Детские игры – школа здоровья

 

(Урок окружающего мира в 3 классе)

Юлия ГАББАСОВА,

учитель начальных классов Уруссинской начальной школы №1 Ютазинского района

Цели урока:

образовательные:

– познакомить с видами игр, учить их различать и классифицировать;

– определить значение игр в своём развитии;

– узнать о народных играх и игрушках;

– учить рассуждать и делать выводы;

развивающие:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– планировать необходимые действия;

– действовать по плану;

– читать и слушать, извлекая нужную информацию, самостоятельно её находить в материалах учебника, дополнительной литературе;

– осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, делать обобщения, выводы;

воспитательные:

– воспитывать умение вести в диалог с учителем, одноклассниками;

– осуществлять совместную деятельность в группах;

– воспитывать чувство гражданской идентичности, чувство гордости за народ и историю России;

– формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни.

Задачи урока:

– познакомить детей с традициями народной игровой культуры, с различными типами игр и игрушек (старинных и современных), направленных на физическое, психическое, эстетическое, социально-нравственное, интеллектуальное развитие детей;

– побудить использовать народные игровые традиции в собственной игровой деятельности.

Планируемые результаты:

– знать несколько народных, подвижных, настольных игр, уметь определить их назначение в своём развитии детей;

– понимать заложенный в игре нравственный смысл, необходимый для самовоспитания;

– уметь описать правила игры и организовать её в среде сверстников.

Ход урока

  1. I. Организационный этап

Учитель. Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте улыбнёмся друг другу и скажем волшебные слова:

Мы всё знаем,

Мы всё умеем,

У нас всё получится.

У вас на столах названия ваших команд. Поднимите их, прочитайте.

Команда «Самых смелых» – помашите мне рукой.

Команда «Самых умных» – похлопайте в ладоши.

Команда «Самых ловких» – потопайте ногами.

  1. II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

Учитель. В какие игры играют самые смелые? А самые умные? А самые ловкие?

– Отлично. Вы все любите играть, тогда внимание на экран. Узнали? (Игра «Где логика».)

А это кто? Ведущий – (Азамат Мусагалиев), а это кто? (Я)

А почему мы тут вместе? Я буду ведущей этой игры. Проведём с вами эту игру.

Игра будет состоять из 5 раундов. Вы работаете в команде. За правильный ответ команда получает магнит и крепит на доску. Кто больше наберёт, становится победителем. (Напоминаю правила работы в команде.)

  1. Разговариваем тихо, спокойно.
  2. Умеем слушать.

3.Умеем договариваться.

  1. Если знаем ответ- поднимаем руку.

III. Первый раунд. Найдите общее

– Надо найти слово, которое объединяет 3 изображения. (Дети-игры-школа-здоровье.)

– Составьте предложение так, чтобы первое слово было именем прилагательным, а последнее существительным в родительном падеже (Детские игры – школа здоровья.)

– Это тема нашего урока. Как вы её понимаете? (Открываю на доске.) Кто сможет сформулировать цель урока? (Мы узнаем, как игры влияют на здоровье детей.) Откройте рабочие листы и посмотрите схему.

  1. IV. Второй раунд. Формула всего

Даны несколько иллюстраций, между ними знак сложения. Надо отгадать результат сложения.

– Настольные игры (открываю на доске). Что они развивают? Соедините в схеме.

– Спортивные игры (открываю на доске). Что они развивают? Соедините в схеме.

– Словесные игры (открываю на доске). Что они развивают? Соедините в схеме.

– Подвижные игры (открываю на доске). Что они развивают? Соедините в схеме.

– Давайте поиграем в подвижную игру, чтобы размяться.

Русская народная игра «Уголки»

– Знаете, её? Послушайте правила.

(Игроки встают в углы квадрата (они у нас будут кругами) Водящий в центре. На счёт три, нужно сменить место. А водящий должен занять место.

Играют.)

– Встали, задвинули стульчики. (Играют две команды: самых умных и двое из самых-смелых.)

– Спасибо за игру! Займите свои места. (Показываю, тюбетейку.)  Что это? (Предмет одежды татарского народа.)

– Игра так и называется «Тюбетейка».

Правила игры. Игроки встают в круг, а водящий ходит с тюбетейкой за кругом и должен любому одеть тюбетейку. Кому одели, берёт тюбетейку и бежит, догоняет водящего. А тот должен пробежав круг, занять его место. Если не поймал – становится водящим.

– Молодцы! Спасибо за игру. Займите свои места.

– Как можно назвать эти игры? (Народные и подвижные.)

– Для чего придуманы народные игры? (Для развития здоровья.)

– Отдохнули? Вернёмся к рабочим листам и выполним самостоятельно задание №2. Время выполнения 1 мин.

– Кто закончил, сигнализируйте рукой.

– Проверяем. Исключили лишнее… Почему?

– А теперь выполните задание №3. Время выполнения 1 мин. Кто закончил, сигнализируйте рукой. Проверяем.

– Когда вам встречаются такие учебные задачи? Как эти вопросы можно назвать? (Учебные игры.) (Открываю на доске.) Что они развивают? Соедините в схеме.

– Чтобы понять, о чём будет следующий раунд игры, мы посмотрим видеосюжет. Внимание на экран. (Видео.) Вы догадались? (Игрушки.)

  1. V. Третий раунд. Загадки про игрушки

Матрёшка (туристы + интересная информация)

Микки-Маус (кто он? + интересная информация)

– Если играть в них, то к каким видам игр можно отнести? (Вы в роли героя.) – Называются: «Ролевые игры». (Открываю на доске.) Что они развивают? Соедините в схеме.

– Выполните задание №4 в рабочих листах. Какую любимую игрушку вам подарили. (Ответы детей.) Очень интересно!

– Ребята, а вы любите играть в компьютерные игры? А сколько времени можно играть, чтобы не причинить вред здоровью? (Не более 20 мин.)

– У вас на столах стоят нетбуки, работаете в команде. Определите, кто управляет мышкой. Надо распределить игры по видам. На это даю 2 мин. Время пошло. Проверяем. (На экране.) У кого такие же ответы – похлопайте в ладоши.

–Продолжим игру «Где логика?»

  1. VI. Четвёртый раунд. Бой с тенью

По тени надо разгадать картину.

1-я картина. В.Серов «Девочка с персиками». Она находится в Третьяковской галерее в Москве.

2-я картина. В. Суриков «Взятие снежного городка». На картине изображена казачья забава на Масленицу. В старину существовала традиция в один из дней масленицы строить снежный городок. Потом народ делился на 2 команды и одна из них должна была напасть и сломать городок, а другая защищать его и обороняться. Играл и взрослые и дети, было зрелищно и интересно. Данная картина находится в Русском музее в Петербурге.

– Вызвало затруднение? Значит нужно расширить знания о произведениях известных художников.

VII. Пятый раунд. Классика жанра

На слайде с помощью изображений зашифрована пословица или фраза о школе, об обучении.

  1. Учение – свет, неученье – тьма.

– Чтобы хорошо учиться, какие навыки надо уметь? (Развитое мышление, память, логика.) А какие игры это помогают развивать? (Учебные и настольные.)

  1. Век живи, век – учись.

– Чтобы долго жить, нам необходимо что? (Главное – крепкое здоровье.) А какие игры помогают это развивать? (Спортивные и подвижные)

  1. Детские игры – настоящая школа здоровья для тела, ума и души.

– Вы согласны с этой фразой? А почему? Правильно, молодцы.

VIII. Итог игры

– Ребята, посчитайте магниты (баллы), и мы определим победителей! Вручаем приз за железную логику!

  1. IX. Рефлексия

– Пожалуйста, ребята, продолжите фразу:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

  1. X. Домашнее задание (на обратной стороне рабочих листов).

– Нужно выбрать одно из предложенных и выполнить.

– Благодарю за работу! Вы все молодцы! Желаю вам крепкого здоровья, успехов в учёбе и пусть ваши игры развивают у вас самые лучшие качества.