«Добрый город»

№58

(Программа профилактики конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации ФГОС)

Мадина СУЛТАНОВА,

педагог-психолог детского сада №162 г.Казани   

 Специфика поведения в конфликтной ситуации, готовность или неготовность разрешать конфликты начинают складываться в детстве. Именно в дошкольном возрасте формируются представления о конфликте и конфликтных ситуациях, характер которых во многом определяет реальное поведение ребенка.

 По целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования по ФГОС ребенок должен уметь договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в т. ч. чувство веры в себя, стараться конструктивно разрешать конфликты. Он должен уметь выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам. Хорошо, если ребенок будет способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности, будет понимать, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей. У дошкольников должны быть сформированы механизмы отношений, основанных на сотрудничестве и взаимопомощи. Взрослые должны заложить основы воспитания, основанные на доброжелательности, готовности выручить сверстника, умении считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.

 Актуальность программы обусловлена важностью проблемы предупреждения конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста для дальнейшего благоприятного перехода детей к школьному общению. Современные федеральные стандарты подчеркивают, что именно успешная ранняя адекватная социализация к условиям школы напрямую зависит от того, как в дошкольный период ребенок научился бесконфликтному поведению. Из этого следует, что при работе с данным возрастом детей мы можем и должны ответственно продумать и выстроить работу с дошкольниками так, чтобы научить их конструктивно выходить из конфликтных ситуаций и уметь справляться с провокативным поведением сверстников.

 Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, необходимой для его успешного перехода к новому социальному статусу – статусу школьника.

 Теоретический анализ методической литературы по проблеме детской конфликтности показал, что у некоторых дошкольников наблюдается снижение ведущей роли в общении, что указывает на трудности в отношениях со сверстниками. В этом возрасте происходит разделение детей на популярных и на непопулярных. Первые из них пользуются уважением и симпатией среди сверстников. Популярные дети легко вступают с ними в контакт и достаточно свободно общаются. Другие же дети (застенчивые, замкнутые, с нарушением самооценки) стараются держаться в стороне от ровесников. Они никогда не предлагают игру первыми. Таким образом, возникают симпатии и антипатии, которые глубоко переживаются детьми. Внутриличностные переживания детей могут привести к агрессивным, негуманным проявлениям эмоций: грубости, зависти, несправедливости, отчуждению. Для их предотвращения необходимо в этом возрасте обучать детей межличностному общению со сверстниками.

Становлению эффективного межличностного общения детей будут способствовать:

  • җелание вступать в контакт;
  • умение общаться (управлять своим поведением, влиять на собеседника, организовывать общение);
  • знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов, связанных с предметами, интересами, трудностями в общении (отношений), ценностями и  потребностями. Факторами, обостряющие протекание конфликтов в дошкольном возрасте можно назвать: чрезмерное повышение и проявления таких эмоций, как  гнев, страх, тревога, разочарование, проявление безразличия со стороны взрослого на возникший конфликт, отсутствие попыток установления и поддержания отношений, эскалация, тиражирование конфликтной ситуации, увеличение числа детей, участников конфликта, вовлечение родителей. А факторы, ведущие к ослаблению конфликтных ситуаций: уход на нейтральную сторону, беседа, объяснение, но не демонстрация, снижение «нападающих» паттернов поведения, наличие и использование коммуникативных навыков урегулирования конфликтов, сохранение и укрепление межличностных отношений.

 Чаще всего встречаются два типа психологических конфликтов у детей дошкольного возраста – конфликт в действиях и конфликт в мотивах.

 Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Разрешение конфликта между детьми – это:

  • минимизация проблем, разделяющих стороны, осуществляемая через поиск компромисса, достижения согласия
  • устранение полностью или частично причин, породивших конфликт
  • изменение целей у участников конфликта
  • достижение соглашения по спорному вопросу между участниками.

 И здесь становится очевидным, что необходимо взаимное общение родителей и воспитателей, которое не только способствует объективному решению конфликтов, но и предотвращает многочисленные конфликтные ситуации в будущем.

 Для старших дошкольников значимо принятие их сверстниками, очень важна их внешняя оценка другими, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт. Культура поведения ребенка во многом зависит от культуры поведения находящихся рядом взрослых: родителей, воспитателей. В лице взрослого ребенок находит не образ другого человека, а, как отмечал Д.Эльконин, «…образ себя через другого».

Формируя у детей  коммуникативные умения, необходимо одновременно совершенствовать эти же умения у педагогов и родителей. С этой целью  разработана целая система воздействий, реализующаяся в двух направлениях: в работе с детьми и со взрослыми (родителями и воспитателями).

Моделируя конфликтные ситуации в педагогическом процессе, можно задействовать механизм принятия решения и оценки происходящего самими детьми, что следует рассматривать как одно из средств воспитания нравственности. Цель работы с детьми проста: обучить детей умениям межличностного общения. Работа со взрослыми сводится к подготовке их к собственному общению с детьми и к обучению детей умениям межличностного общения.

После завершения первичной и повторной (вторичной) психологической диагностики проводятся собрания родителей и воспитателей, на которых педагог – психолог знакомит с результатами исследований детей и взрослых, даются рекомендации по совершенствованию внутрисемейного и педагогического общения с детьми.

Правильное разрешение взрослым конфликтных ситуаций, которые возникают между детьми, помогает им освоить образцы культурного выхода из сложных положений, в которые попадает любой человек на жизненном пути. Поэтому в детском саду для воспитателей и родителей проводятся семинары (теоретические и практические), мини-тренинги,  круглые столы, консультации, в ходе которых происходит повышение педагогической и родительской компетенции, улучшаются детско-родительские отношения.

Таким образом, обязательным условием коррекционно-развивающей работы является сотрудничество педагога-психолога с воспитателями ДОУ и с семьей, которое обеспечивает совместное составление общего плана коррекционно-педагогических мероприятий и единство требований к ребенку.

 Программу обучения детей навыкам разрешения конфликтных ситуаций, мы назвали «Добрый город», подразумевая, что можем научить каждого ребенка сделать положительный позитивный выбор: «хочешь быть добрым – будь им». Программу разработали на основании результатов наблюдений и диагностических мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет), их родителей и педагогов, работающих с ними.

 Цель программы: обучить детей способам эффективного межличностного общения.

 Задачи программы:

  • способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений, научить пониманию и открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами
  • формировать умения устанавливать и поддерживать контакты
  • сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации
  • развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе
  • развивать волевую сферу, произвольность психических процессов
  • корректировать деструктивные формы поведения

 Проводится цикл тренинговых занятий в течение 5 месяцев. Программа «Добрый город» рассчитана на 21 занятие. Занятия с подгруппой детей (8 – 12 человек) проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятия составляет 30 мин. Занятия проводятся в кабинете психолога или в помещении группы детского сада, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться.

Структура занятий включает следующие элементы: ритуал приветствия, разминка, основное содержание, рефлексия, ритуал прощания

 Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Для этого используются следующие методы и приемы: развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения); упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию), этюды, рассматривание рисунков и фотографий, чтение художественных произведений, рассказы психолога и детей, сочинение историй, беседы, моделирование и анализ заданных ситуаций, слушание музыки, творческая деятельность, мини-конкурсы, игры-соревнования.

Во время занятий дети рассаживаются в круг. Такое общение создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. В начале и по их окончанию используются игры-активаторы, упражнения для настроя детей. Почти каждое занятие завершается созданием детьми какого-либо рисунка в индивидуальных альбомах. Детский рисунок – итог работы на занятии, который объединяет в себе все полученные эмоции, впечатления, знания и умения. К каждому занятию прилагается домашнее задание для совместного выполнения ребенком и родителями.

 Система работы состоит из 5 разделов. При работе по этим разделам происходит постепенное психологическое развитие ребенка. Последовательность тематических блоков нашей программы принципиально важна для достижения максимального образовательного эффекта.

Раздел 1 – «Мой внутренний мир». В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на развитие навыков самообладания и самоанализа, внимания к самому себе, к своим переживаниям и желаниям; способности различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, пол), свои мышечные и эмоциональные ощущения.

Раздел 2 – «Моя семья». В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на осознание ребенком своего места в семье и понимание внутрисемейных отношений; на осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого домочадцами члена семьи; на развитие интереса к истории своей семьи.

Раздел 3 – «Мои друзья». Здесь собраны игры и упражнения, направленные на развитие умения слушать собеседника, быть внимательным к партнеру, замечать состояние других детей и быть готовым оказать им помощь.

Раздел 4 – «Мои эмоции». Здесь содержатся игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, опознавание своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций окружающих и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

Раздел 5 – «Я среди людей». В этом разделе представлены игры и упражнения, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей; на формирование внимательного отношения к людям и друг к другу; развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения.

 В конце годового курса проводится итоговое занятие – игра-путешествие «У школьного порога», где подобраны игры и упражнения, направленные на повторение знаний и закрепление коммуникативных умений и навыков.

Пройдя подготовку по данной программе, дети будут знать и уметь следующее:

Знать:

  • что означают их имена
  • особенности поведения и общения мальчиков и девочек
  • об относительности в оценке чувств
  • как устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации
  • историю собственной семьи.

Уметь:

  • понимать свою индивидуальность, свой внешний и внутренний мир;
  • устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения;
  • выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, движения, интонацию;
  • понимать своего собеседника по выражению его лица, позе, эмоциям, жестам;
  • рисовать пиктограммы, обозначающие различные эмоции;
  • переносить доброту, чуткость, бескорыстие из мира животных в общение с людьми;
  • общаться, несмотря на разницу желаний и возможностей, высказывать свое мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки;
  • оказывать помощь другим детям в трудной ситуации;
  • рисовать свое генеалогическое древо.

 Таким образом, профилактика конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации ФГОСэто очень важная система мер, направленная на предотвращение, а также поиск путей выхода из конфликта. Работая по данной программе, нам удалось сформировать и поддерживать в группе здоровый нравственно-психологический климат, уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, организацию продуктивной деятельности, высокий авторитет бесконфликтных, конструктивных взаимоотношений. Хорошие результаты дала совместная деятельность и переживание конфликтующими сторонами успеха общей деятельности. Очень важным аспектом явилось развитие самоконтроля – когда индивидуальное поведение стало соответствовать стандартам, правилам, регуляторам, установленным в обществе. Это послужило основой для выработки компромиссов в поведении детей.