Долгосрочный творческий проект «Мост дружбы»

 № 181

Светлана СМИРНОВА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада № 230 г. Казани

Наше общество представляет собой большой многоквартирный дом, в котором живут люди разной национальности, вероисповедания. Они живут рядом, плечом к плечу им нельзя ссориться, они должны жить в мире и согласии, быть терпимыми, уважать и сочувствовать всем, кто живет рядом, не зависимо от того, что эти люди говорят на другом языке, по-другому молятся, соблюдают иные традиции.

Учитывая то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, был разработан проект «Мост дружбы», который направлен на формирование гуманных чувств и представлений о добре, чуткости, справедливости, отзывчивости; воспитание чувства гордости за людей, живущих в дружбе со всеми народами.

Цель проекта: продолжать формировать у детей представления о дружбе, развитие эмпатии, коммуникативных способностей, содействие сближению детей через различные формы работы, привлечение родителей в участие в проекте.

Задачи:

– воспитывать толерантность и дружеское отношение к разным народам мира;

– развивать связную речь дошкольников, интерес к истории, традициям, жизни народов разных национальностей, обогащать словарный запас;

– формировать знания об особенностях национального быта народов Поволжья.

Участники проекта: дети средней группы, родители, педагоги.

Предполагаемые результаты:

– дети получили качественные знания о культурах народов Поволжья, познакомились с национальными особенностями, традициями;

– у детей сформирован интерес к жизни и традициям народов Поволжья;

– словарный запас детей обогащен новыми терминами, понятиями;

– дети уважительно относятся к  народам разных национальностей.

Используемые в проекте виды детской деятельности: музыкально-художественная, игровая, познавательно-исследовательская, чтение художественной литературы.

Работа по реализации проекта ведется по блокам:

1-й блок – «Методический»

Сбор информации по теме.

Определение основных направлений работы.

Подготовить материально-техническую базу и создание мотивационных, организационных, нормативно-правовых, программно-методических, информационных условий для ознакомления дошкольников с национальностями людей, проживающих на территории Татарстана.

2-й блок – «Содержательный»

Изучение устного творчества народов Поволжья: стихи, загадки, рассказы, сказки, пословицы и поговорки, знакомство со словами «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста» и т. д. на различных языках.

Музыкальное творчество: прослушивание песен и произведений разных народов, презентация «Танцы, пляски, хороводы разных народов».

Национальная кухня: презентации «Блюда разных национальностей», «Знакомство с национальными овощами и фруктами», приготовление с родителями национальных блюд.

3-й блок – «Досуговый»

Беседы, просмотры мультфильмов по сказкам народов Поволжья (дома с родителями), знакомство с народными национальным подвижными играми.

4-й блок – «Аналитический»

Систематизирование методического материала, сопоставление промежуточных результатов с задачами проекта.

5-й блок – «Отчетный»

Составление интеллект карты «Все мы разные, но все мы вместе».

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный

Изучение теоретических вопросов проблемы. Анализ методической литературы по теме.

Сбор информации (фото, исторический материал) о национальностях народов Поволжья.

Создание «банка» на электронных носителях о костюмах, флагах, песнях, произведений искусства, быта, танцах, блюдах и т. д. разных национальностей.

Изготовление практического материала (детали костюмов, рисование флагов, животных).

Разработка сценариев бесед.

Разработка конспектов НОД по интернациональному воспитанию, создание информационных условий для реализации проекта (консультации для родителей и педагогов).

II. Основной

Систематизация методического материала.

Проведение бесед с родителями по интернациональному воспитанию дошкольников.

Совместное  изучение и составление родителями с детьми «Семейного дерева».

Беседы с детьми о толерантности. Дать понятие о том, что толерантность – это уважение, принятие и понимание многообразия мира. Формировать умение терпимо относится к другим народам.

Игровые образовательные мероприятия по темам: «Хоровод дружбы», «Поезд», «Шарик в ладони», «Тук-тук, кто там?», «Скажи соседу комплимент», «Продолжи пословицу».

Изобразительная деятельность. Раскрашивание по образцу «Национальные костюмы», аппликация «Хоровод дружбы».

Игровая деятельность. Дидактическая игра «Часть – целое» (по народным костюмам). Дидактическая игра «Путешествие по Поволжью». Вызвать у детей интерес к «путешествию» по карте, закреплять знания детей о народах, проживающих рядом с Татарстаном, подвижные игры разных народов.

Познавательная деятельность. Чтение сказок разных народов, чтение стихотворений В.Степанова «Российская семья», О.Александровой «Лучшее богатство», С.Маршака «Всемирный хоровод», Я.Акима «Есть одна планета – сад».

Знакомство детей с государственной символикой и народной культурой (демонстрация презентаций): русских, татар, башкир.

Создание интеллект-карты: о русском, татарском, башкирском народах, их быте, блюдах, костюмах, растительном мире, животном мире, значимых архитектурных сооружений и мн. др.

III. Заключительный

Составление интеллект-карты «Мост дружбы».

Описание проекта

Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстает перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем мир родного детского сада, далее – мир родного края и, наконец, мир отчизны – России.

При современном уровне миграции народов дошкольные учреждения посещают дети разных народностей, с разными культурными традициями, разным уровнем знания русского языка. Система дошкольного образования только на уровне частных детских садов может создавать для детей группы, объединяющие малышей по национальному признаку. В государственных учреждениях все дети распределяются по группам с учетом возраста.

Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у детей примерно с 4-х лет, когда они узнают о многонациональном населении нашей планеты. У старших дошкольников, воспитывающихся в многонациональном коллективе, преобладает положительное отношение к представителям разных народов, что чаще всего проявляется в интересе к их жизни, культуре, желании дружить, делиться с ними игрушками, даже выучить язык, на котором они говорят. Вместе с тем бывают прямые или косвенные проявления иного отношения: насмешки или, наоборот, испуг.

Основной путь воспитания у детей культуры межнационального общения – это приобщение к национальной культуре через познание народной мудрости, национальных традиций и обычаев, произведений талантливых национальных писателей и поэтов, композиторов, художников, мастеров народного промысла. В социальном окружении важно дать детям правильные ориентиры: о человеке судят не по его национальности, а по тому, каков он, по его делам и поступкам.

Важным моментом толерантного воспитания является формирование у детей эмоционально-положительного отношения к национальному многообразию населения нашей страны, многообразию человеческих языков: «как хорошо, что нас много и мы все разные».

Эффективность толерантного воспитания зависит от комплексного использования различных методов и средств.

НОД «Мост дружбы»

Цель: формирование дружеских отношений в детском коллективе.

Задачи:

– развивать познавательную активность детей; мелкую моторику рук; расширять и активизировать словарь детей. Развивать воображение, образное мышление;

– воспитывать нравственные качества детей, толерантность, терпимость, дружественные отношения к сверстникам;

– расширять представления о народах, живущих рядом с нами, их национальных костюмах.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие.

Ход занятия

(Дети входят в зал под музыку, встают в круг.)

Хәерле иртә миңа!

Хәерле иртә сиңа!

Хәерле иртә безгә!

Воспитатель. Балалар, без нинди шеһәрдә яшибез?

Дети. Казанда

Воспитатель. Казанда нинди милләтләр яши?

Дети. Руслар, татарлар, чувашлар, башкортлар, марилар.

Воспитатель. Алар ничек яшергә тиеш?

Дети. Дус, тату.

Воспитатель. Дуслык турында сез нинди җыр беләсез?

Дети. «Дустым бар».

Воспитатель. Әйдәгез, жырлыйбыз. (Исполняют песню «Дустым бар».)

Уң ягымда дустым бар, дустым бар.

Сул ягымда дустым бар, дустым бар.

Түгәрәк,т үгәрәк, нинди матур түгәрәк.

Түгәрәк, түгәрәк, нинди матур тугәрәк.

Уң ягымда дустым бар, дустым бар.

Сул ягымда дустым бар, дустым бар.

Без шатлык таратабыз, җырларга яратабыз.

Без шатлык таратабыз, җырларга яратабыз.

Уң ягымда дустым бар, дустым бар.

Сул ягымда дустым бар, дустым бар.

Түгәрәк, түгәрәк, нинди матур түгәрәк.

Түгәрәк, түгәрәк, нинди матур түгәрәк.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Посмотрите на экран. Что вы видите?

Дети. Разноцветные человечки держатся за руки. Они построили мост.

Воспитатель. Правильно. А как вы думаете, почему они держатся за руки?

Дети. Потому что они дружат.

Воспитатель. Ребята, назовите главные правила для всех друзей.

Дети. Дружат дети разных национальностей, друзья играют вместе, друзья всегда делятся, друзья помогают друг другу, друзья умеют договариваться.

Воспитатель. Скажите, ребята, как можно назвать этот мост – где все люди дружат?

Дети. Мост дружбы.

Воспитатель. Вы хотите пройти по мосту и подружиться с человечками?

Дети. Хотим.

Воспитатель. Әйдәгез, уйныйбыз. Рус халык уены «Золотые ворота». Ведь друзья всегда играют вместе.

Игра «Золотые ворота» (проводится по правилам игры «Ручеек»).

В золотые ворота

Проходите господа!

Первой мать пройдет,

Всех детей проведет.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас.

Воспитатель. Какие еще игры народов Поволжья вы знаете?

Дети. «Волк и ягнята», «Карусель», «Жмурки», «Тюбитей», «Лошадки», «Раю-раю».

Воспитатель. В какую игру вы хотите еще сыграть? Одна игра по выбору детей: «Волк и ягнята», «Карусель», «Жмурки», «Тюбитей», «Лошадки», «Раю-раю».  После игры дети подходит к стенду с интеллект картами.)

Воспитатель. Ребята, мы весь год знакомились с традициями и обычаями народов Поволжья, составили интеллект-карту. Назовите эти народы.

Дети. Русские, татары, башкиры.

Воспитатель. Как вы думаете, могут эти народы построить мост дружбы?

Дети. Да, могут. Потому что они живут дружно и не ссорятся.

Воспитатель. Ребята, вы хотите помочь этим народам построить мост дружбы?

Дети. Хотим. (Дети подходят к столам и выполняют аппликацию.)

Воспитатель (размещает готовые работы на стенд). Посмотрите, что у вас получилось?

Дети. Мост дружбы, где все народы дружат.

Воспитатель. Предлагаю вам еще одну игру: «Да-да-да, нет-нет-нет».

– Будем крепко мы дружить? Да-да-да.

– Нашей дружбой дорожить? Да-да-да.

– Мы научимся играть? Да-да-да.

– Друг другу будем помогать? Да-да-да.

– Друга нужно разозлить? Нет-нет-нет.

– А улыбку подарить? Да-да-да.

– Друга стоит обижать? Нет-нет-нет.

– А игрушку не давать? Нет-нет-нет.

– Чай с друзьями будем пить? Да-да-да.

– Будем крепко мы дружить? Да-да-да.

– Нашей дружбой дорожить? Да-да-да.

Воспитатель. Молодцы, ребята, все правильно ответили. Скажите, пожалуйста, что будет если люди на земле не будут дружить?

Дети. Им будет скучно. Они не смогут построить дом. Не смогут вместе играть. Будет война. Не смогут ходить в гости.

Воспитатель. Что нужно сделать, чтобы всего этого не произошло?

Дети. Нужно соблюдать правила друзей.

Воспитатель. Все правильно, ребята. Нужно дружить и уважать традиции и обычаи других народов. Тогда на всей земле будет мир.