– Над какой темой мы будем работать сегодня? («Дружба и порядочность».)

– Какие цели мы поставим перед собой?

– Молодцы, правильно. Дадим более полное определение понятиям «дружба» и «порядочность», выведем основные правила дружбу, определим какими качествами должен обладать настоящий друг.

III. «Открытие» нового знания

  1. Групповая работа.

Учитель. Давайте, подробно остановимся на понятии «дружба». Вам нужно раскрыть значение этого слова. Следующее задание вам нужно выполнить в группе. Когда работаем в группе должны помнить о правилах работы.

Успех команды зависит от работы от каждого.

В команде работают и отвечают все.

Обсуждаете вместе так, чтобы каждый смог ответить на заданный вопрос.

Слушаем ответы других команд.

Вы должны подобрать по одному слову на каждую букву, связанному с понятием «дружба» в следующем порядке:

Д –

Р –

У –

Ж –

Б –

А –

Учитель. Действительно, дружба связана с доверием, она приносит радость и уважение, у друзей возникают положительные желания и эмоции. Дружбу надо беречь, активно за неё бороться.

  1. Работа с определением «дружба».

– Что такое дружба? Каждый знает.

Может быть и спрашивать смешно?

Ну а всё же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

– Правильно, молодцы. Как вы думаете, где мы можем более точное определить понятие дружбы? (В словарях, энциклопедиях, учебнике, Интернете.) На уроке у нас есть главный помощник – это учебник. Обратимся к учебнику.

– Найдите значение слова «дружба» в учебнике на стр. 62 и прочитайте его определение.

Выводы

– Значит, дружба возникает между кем?

– В результате чего возникает дружба?

– Между друзьями должно быть что? (Уважение, вера, общие интересы, совместная деятельность.)

– Обычно дружат люди, похожие друг на друга с общими интересами, взглядами.

– Кто и что может быть другом? (Книга, мама, кукла…)

– Еще раз посмотрите на определение: между куклой и человеком может ли быть дружба?

– Друг – это человек, который связан с тобой дружбой, близкими отношениями, основанными на привязанности, доверии, общности интересов. Живя в обществе, человек находится в разных отношениях с другими людьми. Дружба связывает не только отдельных людей, но и целые коллективы, классы.

– А у вас есть друзья?

– Умеете ли вы быть другом?

  1. IV. Применение новых знаний. Творческое применение полученных знаний с переносом на другой языковой материал
  2. Работа над фрагментом из мультфильма «Ералаш».

Учитель. А теперь посмотрим видеофрагмент из «Ералаша» «Настоящий друг». Смотрим внимательно. (Просмотр.)

– Можем ли мы сказать, что между этими мальчиками существует дружба? Почему вы так думаете?

– В чем проявляется его неумение дружить?

– Каждый ли человек умеет быть другом?

– Обратимся к учебнику на стр. 63. Прочитаем ответ на вопрос.

– Пользуюсь учебником, составим постулаты – правила дружбы. Каким не должен быть друг? (Самолюбивый, тот, кто хочет быть главным в дружбе, тот кто не умеет радоваться и т.д.)

– А вы знаете, что во многих сказках, литературных произведениях дружба помогает одержать победу над злом. Посмотрите на выставку книг. В свободное время вы можете прочитать любую из этих книг.  С некоторыми произведениями вы уже знакомы. Я думаю, что вы заинтересуетесь и прочитаете эти книги.

– Чтобы все эти постулаты – правила выполнялись, какими  качествами должен обладать друг? Вам поможет учебник на стр 64. Я вам прочитаю, а вы  внимательно слушайте.

– Какие качества должны быть у настоящего друга?

– Пользуюсь, учебником, назовите какими качествами должен обладать настоящий друг?

– Иногда бывает, дружба за шоколадку. Наверное, и с вами была такая же ситуация. Дай, мне шоколадку, и я буду с тобой дружить. Если не дашь, то мы не друзья.

– Как вы думаете, это дружбу можно купить, например, за конфетку, за шоколадку? В этом случае друг уже думает о себе, о своей выгоде.

– Есть такое качество, которое называется, бескорыстием, это человек, который при дружбе не требует ничего взамен, не думает о своей выгоде. (бескорыстным).

– Я хочу обратить внимание на последнее высказывание,  настоящий друг это тот, кто не держит зла после ссоры и быстро умеет мириться. Вот это качество запомните!  Потому что, между вами  иногда бывает, что вы долго не миритесь.

  1. Знакомство с понятием «порядочность».

– Все ли слова мы с вами рассмотрели.

– В начале урока мы с вами сказали, что наша тема «Дружба и порядочность». Как вы понимаете слово «порядочность»?

– Со словом дружба тесно связано и такое понятие, как порядочность.  Я хочу вам рассказать одну историю. Это история о спортсменах. Мы с вами знаем, что спортсмены нацелены только на победу. «Главное – участие» – это не для них. Первое место – вот что важно. Но и среди спортсменов бывают разные люди. Этот случай произошел в 2012 году, когда известный атлет отказался от победы, которая была уже почти у него в руках, на кану был главный суперприз – огромные деньги.

– А почему он отказался от победы, мы с вами сейчас разберем.

В испанском городе Наварра проводились соревнования по легкой атлетике. В них участвовали самые известные  и успешные бегуны мира. Среди них был и призер лондонской Олимпиады – Абель Мутаи.

На забеге он вырвался вперед, уверенно лидировал, но к всеобщему удивлению остановился, когда оставались до финиша 10 метров. Абель решил, что он уже добежал до финиша и начал радоваться своей победе. Комментатор кричал ему, что он еще не добежал. Но атлет совершенно не понимал испанский.

Вторым за кенийским спортсменом шел испанский атлет Иван Фернандес. Он догнал Абеля. И как вы думаете, что он сделал?

Иван Фернандес мог спокойно достигнуть финиша первым, но неожиданно для всех зрителей мужчина подбежал к своему главному сопернику и стал кричать ему о том, что финишная черта все еще впереди.

Испанец не стал обгонять Абеля Мутаи и позволил ему забрать свой заслуженный суперприз – огромные деньги. После награждения победителей Ивану задали интересующий всех вопрос: «Почему он так поступил?».

– Почему так поступил Иван? Почему он отказался, от победы, от денег, хотя была такая возможность?

– С какой стороны показал себя Иван?

– О каком качестве человека это говорит?

– Испанец преподнес всем нам урок настоящей справедливости, он поступил как порядочный человек.

– А что такое порядочность?

Порядочность – это строгое соблюдение человеком всегда и во всем установленных в обществе норм поведения, неспособность человека к плохим (низким) поступкам.

Вывод. Порядочность – первую очередь это уважение других людей, это умение заступаться за других, уважать труд людей. Быть порядочным значит относиться к ближнему, как к самому себе, не делать и даже не желать ему того, чего не хочешь для себя.

– Как вы думаете, легко ли быть порядочным человеком?

– У нас в школе повсюду поставили камеры, под камерами хочешь, не хочешь приходиться выполнять правила. А когда камер нет, когда за тобой никто не наблюдает, вот тогда хочется их выполнять?

– Порядочный человек никогда, ни при каком условии не нарушит правила, нормы поведения, он просто напросто не способен на низкие поступки.

  1. Работа в группах. Разбор ситуаций.

В жизни между друзьями бывают различные проблемные ситуации. Перед вами карточки, вы должны прочитать её, обсудить, рассказать, как поступили бы вы, если бы речь шла о вашем друге.

1-я ситуация. Как ты поступишь, если твой друг употребляет плохие слова и выражения?

2-я ситуация. Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы списать. Как ты поступишь?

3-я ситуация. Твой друг совершил плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты. Что ты сделаешь?

4-я ситуация. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе  родители запрещают с ним дружить. Как ты поступишь?

– Надо ли спрашивать разрешения родителей, с кем дружить?

Вывод. Каждый имеет право выбирать своих друзей. Но чтобы не навредить себе, своим родным, хорошо бы посоветоваться с родителями. Ведь они несут ответственность за твое здоровье и жизнь, за твое будущее.

5-я ситуация. Твой друг не слушает тебя, говорит тебе обидные  грубые слова.  Когда ты начинаешь ему объяснять, что так нельзя делать, начинает капризничать и плакать по пустякам. Как ты поступишь?

Вывод. В дружбе надо быть требовательным, если друг начинает капризничать, говорить обидные слова, если друг предает тебя, то нужно  разорвать эти отношения. Потому что мы с вами говорили, что дружба возникает в результате взаимного уважения, доверия.

  1. V. Рефлексия

Учитель. Наш урок подошёл к концу. А сейчас я хочу пригласить вас в «Комнату обидных воспоминаний». Я предлагаю вам, мои дорогие собеседники, не ставя фамилии вспомнить и коротко (в 2 – 3-х предложениях) написать на листе воспоминание о собственном непорядочном поступке. Делая это, вы можете озвучить то, за что вам до сих пор стыдно, а можете просто сказать, кому вы причинили боль. Кто-то из вас, возможно, захочет извиниться, и это будет прекрасно, так как это станет ступенькой к порядочности. Написали? А теперь разорвите эти листочки. И больше никогда так не делайте.

  1. VI. Подведение итогов

Учитель. Спасибо всем за участие. Я надеюсь, что наш разговор был не напрасным. Подумайте о сказанном сегодня. В разговоре о дружбе я бы поставила порядочность на первое место, потому что уверена – лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь. Те, о которых мечтает каждый из вас.

Мне хочется верить, что вы все станете порядочными людьми и будете умножать добро в этом прекрасном мире. Любите людей, помните о своем высоком предназначении.