Добрые эльфы

(Проектная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста)

Наиля АРКИЛОВА,

воспитатель детского сада № 212 г. Казани

Цель: создание благоприятного эмоционального настроя на участие в волонтёрском движении на примере помощи бездомным животным.

Задачи:

– продвигать идеи волонтёрства и поддержки волонтерских инициатив в детском саду;

– активизировать словарь детей, развивать связную речь и мышление;

– выявить нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными.

Сроки: долгосрочный (учебный год).

Участники проекта: дети средней группы, педагоги, родители воспитанников, социум.

Актуальность. В настоящее время одни из самых популярных и широко обсуждаемых тем – это волонтерское движение и бездомные животные. Мы решили связать эти две темы вместе.

Воспитание бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в жизни ребёнка дошкольного возраста. Не может быть добрым человек, который не любит животных, который никогда не проявил о них заботу. Вовлекая ребёнка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, мы, взрослые развиваем в нём чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждаем к сочувствию, воспитываем готовность помогать делом.

Мы провели опрос среди воспитанников группы, и оказалось, что почти в каждой семье есть домашние животные – собаки, кошки, аквариумные рыбки, хомячки, черепашки, кролики. И мы общим решением педагогов и родителей воспитанников, организовали в группе проект «Добрые эльфы».

В ходе реализации проекта мы использовали следующие формы работы:

– беседы;

– наблюдения;

– художественно-творческая деятельность;

– разучивание песен, стихов, потешек, загадок;

– чтение художественной литературы;

– сбор информации, выпуск листовок и стенгазеты;

– работа с родителями.

План работы

Сроки Деятельность Задачи Участники
Ноябрь Беседа на тему: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Воспитывать чувство ответственности, выявить нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными Дети средней группы, педагоги
Декабрь Беседа на тему: «Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек…»

Чтение стихотворения А.Я. Яшин «Покормите птиц зимой…»

Воспитывать у детей бережное отношение, чувства сопереживания к птицам, желание помогать

Конкурс «Столовая для птиц»

Сбор корма для птиц

Дети, родители, педагоги
Январь Беседа на тему: Почему собаку называют другом человека?» Познакомить детей с породами собак, с их пользой для людей.

Развивать любознательность

Дети, педагоги
Февраль Беседа: «Зайку бросила хозяйка»

«Наши любимые питомцы» (коллаж)

Рассказать детям как помочь животному, попавшему в беду. Воспитывать гуманное отношение к животным.

 

Дети, педагоги,

родители

Март Рисование «Домик для птиц»

Акция: «Скворечник  делаем с папой»

Воспитывать желание помогать птицам. Воспитание трудолюбия Дети, родители, педагоги
Апрель

 

 

 

 

 

 

Май

Беседа «Откуда берутся бездомные животные»

 

 

Игровая программа  «Гав и Мяу»!

Благотворительная акция «Твори добро своими руками»

Воспитывать в детях милосердие, ответственность, сострадание и любовь к животным

Итоговое мероприятие

 

Сбор корма для бездомных                           животных, посещение с родителями приюта для бездомных животными

Дети, родители, педагоги

 

В рамках благотворительной акции «Твори добро своими руками» провели итоговое совместное мероприятие с детьми и родителями «Гав и Мяу», на котором звучали песни о животных, сценка о бездомных животных, проводились игры, давалась познавательная информация.  На итоговом занятии устроили выставку мягких игрушек «Кошечки и собачки — наши друзья».

Родители группы приняли активное участие в благотворительной акции. Собранные корма, чистящие средства и деньги были переданы в приют для бездомных животных в Столбищах. Сотрудники приюта выразили большую благодарность маленьким волонтерам за оказанную  помощь.

«Мы в ответе за тех, кого приручили», – говорил знаменитый Маленький Принц. Это высказывание стало девизом мероприятия «Гав и Мяу», на тему «Братья наши меньшие».

Сценарий мероприятия «Гав и Мяу» в рамках благотворительной акции «Твори добро своими руками»

Цель: способствовать формированию заинтересованного, бережного отношения к домашним питомцам, ответственности, милосердия.

Задачи:

– закреплять знания детей о домашних питомцах;

– развивать речь, мышление, любознательность, воображение;

– формировать активную жизненную позицию, воспитывать ответственность за животных, которых приручили.

Оборудование: мягкие игрушки – «Кошки» и «Собаки»

Ход мероприятия

(Звучит песня «Не дразните собак». Дети заходят в зал, садятся на стулья.)

Организационный момент

Ведущий.

Доброта! Какое слово!

С детства нам оно знакомо.

Если добрым хочешь стать,

Всем обязан, помогать.

Добрые везде нужны,

Дела поступки их важны.

Мы рады приветствовать вас на акции добрых сердец и отзывчивых душ, посвященную братьям нашим меньшим.

Подскажите, дети, а кого мы называем «Братья наши меньшие?» (Ответы детей.)

Песня «Про котенка и щенка»

Ведущий. Однажды я шла по улице и услышала такой разговор…

Сценка «Разговор с кошкой» по А.Дмитриеву

Однажды я встретил бездомную кошку:

– Как ваши дела?

– Ничего, понемножку.

– Я слышал, что вы тяжело заболели?

– Болела.

– Так значит, лежали в постели?

– Бездомной, мне некуда ставить постель.

– Как странно, не думал, что в мире огромном

Нет места собакам и кошкам бездомным.

Вы слышите, кошка, пойдёмте со мной.

Темнеет, и, значит, пора нам домой.

Мы шли с ней по улице гордо и смело –

Я молча, а кошка тихонечко пела.

О чём она пела? Возможно, о том,

Что каждому нужен свой собственный дом.

Ведущий. Ребята, как вы думаете, кто такие бездомные животные? (Ответы детей.) А почему животные оказываются на улице? Как им там живется? Кто в этом виноват? Кто может помочь бездомным животным? (Дети предполагают помощь, которую можно оказать бездомным животным.)

Ведущий. В нашем городе насчитывается несколько тысяч бездомных кошек и собак. Многие заводят четвероногих животных, а потом, наигравшись, выкидывают их на улицу. Брошенная собака или кошка всегда на совести хозяина. Постарайтесь не делать так никогда. Мы в ответе за тех, кого приручили!

Ведущий. Сегодня мы предлагаем вам, ребята, стать ближе к нашим четвероногим друзьям. Поэтому предлагаем вас принять участие в нашей игровой программе «Гав и Мяу»!

– Наши девочки будут кошечками. Давайте заявим о себе, громко прокричав «Мяу-мяу».

А наши мальчики будут песиками? Предлагаю громко крикнуть «Гав-гав!».

Подвижная игра «Котята и щенята»

Ходят кошки по дорожкам,

Прыг за кустик, прыг в траву,

Вот крадутся тихи, тихо

Птичек ловят на лету.

Вот присели,  притаились,

За букашками следят.

А песики в это время за кошечками следят.

Вот залаяли громко – громко Гав-Гав

И догонят всех сейчас.

Игра «Отгадай загадку»

  1. Заворчал живой замок, лег у двери поперек.

Две медали на груди, лучше в дом не заходи. (Собака)

  1. Острые ушки, на лапках подушки,

Усы, как щетинка, дугою спинка.

Днем спит, ночью бродит,

На охоту ходит. (Кошка)

– О ком можно сказать: ловкая, быстрая, гибкая? (Кошка)

– О ком можно сказать: преданная, умная, помощница? (Собака)

– Сторожит, грызет, лает, кто это? (Собака)

– Мяукает, лакает, царапается, кто это? (Кошка)

Ведущий. Молодцы, ребята!

Конкурс «Назови кличку»

(Дети по очереди называют клички животных.)

Игра «Накорми домашнее животное»

Ведущий: В нашем городе есть специальные приюты. Там животных кормят, лечат, а затем находят для них новых хозяев.

Мы встанем на защиту «братьев меньших»,

В обиду ни за что их не дадим!

Любовь подарим кошке и собаке.

Ведущий. Мы желаем вам, чтобы вы открыли свои пока еще маленькие, но чуткие сердца, чтобы они всегда были наполнены любовью к братьям нашим меньшим. В каждом из нас есть маленькое солнышко – доброта. Она нужна и вам самим, и вашим родным, друзьям и животным.

Никогда не бросайте животных!

Общий танец

Все дети.

Сегодня всем хотим сказать –

Животным надо помогать,

Делиться с ними пищей,

А лучше приютить!

Четвероногий друг вас будет

Всю жизнь свою любить.