Дина Сабитова – современный писатель

 № 180

Татьяна БАШКЕЕВА,

педагог-библиотекарь средней школы № 10 г. Нижнекамска

Татьяна КАРПОВА,

педагог-библиотекарь средней школы 31 г. Нижнекамса

Лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полёт фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которое, однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь.

Актуальность:

В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) педагогу-библиотекарю приходится искать новые средства и формы работы по привлечению учащихся к чтению художественной литературы.

Одним из способов достижения этой цели может стать использование на библиотечных  уроках лэпбука.

Для учащихся лэпбук – это возможность рассмотреть, изучить материал в занимательном виде, поэтому они часто рассматривают его на переменах, выполняют задания, содержащиеся в лэпбуке.

Лэпбук, на наш взгляд, позволяет с помощью  кармашек, конвертов и других  деталей, в которых находится информация, сделать так, чтобы привлечь читателя к той или иной книге писателя.

Лэпбук можно использовать как на уроке (если позволяет тема и время), так же и во внеурочной деятельности.

Башкеева

Лэпбук «Дина Сабитова – современный писатель» представляет собой картонную папку формата А3, состоящую из четырёх страниц. На страницах лэпбука имеются цитаты, фото, картинки, разнообразные кармашки, карточки, на которых собрана информация.

Лэпбук «Дина Сабитова – современный писатель» предназначен для учащихся III – VII классов. Он является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологий организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологий проектной деятельности, игровых технологий.

Содержание лэпбука возможно пополнять и усложнять.

Цели. Расширить представление детей о современной детской литературе, приобщить их к семейному чтению. Ознакомиться с творчеством Дины Сабитовой.

В процессе реализации проекта мы планируем решить следующие задачи:

образовательные: выработать читательскую самостоятельность учащихся и вызвать у них интерес к чтению современной литературы;

развивающие: развитие познавательных интересов, восприятия художественной литературы, мышления, воображения у детей школьного возраста;

воспитательные: книга помогает решиться на благородный поступок, воспитывает человечность, помогает прочувствовать тепло и доброту.

Целевая группа. Проект носит рекомендательный характер для учащихся младшего и среднего школьного возраста, учителей начальной школы на уроках внеклассного чтения, учителей русского языка и литературы, родителей в  приобщении к семейному чтению, а также педагогов-библиотекарей.

В него входят 9 развивающих заданий:

  1. «Литературная  викторина»
  2. Конверт в виде сундука «Волшебный сундучок»
  3. Конверт «Собери  картинки»
  4. Кармашек «Разгадай ребус»
  5. Кармашек «Цитаты из книг»
  6. Кармашек «Отзывы о прочитанных книгах»»
  7. Мини книжка «Толковый словарь»
  8. Кармашек «Мелодии души»

Центральная часть лэпбука – познавательная, здесь портрет писателя с её цитатой. Ниже портрета в виде гармошки читателю предоставляется информация о жизни и творчестве Дины Сабитовой.

В кармашке в виде домика читателю предлагаем 10 интересных фактов из жизни писателя.

Далее представлены книги Д.Сабитовой. Их всего пять. На обороте каждой книги имеется аннотация. На  книгах имеется QR-код. Используя его, можно читать в онлайн формате.

Чтобы читателю проще было выбрать книгу для чтения, ниже в кармашке мы предлагаем цитаты из книг. Их можно менять или добавлять.

Башкеева1

 

Левая и правая сторона  лэпбука – это игровая часть.

С левой стороны наверху учащимся предлагаем «Литературную викторину». Данный раздел представлен в виде набора полосок. На первой верней полоске даётся название книги, на последующих за ней – вопросы  по данному произведению.

Для проверки знаний или в случае, если читатель затрудняется ответить на вопрос,  в кармашке рядом предложены варианты ответа.

Цель викторины: мотивация и потребность в усвоении знаний, результативность (проверяет знания по прочитанным книгам), развлечение (развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес, соревновательность), самореализация (проявление индивидуальных качеств), игротерапия (преодоление различных трудностей), диагностика (выявляются пробелы знаний).

«Волшебный сундучок» предлагает отгадать, какому литературному герою принадлежит вещь. В сундучке лежат картинки с изображениями.

Цель: проверка знания на внимательность чтения.

С правой стороны наверху конверта есть кнопка, на котором написано «Собери картинку». В нём на пазлы разрезаны две картинки, которые нужно собрать.

Цель: развитие сообразительности, зрительного внимания, усидчивости и аккуратности; тренировать  способность видеть задание многогранно, умение составлять из частей целое.

Данный раздел находится в центре  и представляет  собой мини книжку «Толковый словарь». На страницах даётся разъяснение слов, которые читатель встретит в книгах Д.Сабитовой.

Цель: расширить словарный запас, развить грамматические знания, память, устойчивый интерес к книге.

В нижнем правом углу находиться кармашек с ребусами, которые предстоит разгадать читателю.

Цель: развить логическое мышление и зрительную память.

Закрывая правую страницу лэпбука, учащиеся видят два фото. На  первом – писатель с приемной дочкой Лидой, на втором – с домашним питомцем. Чтобы заинтересовать читателя, предлагаем прочитать отзывы о книгах автора. Читатель сам может оставить отзыв в кармашке. Между кармашками – отзыв о творчестве  Д.Сабитовой.

Цель: заинтересовать читателя творчеством Д.Сабитовой.

На обороте лэпбука читателю даются ссылки, где они могут получить дополнительную информацию о творчестве современного писателя. В нижней части листа представлена информация о том, кто подготовил этот лэпбук.

Рекомендации по использованию:

Лэпбук «Дина Сабитова – современный писатель» рекомендуется использовать педагогам-библиотекарям, библиотекарям на библиотечных уроках,  учителям по внеклассному чтению и учащимся в самостоятельной игровой деятельности.

Благодаря этой форме работы читатели многое узнали о жизни и творчестве писателя Д.Сабитовой. Работа с лепбуком позволила разнообразить работу и повысить познавательный интерес к современной художественной литературе.

Почему мы выбрали форму лэпбук?

Лепбук – новая форма организации образовательной деятельности для развития познавательной активности читателей и развития самостоятельности.

1. Он помогает ученику по своему желанию выбрать понравившуюся ему книгу, прочитать ее и посоветовать другим.

2. Это отличный способ проверить свои знания. В любое удобное время ученик просто открывает лэпбук и читает произведение по QR-коду.

3. Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно будут задействованы несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками или ребусами, а другим – викторину).

4. Лэпбук – это универсальное пособие, работать с которым просто интересно!

Результаты использования лэпбука:

– проявление интереса к современной литературе;

– знакомство с новым современным автором;

– проявление самостоятельности при работе с лэпбуком;

– проявление интереса к теме сиротства и опекунства.