Добрые сердца

(Путешествие по сказке Г.Х.Андерсена «Снежная Королева»)

Фарида ШАЙХУТДИНОВА,

воспитатель детского сада №9 г. Арска

Цели:

– расширить представления детей по сказке Г.Х.Андерсена «Снежная Королева»;

– развивать желание к приобретению добрых качеств;

– прививать детям чувства взаимовыручки, ответственности за близких людей, показать на примере сказки, что такое дружба, любовь;

– воспитание доброжелательного отношения друг-другу, к сказочным героям.

Оборудование: презентация с иллюстрациями сказки, аудиозаписи (голос Герды, звук ветра), музыка к песни «Доброта», атрибуты для игр (снежки, коробка), атрибуты для самостоятельной работы (сердечко, цветная бумага, клейстер, кисточки), снежинки.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым!

Пусть доброе утро продлится до вечера!

– Ребята, я хочу вам загадать загадку об одной зимней сказке.

В стране озер, протяжных вьюг

И редких певчих стай

У Герды есть на любимый друг –

Хороший мальчик Кай.

За Королевой Снежной вслед

Мальчишка, не спеши.

В ее глазах холодный свет,

В ней вовсе нет души… (Снежная Королева.)

– Кто написал эту сказку? (Ганс Христиан Андерсен.)

– Кто является героями этой сказки? (Кай и Герда, Снежная Королева.)

– Какая была Снежная Королева? (Красивая, ледяная, холодная, злая, жестокая, бессердечная.)

– Какая была Герда? (Добрая, заботливая, смелая.)

– Какой был Кай вначале сказки? (Добрый, хороший.)

– Какая беда случилась с Каем? (Осколок волшебного зеркала Снежной Королевы попал ему в глаз и в сердце.)

– Каким стало его сердце? (Ледяным.)

– Как изменился Кай? (Он стал вредным, злым, капризным, нехорошим.)

– Однажды он совсем исчез. Кто его забрал? (Снежная Королева.) (Слайд 1. На экране Герда.)

– Ребята, пока мы обсуждали сказку, сама Герда появилась на экране. Она хочет нам что-то сказать.

Голос Герды.

Ребята, помогите! Прошу вас очень я,

Ведь, Снежная Королева Кая забрала.

Сердечко заморозила, теперь кусочек льда.

Помочь мне только сможете все вместе, знаю я.

Чтоб Кая расколдовать,

Вам нужно препятствия преодолевать.

– Ребята, вы хотите помочь Герде? Сначала нам нужно найти Кая. Где находится Кай? (В замке Снежной Королевы.)

– А где живет Снежная Королева? (На Севере.)

– Значит, чтобы найти замок Снежной Королевы, нужно попасть на Север. В Севере очень холодно. Намного холоднее, чем у нас на улице. Мы можем замерзнуть. Что делать?

– Ребята, есть один сказочный секрет. Оказывается, если у человека сердце доброе, любящее, заботливое, то морозы и чары Снежной Королевы ему не страшны. Вы все согласились помочь Каю, это уже показывает, что у вас сердечко доброе. Теперь положите правую ладонь себе на грудь, закройте глазки и тихо-тихо послушайте, как бьется ваше доброе сердечко. Молча попросите своего сердца дать вам силу для путешествия. Получилось? А теперь молча поблагодарите свое сердце.

– Ребята, вы готовы помочь Герде и Каю? Тогда нам нужно попасть на Север. Как мы попадем туда? Я предлагаю вам попросить холодного, зимнего ветра отвезти нас на Север. Возьмемся за руки и произнесем волшебные слова, попросим зимнего ветра отвезти нас на север. (Под музыку «Звук ветра».)

В далекую Лапландию –

На самый Крайний Север,

Где Королева Снежная

Живет, не зная слез.

Сверкает снег над айсбергом

И белый век медвежий…

Холодный, зимний ветер,

Холодный, зимний ветер,

Туда нас унеси! Туда нас унеси! (Слайд 2. На экране Север.)

– Ребята, откройте глаза. Вот мы с вами попали в царство Снежной Королевы. На помощь брату и сестре поспешим друзья, нам не страшны ни холод, ни метели царства Снежной Королевы. Ребята, Снежная Королева не хочет, чтобы мы попали в замок. Она подготовила вам препятствия. Нам нужно будет пройти эти препятствия.

На нашем пути лежат снежные комочки. Они очень холодные и заколдованные. Но если у вас доброе сердце, то вы не почувствуете их холод. А если скажете доброе, хорошее слово, то сможете продолжать путь. Теперь по очереди берем снежные комочки, читаем написанное там плохое слово, заменяем его добрым словом. (Проводится игра «Замени добрым словом».)

Злой – … (добрый)                                Горе – … (радость)

Грубый – … (ласковый)                        Ложь – (правда)

Жадный – … (щедрый)                          Больной – … (здоровый

Грустный – … (веселый)                        Отнять – … (отдать)

Невежливый – … (вежливый)               Сломать – … (починить)

Ленивый – … (трудолюбивый)             Некрасивый – … (красивый)

Трусливый – … (храбрый)                    Глупый – … (умный)

Плохой – … (хороший)                          Темный – … (светлый)

Холодный – … (теплый)                        Неприятный – … (приятный)

– Молодцы. Вы прошли препятствие. Ручки не замерзли? Значит у вас доброе сердце. Впереди нас ждет следующее препятствие.

Посмотрите, Снежная Королева прикрыла наш путь большим, снежным комом. Внутри снежного кома спрятаны слова. Чтобы расколдовать снежного кома нам нужно эти слова назвать ласково. Встаем в круг, я каждому буду говорить слова, а вы назовете их ласково. (Проводится игра «Назови ласково».)

Птица – … (птичка)                     Дерево – … (деревце)

Рука – … (ручка)                           Цветок – … (цветочек)

Ручей – … (ручеек)                       Кольцо – … (колечко)

Ветер – … (ветерок)                    Сердце – … (сердечко)

Мама – … (мамочка)                    Кошка – … (кошечка)

Солнце – … (солнышко)               Хлеб – … (хлебушек)

Снег – … (снежок)                        Заяц – … (зайчик)

Сказка – … (сказочка)                   Сумка – … (сумочка)

Дождь – … (дождик)                     Ведро – … (ведерко)

– Молодцы. Вам понравились ласковые слова? Ласковые слова согревают сердце. Ребята, вы наверное устали. Давайте, немного отдохнем под песней «Доброта». (Проводится физминутка под песней «Доброта».)

– Продолжаем путь. Ребята, Снежная Королева везде была, все тропинки замела. Посмотрите, какие сугробы выросли на нашем пути. Это заколдованная тропинка. Мы сможем пройти через неё, если выполним одно условие. И так, игра называется «Переведи друга через препятствие». Я завяжу девочкам глаза, а мальчики должны аккуратно провести их мимо препятствий. Ребята встаем парами. Мальчики, вам нужно быть очень внимательными. Покажите Снежной Королеве, как вы умеете заботиться о девочках. (Проводится игра «Переведи друга через препятствие».)

– Молодцы. Наши мальчики справились с заданием. Вы – настоящие друзья. Вот мы с вами дошли до замка Снежной Королевы. (Слайд 3. На экране замок Снежной Королевы.)

– Посмотрите, какой он ледяной, снежный, холодный. А тут стоит какая-то коробка. Это коробка Снежной Королевы. Она заморозила сердечко Кая, а все добрые, теплые чувства, которые были в сердечке Кая, Снежная Королева спрятала в эту коробку и закрыла на замок. Чтобы открыть замок нам нужно отгадать друзей Снежной Королевы. Послушайте:

Кто зимой метет и злится

Дует, воет и кружится… (метель).

На деревья, на кусты

С неба падают цветы.

Белые пушистые,

Только не душистые. (Снежинки)

Все его зимой боятся –

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щеки, нос,

Ведь на улице … (мороз).

– Молодцы, вы отгадали все загадки. Метель, снежинки, мороз – это друзья Снежной Королевы. Теперь мы сможем открыть коробку. Ну-ка посмотрим, какие добрые, теплые чувства спрятаны в этой коробке.

– Вот это – чувство любви. Любовь может быть разной. Вот кого вы любите? (Маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру. Также мы любим свой родной дом, любим природу, птичек, животных.) Вот какой разной может быть любовь. Кай тоже очень любил Герду и свою бабушку.

– Вот это – чувство дружелюбия. Вы любите дружить? У вас много друзей? Кай тоже был хорошим другом и всегда дорожил этой дружбой.

– Вот это – чувство радости. Ребята, вы любите радоваться? Когда вы радуетесь? (Когда получаете подарки, когда встречаетесь близкими людьми.) Кай тоже был жизнерадостным мальчиком.

Вот это – чувство вежливости. Какого человека мы считаем вежливым? (Вежливый человек всегда ведет себя вежливо, разговаривает ласково, красиво, умеет извиниться, благодарить, здороваться, прощаться. Слушается взрослых, уступает маленьким.) Кай тоже был очень вежливым мальчиком. Он всегда вел себя вежливо с Гердой и с бабушкой.

– Вот это – чувство уважения. Уважение – это когда человек хорошо относится к другим. Кай тоже хорошо относился к своей бабушке, Герде.

– Теперь я предлагаю вам вернуть сердечке Кая эти  добрые чувства. Садитесь за стол. Берем маленькие кусочки бумаги и приклеиваем в сердечку.

Самостоятельная работа детей

– Закончили? Ребята, сердечко Кая, как прежне стало добрым, любящим, горячим. Теперь он вспомнил, что такое любовь, дружелюбие, радость, вежливость, уважение. Посмотрите на экран. (Слайд 4. На экране –Кай и Герда.)

– Он вспомнил Герду, они встретились и очень счастливы. Кай и Герда хотят поблагодарить вас за вашу отзывчивость, за вашу помощь. Они дарят вам вот эту коробку с подарком. Сначала вспомните, какие цветы росли в саду Кая и Герды? (Розы.)

– Какого цвета были розы? (Красного и белого.) (Слайд 5. На экране –розы.)

– Кай и Герда хотят вам подарить розы. Берите подарки. Ребята, теперь нам нужно вернуться в группу. А давайте попросим снежинок отвезти нас в группу. Ведь снежинки – волшебные спутницы зимы, всегда разные и неповторимые. Берем снежинку и садимся на нее.

Глазки наши закрываем,

Сном волшебным засыпаем.

В сказке с вами побывали

И немножечко устали.

Наши ноги отдыхают,

Руки тоже отдыхают,

Наши глазки отдыхают,

Хорошо бы отдыхать!

Но пора нам просыпаться

И в детском саду оказаться!

– Вот мы вернулись в группу. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Мне тоже понравилось с вами путешествовать. Оставайтесь такими добрыми, отзывчивыми мальчиками и девочками. Старайтесь совершать добрые дела! Ведь, добрые дела красят человека.