Дифференцированное обучение на уроках английского языка

№ 119

Раиса ХИСМАТОВА, Гульшат НИЗАМОВА,

учителя английского языка средней школы № 184 им. М.И.Махмутова г. Казани

Современное школьное образование учитывает возрастающий интерес и потребности к изучению английского языка. Родители также требуют от ребенка невозможного. Он в классе не проявляют того энтузиазма, которого ожидает учитель… И приходит чувство разочарования. Учитель находит некий конкретный способ научить тем или иным навыкам, но результат далек от ожидаемого. Но в глубине души все понимают, что причина в несоответствии способов и содержания обучения индивидуальным различиям обучаемых.

Все мы знаем, что каждый ребенок умный, и каждый талантлив по-своему. Надо только немного помочь ему. С первых дней появления ребенка на свет надо четко понимать, что это – Человек и с ним надо считаться.

Школьная программа в основном делает акцент на двух типах способностей – вербально-лингвистических и логико-математических. И если школьник не проявил себя в этом «должным» образом, ему приходится довольствоваться незначительными успехами и малыми возможностями для самоактуализации в учебной (академической) деятельности (отсюда и скука, и проблемы дисциплины и потеря мотивации).

Теория множественности интеллекта, перевернувшая мир образования, была представлена Говардом Гарднером. Сейчас она широко применяется в школах во всем мире. И цель ее применения: разглядеть способности любого ребенка, понять его стиль обучения и помочь учителю создать условия, при которых он будет учиться гораздо лучше.

Гарднер выделяет восемь типов интеллекта, большинство детей (как и вообще, людей) обладают несколькими типами интеллекта и более, чем одним стилем обучения, следовательно, могут быть вовлечены в разные виды деятельности.

Использование теории множественности интеллекта (ТМИ) не означает, что все темы школьной программы будут изучаться только на ее основе. Необходим баланс между ТМИ, стандартом и требованиями программы. Но и планирование и подготовка к ним требует больших усилий и творчества со стороны учителя.

Наша образовательная деятельность основывается на дифференцированном подходе. Он сегодня актуален – это индивидуальный, личностно-ориентированный подход к ученику. Происходит сближение между учителем и учеником.

При таком подходе ученик является не только объектом, но и субъектом обучения, и сам может не только оценить свои знания, но и понять, что его знания зависят не только от учителя, но и от него самого.

Цель: предоставить ребенку возможность приобрести опыт, требующий вовлечения разных типов интеллекта, познавать, изучать и найти способ в котором ему комфортно.

Задачи: развивать учебно-познавательную деятельность обучающихся и их самостоятельность посредством не только учебной, но и внеурочной деятельности; формировать коммуникативные навыки; повысить результативность учебного процесса по предмету «английский язык» посредством использования методов интерактивного обучения.

На своих уроках, при формировании темы, мы даем задание, используя приемы icebreaker (сломать лед), для создания эмоционального комфорта для каждого. По итогам данного задания обучающиеся выводят тему урока и ставят проблему.

Для обладателей хорошо развитого музыкального интеллекта предлагаем спеть или совместить песню с действием. У таких детей развито произвольное запоминание. Музыка на уроке является мотивирующим звеном.

Для подвижных, обладающих развитой жестикуляцией и тактильной памятью, отлично подходят игра «Саймон говорит» или кинестетический диктант, где целенаправленно бегает тот ученик, который обладает телесно-кинестетическим интеллектом и диктует своему партнеру, то, что он прочитал. В результате Кинестетик, сам не осознавая, выполняет мыслительную деятельность, читает, запоминает и проговаривает.

Для совершенствования навыков устной речи мы активно внедряем следующий прием: «Короны» – неизвестные слова для ученика, которое он должен определить посредством коммуникативных навыков. В результате, обучающиеся совместно развивают разговорную речь.

В нашей практике немало таких приемов, которые мы активно реализуем в зависимости от возрастных и психологических особенностей, обучающихся и учебного материала.

Виды интеллекта помогают организовать дифференцированный подход. Как вы думаете, когда мы начинаем работать над этим? Да! С самой первой встречи. В начальной школе, в форме игры знакомства, мы определяем доминирующие виды интеллекта у каждого ребенка.

Поскольку мы акцентируем внимание на поисково-интерактивную работу обучающихся, то в качестве результата коммуникации и сотрудничества можно рассматривать проведение внеурочных занятий.

Воплощая в жизнь все приемы работы, мы с радостью можем заявить о положительных результатах на наших уроках, и с удовольствием готовы делиться опытом со своими коллегами!