Дикие животные

№40

(НОД по развитию речи)

Гузель ГАРИПОВА,

воспитатель по обучению русскому языку Большеатнинского детского сада

Это занятие можно провести как диагностика, в форме викторины для детей подготовительной группы. Занятие построено по практическому пособию “Изучаем русский язык” для национальных дошкольных образовательных учреждений (авторы – С.М.Гаффарова, Г.З.Гарафиева и др.).

Цели:

– закрепление активного словарного запаса существительными, обозначающими животных, новыми глаголами, обозначающими действия животных и людей, новыми прилагательными;

– совершенствование умений и навыков вести доступный возрасту детей разговор на русском языке, используя приобретенный ранее словарный запас и речевые образцы

– развитие логического мышления и памяти.

Наглядные пособия: карточки двух цветов, разрезные картинки с изображением животных (медведь, лиса, заяц, ежик, слон, кенгуру), песня “Чунга-Чанга”, детские песенки для музыкальных пауз.

Ход занятия

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие, а занятие-викторина. Мы с вами сегодня будем играть в разные интересные игры. Но сначала давайте поделимся на команды и придумаем им названия.

По кругу, на ковре разложены перевернутые карточки двух цветов. В зависимости от количества детей карточек одинакового цвета может быть от 2 до 5. Карточки одного цвета лежат рядом. Дети садятся на ковер, вокруг карточек, переворачивают их. Дети с одинаковыми карточками – команда.

Ведущий.  Итак, ребята, наш первый конкурс.

В центре – волчок со стрелкой и конверты с наклеенными на них цветными картами. Отвечает на вопрос та команда, чей цвет совпал с цветом на конверте. Каждая команда должна ответить на одинаковое количество вопросов. Поэтому число конвертов с одинаковым цветом должно быть кратным числу команд. Так же должно быть несколько конвертов с музыкальными паузами, во время которых дети двигаются под музыку.

Ведущий. Следующий наш конкурс называется “Сложи животное”.

Детям предлагаются разрезанные на части изображения животных. (медведь, лиса, заяц, ежик, слон, кенгуру). Ведущий предлагает сложить животное, назвать его и его части тела.

Ведущий. Молодцы, ребята, справились. А теперь давайте отгадаем загадки “Кто живет в наших лесах?”.

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую … ?

Дети: Лису!

Ведущий. Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Хвост пушистый – краса,

А зовут ее – … ?

Дети: Лиса!

Безобидный и незлючий,

Лишь от страха он колючий,

Не пугай его, не трожь,

И колоть не будет … ?

Дети: Еж!

Ведущий. В яме спит зимою длинной,

Но чуть солнце станет греть,

В путь за медом и малиной

Отправляется … ?

Дети: Медведь!

Ведущий. Зимой в берлоге

Видит сон

Лохматый, косолапый,

Не слон, а … ?

Дети: Медведь

Ведущий. В чаще голову задрав,

Воет с голоду не жираф, а … ?

Дети: Волк

Ведущий. Кто колючий, словно ёлка,

Носит на спине иголки?

Дети: Ежик!

Ведущий. И загадками вы справились, молодцы! А теперь давайте мы с вами немного отдохнем и поиграем в игру“Стоп”.

Музыкальная пауза.

Играют обе команды. Под музыку дети танцуют. С остановкой музыки, они должны принять позу животного, которое изображено на карточке, показанной воспитателем.

Ведущий. Мы с вами отдохнули, поиграли , а теперь пришло время следующго конкурса “Подумай и отвечай”. Вы оказались в таком месте земного шара, где много снега и льда. Где вы оказались?

Дети. На Северном полюсе.

Ведущий. Что общего у белого медведя и гуся?

Дети. Они оба белого цвета

Ведущий. Что делает слон при помощи хобота?

Дети. Слон ест и пьет воду.

Ведущий. Что такое джунгли?

Дети. Это огромный сказочный лес.

Ведущий. Почему ежик таскает на спине сухие листья?

Дети. Ежик готовиться к зиме.

Ведущий. Где живет лось и чем он питается летом и зимой?

Дети. Лось живет в лесу. Летом питается травой, а зимой сеном.

Ведущий. А теперь мы с вами отправимся в жаркие страны и поиграем в игру “Назови животных жарких стран”.

В качестве вопросов могут фигурировать загадки.

Африканские коняшки,

Одеваются в тельняшки.

Дети. Зебры.

Ведущий. В жаркой Африке живет,

Отрастил большой живот,

Чтобы от жары укрыться,

Забирается в водицу.

Дети. Бегемот.

Ведущий. Полосатый, словно зебра,

И усатый, словно кот,

По лесным, зеленый дебрям,

На охоту он идет.

Дети.Тигр.

Ведущий. Интересно прокатиться,

На коне и на слоне

Но удобнее сидится,

У него на спине

Дети. Верблюд.

Ведущий. Злой, зеленый пароход,

Кто б на встречу не поплыл,

Всех проглотит … ?

Дети. Крокодил.

Ведущий. Кто – вроде зайца, но чудней:

Короче уши, хвост длинней,

И в сумке носит детвору,

Ты догадался?

Дети. Кенгуру.

Ведущий. Все мы немного устали и поэтому давайте сделаем музыкальную паузу и потанцуем под замечательную песню “Чунга-чанга”.

Музыкальная пауза.

Ведущий. Итак, вот мы отдухнули и продолжеам дальше. Игра “Найдите лишнее”

1. Жираф, волк, зебра, лев.

2. Медведь, лиса, белка, обезьяна.

3. Тюлень, морж, белый медведь, слон.

4. Жираф, лев, ежик, газель.

Ведущий. И заключительный наш конкурс – игра “Составь описательный рассказ о животных”.

Образец: “Это лось. Лось большой, огромный. У него есть рога. Он живет в лесу, летом ест траву, а зимой сено”.

Животные: слон, бегемот, волк, медведь.

Ведущий. Молодцы, ребята! Вы все сегодня активно участвовали. Обеим командам я вручаю памятные медали за участие в нашей викторине.