Доли

(Урок математики в 3 классе)

Айгуль ГАЛЯВЕТДИНОВА,

учитель начальных классов многопрофильной гимназии №189Заман» г. Казани

Цели:

– определить понятие «Доли»;

– учить записывать и читать доли.

Задачи:

обучающие:

– дать понятие о доле числа, о составных частях доли числа;

– повторить особые случаи деления и умножения на 0 и 1;

развивающие: продолжить развивать логическое мышление, математическую речь, навыки устного счета, память, восприятие;

воспитывающие:

– работать над развитием любознательности, доброго отношения к своим одноклассникам;

– прививать интерес к предмету, расширять кругозор.

Планируемые результаты:

личностные:

– понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

– ценить и принимать следующие базовые ценности: терпение, желание понимать друг друга, принимать позицию другого;

– не бояться собственных ошибок;

познавательные:

– самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей;

– строить вспомогательные модели к задачам в виде схематических рисунков;

– анализировать краткую запись задач и решать их составлением выражения;

– самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях;

– работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций;

регулятивные:

– принимать участие в обсуждении, формулировании цели конкретного задания;

– выполнять работу в соответствии с заданным планом;

– участвовать в оценке и обсуждении полученного результата;

коммуникативные:

– работать в паре, договариваться друг с другом, уважительно относиться к точке зрения другого обучающегося;

– вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

– отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

– ясно формулировать ответы на вопросы учителя.

Оборудование: демонстрационный материал: презентация, опорные схемы, апельсин.

Для обучающегося: раздаточный материал: цветовые карточки, карточки с заданиями.

Ход урока

Ι. Самоопределение к деятельности

Эмоциональный настрой детей.

Учитель. Доброе утро, ребята! Давайте поочередно соприкоснемся пальцами своего соседа и проговорим: желаю (соприкасаются большими пальцами), успеха (соприкасаются указательными), большого (соприкасаются средними), во всём (соприкасаются безымянными), и везде (соприкасаются мизинцами).  И на этой приятной ноте начнём наш урок.

– Прочитайте, пожалуйста, пословицу «Мы учимся, когда мы что-то делаем».

– Как вы ее понимаете? (Ученики высказывают свои мысли.)

– Это и будет девизом нашего урока.

– Что такое учиться? Делая совместно, мы откроем новые знания. (Ученики высказывают свои мысли.)

ΙΙ. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Устный счет.

Учитель. Приготовьте сигнальные карточки. Я буду зачитывать вам математические выражения, если вы согласны с утверждением, то поднимаем карточку с зеленым цветом. Если не согласны, то с красным цветом.

– Верно ли утверждение, что произведение чисел 1 и 8 равно 1?

– Верно ли утверждение, что в 1 метре 100 см?

– Верно ли утверждение, что частное чисел 32 и 1 равно 32?

– Верно ли утверждение, чтобы получить число 35 надо 1 увеличить в 35 раз?

– Верно ли утверждение, что если 8 умножить на 0, получится 8?

– Какие правила мы с вами сейчас повторили? Расскажите эти правила. (Особые случаи деления и умножения на 0 и 1.)

– Молодцы, с этим задание вы все справились хорошо.

ΙΙΙ. Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности

  1. Работа с карточками.

Учитель. Далее работать мы будем в парах. У вас на столах карточки, прочитайте выражения и найдите значения данных выражений. На выполнение даю 2 минуты.

24:6 = 5:1 =
18:3 = 8:1 =
36:6 = 45:9 =
5:5= 1:4 =

– У вас есть ко мне вопросы? Были затруднения? Все получилось? (Да, все получилось, но смогли решить один пример.)

– Почему мнения разделились?

– А сейчас мы проверим, правильно ли выполнили задание. Внимание на экран. (Фиксация затруднения – не сумели решить последний пример, либо мнения разделились.)

– В чем причина? (Мы никогда не решали подобные примеры.)

– Что необходимо сделать? (Попытаться найти выход из затруднения.)

  1. Показ апельсина.

– Ребята, какие мысли у вас возникают, глядя на этот предмет? (Сочный, круглый, его хочется съесть.)

– Я хочу вас угостить апельсином. Как это сделать, ведь апельсин один? (Выслушиваются мнения учащихся.)

– Апельсин нужно разрезать на 2 равные части.

– Что сделали с апельсином? (Разрезали пополам.)

– Как сказать по другому? (На две равные части, доли.)

Есть предположения как мы еще можем назвать эту часть? (Частичка.)

– А еще как можно разделить этот апельсин? На сколько частей? (На 6, на 8.)

– Я делю целый апельсин (т.е. целое) на части.

– Как вы думаете, как по-другому называются равные части? (Доли.)

– Кто догадался, как звучит тема нашего урока? (Доли.) (Вывешивается тема.)

– Сформулируйте цель урока. (Познакомиться с понятием «Доля».)

– Как вы считаете, что можно делать с долями? (Дети предполагают.)

– Посмотрите на доску и сформулируйте задачи урока, при помощи опорных слов?

Определить  (познакомимся с понятием доля).

Записывать (узнаем как записать доли).

Читать (научимся читать доли).

– Кто может дать определение понятию «доля»?

– Посмотрите на экран, вот какое определение я нашла. Доля – одна из равных частей целого.

– Возвращаемся к нашему плану. Мы ответили на первый вопрос? Выяснили, что такое доля? (Да.)

ΙV. Построение проекта выхода из затруднения

Учитель. Сколько у меня было апельсинов? На сколько частей я разделила? Как можно записать это?

– Какие есть предположения? (Был один апельсин, на две, на четыре и т.д., не знаем.)

– Следующий пункт нашего урока – записывать.

– Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:).

– Но, в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта (горизонтальная черта) – и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.

– Вернемся к примеру, который мы не решили. (1:4)

– Посмотрите, пожалуйста, на экран. Так записывают дроби в тетради. Откройте тетради и запишите число, классная работа.

– Сейчас посмотрите на доску. (Показать, как пишется.) Запишите в тетради обозначение долей через запятую, через клетку. (1/2, 1/4) Читается так одна вторая, одна четвертая.

– Как вы думаете, что обозначает число под чертой? (На сколько равных частей (долей) разделили) можно показать на апельсине.) 

– А число над чертой? (Сколько таких частей взяли)

Под чертой пишется число частей, на которое разделили целое, а над чертой ставится единица, т.к. от целого взяли одну равную часть.

– Верхнее число –это числитель, нижнее число – знаменатель.

–Что мы узнали, ребята? (Что такое «доли», как поровну разделить, записывать доли.)

VΙ. Первичное закрепление во внешней речи

Учитель. Возьмите круг и разделите его с помощью перегибания на две равные части. Сколько половин в целом круге? (В целом круге 2 половины.)

– Какие это части? (Равные.)

– Закрасьте  1 часть красным карандашом. Какую часть закрасили? (1/2)

– Возьмите второй круг и разделите его перегибанием  на 4 равные части. Одну часть закрасьте красным карандашом. Какую часть закрасили?

– А как записать?

– Что обозначает эта запись? (Целое разделили на 4 равные части и взяли одну такую часть.)

– Как прочитать эти записи? (Одна вторая, одна четвертая.)

VΙΙ. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учитель. Возьмите, пожалуйста, карточки с заданиями. Сейчас мы выполним №1. Какую долю квадрата составляет закрашенная часть квадрата?

– Внимание на второе задание. Нам нужно прочитать и объяснить следующие записи. Например, 1/7 отрезка. (Она седьмая отрезка, был один отрезок и его разделили на 7 равных частей и взяли одну такую часть.)

– Задание 3. Через запятую запишите в тетрадях в виде доли. Единица разделена на 5 одна пятая и т.д

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока

Учитель. Какой девиз мы был у нас в конце урока?. Сумели мы в деятельности  научиться новому? Что мы узнали? Что такое доли?

– Как называется число над чертой? (Числитель.)

– Как называется число под чертой? (Знаменатель.)

– Продолжите, пожалуйста, следующие предложения. Если вы согласны с первым утверждением поднимите зеленый круг, если со вторым – то зеленый.

Я понял тему урока…

У меня остались вопросы…

– Давайте вместе приготовим пирог из долек. У вас на партах лежат две цветные доли пирога. Если вам было интересно на уроке, т.е. вы всё поняли, то выберите жёлтую долю. Если возникли затруднения, то зеленую.

– А сейчас посмотрим, что у нас получилось. Каких долек больше? Над чем еще предстоить поработать?

  1. IX. Домашнее задание (будет на выбор).
  2. Решить примеры №2 (стр. 92).
  3. Изготовить модель доли или рисунок доли. В качестве примера вы можете взять торт, яблоко, апельсин, мандарин.

– Сегодня я бы отметила хорошую работу на уроке… Желаю вам дальнейших успехов.

На перемене возьмите, дети, по дольке мармелада. Спасибо вам за урок!