Действия с многозначными числами

(Урок математики в 6 классе школы VIII вида)

Сария ШАРАФЕЕВА,

учитель-дефектолог Казанской школы-интерната №4 для детей с ОВЗ

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок – закрепление полученных знаний)

Цель урока: отработка вычислительных навыков с многозначными числами.

Планируемый результат обучения, в т.ч. и формирование УУД: учащиеся научатся складывать и вычитать многозначные числа, систематизируют и закрепят знания, полученные на уроках математики.

Формируемые УУД:

Познавательные:

формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;

совершенствовать умение детей выполнять действия с многозначными числами;

отрабатывать навыки решения задач изученных видов.

Коммуникативные:

развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы, уметь доказать, аргументировать свое мнение;

развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные:

создать благоприятный психологический климат для возможного раскрытия потенциала каждого ребенка;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Личностные:

развивать умение применять свои знания в ситуации, близкой к жизненной;

формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Оборудование и материалы: учебник (Перова М.Н, Капустина Г.М. Математика для 6кл. специальных (коррекционных) образовательных учрежд. VIII вида.– М.: Просвещение, 2022), компьютер, проектор; карточки математического лото, карточки быстрого счета, карточки с задачами, «Лист оценки работоспособности на уроке», конверты с домашним заданием.

Ход урока

  1. I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности

Учитель. Ребята, я желаю, чтобы сегодняшний урок был успешным для всех. На уроке математики нас всегда  ждет большая работа, чтобы все получилось, нужно быть  внимательным, любознательным и трудолюбивым.

  1. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Образцом трудолюбия нам сегодня будет служить маленькое насекомое, которое является одним из величайших тружеников во всем мире. Говорят, трудится как кто? (Пчела.)

III. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Учитель. Сегодня вашу активность на уроке я буду оценивать с помощью жетонов, в конце урока вы получите оценки по количеству набранных жетонов – баночек с медом.

Устный счет

  1. Тест «Проверь себя»

Увеличить на – сложение

Уменьшить на – вычитание

Найти сумму чисел …

Увеличить в …

Уменьшить в …

Учитель. У человека …глаза, а у пчел на 3 больше. Сколько глаз у двух пчел? (У пчёл пять глаз, три в верхней части головы и два спереди.)

–Рабочая пчела летом живет 1 месяц, а зимой 9 месяцев. На сколько месяцев больше живет пчела зимой, чем летом?

– Рабочий день пчел начинается в 4 утра и продолжается 10 часов. Когда заканчивается  рабочий день пчел?

Учитель. Вот заработали первые жетоны.

  1. IV. Постановка учебной задачи

Учитель. А теперь посмотрите на доску. Читаем данные числа: 76004, 990869, 3690.

– Как называются эти числа?

– Сколько единиц в числе 3690? (десятков, сотен, тысяч?)

– Какие действия мы можем выполнять с этими числами?

– Значит, над какой темой будем работать сегодня?

– Какие правила соблюдали при записи примеров в столбик, при решении? С какого разряда начинали считать? Затем к какому разряду переходили? Т.Е. соблюдать поразрядную запись чисел.

Чистописание

Жилища пчел называется улей. Ульям на пасеке обычно присваивают номера.

Учитель. Запишите число, в котором 0 единиц, 0 десятков, 0 сотен и одна тысяча.

– С числом 1000 у пчел многое связано. Например, пчелы чувствуют аромат цветов более чем за 1000м, т.е.  сколько км?

– Пчела-матка за сутки откладывает от 1000 до 2000 яиц, которые в течение 21 дня превращаются в пчелы.

– Когда  расстояние до медоносных растений  свыше 1000 метров,  пчела, желая сообщить об этом другим, совершает танцевальные движения, похожие на 8.

– Запишите число, в котором 0 единиц, 0 десятков, 0 сотен и семь тысяч.

Одна пчела в свой рабочий день, который длится примерно 10 часов, посещает около 7000 цветков. Совершает 26 вылетов. За один раз она приносит, в среднем, 30 – 50 мг меда. За свою короткую жизнь от 25 – 40 дней, пчелы приносят 15г нектара, т.е. 5  г меда, это половина чайной ложки. Меда набирается много только потому, что в ульях живет большое количество пчел –  от 40000 до 60000.

Учитель. Запишите числа 40000, 60000.

(Жетоны активным ученикам.)

  1. V. Построение проекта выхода из затруднения, открытие нового знания

Задача. В одном улье разместилось 48000 пчел, а в другом – на 175 пчел больше, чем в первом. В третьем улье разместилось на 166 пчел меньше, чем во втором. Сколько пчел разместилось в третьем улье?

– Что известно в задаче? (Было 3 ульи. В первом улье 48000 пчел.)

– А что говорится о втором улье? Это известно? (Нет, нужно найти, говорится, что на 175 пчел больше.)

– Что говорится о третьем улье?

– Сколько там пчел, известно?

– Что же мы найдем в первом действии? Для этого какое действие будем выполнять?

– Во втором действии что нужно находить? .Для этого какое действие будем выполнять?

Решение задачи (на доске и в тетрадях).

(Жетоны активным ученикам.)

Физминутка. Видеоролик «Мелодия природы».

  1. VI. Закрепление

Учитель. На каждом улье есть леток – вход в улей. Около него всегда толпится много пчёл. Но пчёлы прекрасно знают правила дорожного движения и никогда не нарушают их. Те, кто прилетел с работы входят по нижней части летка, те, кто улетает – по верхней. Соблюдению правил дорожного движения мы можем поучиться у пчёл.

Сейчас я вам раздам ульи, математические. Надо почистить нижний и верхний входы. Для этого вы должны решать примеры на сложение и вычитание многозначных чисел, записанные на ульях. Думаю, справитесь.

(Жетоны  ученикам, которые правильно решили.)

VII. Итог урока

– Какую тему сегодня повторили? Кто был самым активным и давал правильные ответы?

– А я довольна вашей работой. Вы тоже трудились, как пчелки.  Ребята, я думаю, что вы сегодня узнали много нового о пчелах.  Они не так красивы внешне, но приносят человеку огромную пользу. Поэтому в Японии в городе Гифу поставлен памятник пчеле.

VIII. Рефлексия

Учитель. Наш урок подходит к концу. Охарактеризуйте вашу работу: насколько вы были активны?

– Было ли вам все понятно? Оцените свою  работу на уроке. (Оценочные листы)

Подсчитайте, сколько жетонов-баночекзаработал каждый из вас. У кого больше всего баночек с медом? (Оценки за урок с пояснением.)

  1. IX. Домашнее задание

Решать примеры на стр. 67 №2, №3, для С. и Р. – индивидуальные  карточки.