Дистанционное обучение: испытание или шанс?

 № 206

Гульсина ИМАТДИНОВА,

учитель русского языка и литературы Старокакерлинской средней школы Дрожжановского  района

Дистанционное обучение – это получение знаний и навыков вне зависимости от места проживания, взаимодействуя через интернет. Что лучше: очное или дистанционное обучение?

Каждая форма получения знаний имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Испытания, которые тронули весь земной шар, коснулись и нас, учителей и учеников. Быстрый переход к онлайн-урокам был нелегким – это стало большим испытанием,  как для учеников, так и для учителей. Детей начали обучать через разные неподготовленные онлайн платформы, единой системы для дистанционной работы не было.

Отсутствие живого общения – самая главная сложность, которая встала перед нами. Все необходимые вопросы, нюансы решались посредством виртуального контакта: онлайн-связь, чат, электронная почта, телефонные переговоры, скайп (видеосвязь) и пр. Уроки пришлось вести через разные системы Skype, Zoom, РЭШ, Учи ру, Якласс, Фоксфорд. Существенным недостатком явилось отсутствие централизованной системы электронных курсов, результатом чего является множество «поделок», громко называемых электронными курсами.

Другая сложность, которая встала перед нами, – недостаток знаний онлайн-работы. Дистанционное и традиционное обучение сильно различаются. Онлайн-обучение осуществляется через интернет – а значит, надо быть достаточно уверенным электронным пользователем. Учитель должен уметь доносить информацию через экран компьютера так, чтобы это было наглядно, понятно и занимательно. Многим в этом помогли разобраться старшеклассники и дети-студенты, которые в период пандемии обучались дома.

Учёт возрастных особенностей учащихся – ещё одно необходимое условие дистанционного обучения. Не все школьники достаточно серьёзно относятся к онлайн-обучению. В начальном и среднем звене необходимо максимальное участие взрослых в учебном процессе. В том случае, если родители не имеют возможности посвящать процессу обучения ребёнка достаточного времени, уровень усвоения ими знаний будет низкий. В этом возрасте дети не имеют необходимых навыков усидчивости, самоорганизации и самодисциплины. Если 9 – 11 классам полезно и нужно дистанционное образование, то для начальных классов и среднего звена традиционное образование незаменимо. Онлайн-обучение всегда конкурирует, например, с игрой, открытой на том же ноутбуке в соседнем окне.

Для старшеклассников больше плюсов онлайн-обучения, чем минусов. У них появилось больше времени для подготовки к выпускным экзаменам. Нет необходимости привязки к установленным часам – это шанс для организации дополнительного времени с пользой. Онлайн-уроки можно легко совмещать с дополнительными кружками, секциями, занятиями с репетитором. Большие возможности дает дистанционное обучение для того, чтобы подстраивать учебный план под индивидуальные запросы и требования.

Ещё одно преимущество дистанционного обучения – это отсутствие привязки к определённому месту. Неважно, где учитель или школьник – в городе или в деревне, в Казани или в Москве, главное, – компьютер или планшет с выходом в интернет. Дистанционное обучение позволяет получить знания из любой точки земного шара.

Вовлеченность родителей в учебный процесс является ещё одним плюсом дистанционного обучения. Родителям выпала возможность поближе узнать методику работы конкретного педагога и степень обученности и позицию к учебе своего ребенка. Взрослые могут легко проверить учебную деятельность ребенка: посмотреть электронные задания, видеоуроки, электронный дневник и классный журнал. Качество образования вдруг стало очень прозрачным. Родителям стало легко подсоединиться к лекции, семинару любого преподавателя или посмотреть запись. Образование в сети стало доступно всем, оценка качества тоже перешла в онлайн.

Дистанционная форма обучения – это также шанс для получения знаний детям с ограниченными возможностями здоровья и детям, осваивающим программу на дому, экстернатом или отстающим в освоении учебного плана.

Нельзя ни сказать о многочисленных конкурсах, олимпиадах, конференциях, семинарах, совещаниях, повышениях квалификаций, для которых онлайн-участие, онлайн-обучение отлично подходит, на которых можно участвовать без специальных затрат времени и денег. Для этого очень много видео-, аудиопрограмм, платформ онлайн участия, сервисов для онлайн записей. Например, нам часто приходилось ездить для участия в научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах в Казань. Расстояние от нас до Казани 300 километров, для этого мы должны были выезжать в 5 часов утра с детьми и возвращаться очень поздно.

Дистанционное обучение – это новая форма обучения. Изменить традиционный образ жизни не всегда легко. Необходимо время, чтобы привыкнуть к новому режиму учебы. Меняется режим работы учителя и ученика. Но оно неизбежно. И для этого еще необходимо провести большую работу: продолжать развивать ранее сформированные тренды. Это – прежде всего, интеграция Zoom-подобных сервисов и массовых открытых онлайн-курсов в классическую систему образования, обучение по запросу, персонализация и геймификация, усиление ИТ-компонента в школьных программах, а также переквалификация преподавателей в соответствии с этими трендами.  Ученик должен не просто подключаться к уроку через Zoom и работать с документами и презентациями, но и применять свои знания на практике. Например, тренироваться на реальных кейсах и получать опыт от крупных серверов из самых разных сфер.

Дистанционные технологии позволяют любому человеку учиться непрерывно – всю жизнь, в отличие от традиционной формы обучения, которая позволяет учиться только в определенный период жизни.

 

Иматдинова Гульсина Миннуллаевна, 89272414711,

e-mail: gulsina-imatdinova@rambler.ru