Дифференциация звуков С–Ш
Дифференциация звуков С–Ш
(Конспект индивидуального занятия)
Ольга КОРЧАГИНА
Учитель-логопед
детского сада №362
г.Казани
Цель: Упражнять в четком произношении звуков С–Ш; научить различать их по слуху и по артикуляции; способствовать развитию речевого дыхания; воспитывать интонационную выразительность речи; развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие; расширять и уточнять словарь ребенка; развивать логическое мышление.
Оборудование: предметные картинки, тексты загадок, набор пакетов с горохом и различной крупой, слоговые таблицы, сигнальные флажки и цифры.
Ход занятия.
1. Организационный момент
2. Артикуляционные упражнения.
• дыхательные упражнения: чередование вдохов и выдохов через нос и рот; выдыхать воздух порциями, толчками в сочетании с движениями рук, с наклоном вперед;
• голосовые упражнения: (протяжно пропеть сочетания гласных с повышением, затем с понижением голоса в пределах музыкальной гаммы).
А~И И~Е И~У
А~И И~Е И~У
А~И И~Е И~У
• упражнения для губ: выдвигать губы вперед, растягивать в улыбку, выполнять надувание щек и вибрацию губ.
• упражнения для языка: резкое высовывание языка изо рта; движение языка вправо –влево, вперед–назад, вверх–вниз; круговые движения по губам и за губами; присасывание и прищелкивание языком; сделать язык «лопатой», «иголочкой», «чашечкой».
3. Упражнения для развития слухового внимания.
• Игра «Продовольственный магазин». Покупатель (ребенок) просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти ее (определить ) по слуху.
• Игра «Простучи столько же».
4. Дифференциация звуков С–Ш:
• выделение звука С из слова САД.
• Выделение звука Ш из слова ШАР.
• Сравнение звуков по артикуляции
С Ш
Губы в улыбке рупор
Язык за нижними зубами «чашечкой»
Воздушная струя холодная теплая
5. Упражнения для развития фонематического восприятия.
– Слушай внимательно. Я назову слова, если услышишь в них звук «С» подними красный флажок, если услышишь звук «Ш» подними синий флажок.
Слова: суп, шапка, сапоги, сом, шуба, шарф, сад, уши, лиса.
6. работа со слоговыми таблицами
– Прочитай слоги.
са–ша–са су–шу–су
ша–са–ша шу–су–шу
со–шо–со сы–ши–сы
шо–со–шо ши–сы–ши
саш шас
сош шос
суш шус
сыш шис
7. Анализ слов паронимов по звучанию и смыслу.
Слова: басня – башня
каска – кашка
миска – мишка
крыса – крыша
8. Упражнения для логического мышления.
– Слушай внимательно. Я прочитаю знакомый текст, а ты должен вставить подходящее по смыслу слово ( сутки – шутки).
Закричал он: «Что за …!
Еду я вторые …!
А приехал я назад
А приехал в Ленинград». ( С.Я.Маршак.)
9. Упражнения по звуковому и слоговому анализу слов.
• Игра «Раздели на слоги». Назови картинки и разложи их в соответствующие кармашки.
Слова: ковш, колос, мышь, шутка, самолет, соловей, шуба, школа, сорока, сом, шапка, матрос, душ.
1 слог 2 слога 3 слога
душ матрос сорока
мышь шуба самолет
• Подбор слов с помощью предметных картинок со звуками С и Ш.
Положи в одну сторону картинки в названии которых находится звук С, в другую сторону картинки в названии которых есть звук Ш.
Картинки: мишка, клюшка, сумка, лес, шишка, сапоги, стул, мешок.
• Назови картинки и определи место звуков С, Ш в словах.
10. Изменить слова по образцу.
Образец:
Я сею – ты сеешь.
Я сплю – ты ….
Я рисую – ты….
Я пасу – ты ….
11. Подведения итогов занятия.
• Повторить данные слова со звуком С, со звуком Ш.
• Назвать предметы на картинках.