Детские игры – школа здоровья
(Урок окружающего мира в 3 классе)
Юлия ГАББАСОВА,
учитель начальных классов Уруссинской начальной школы №1 Ютазинского района
Цели урока:
образовательные:
– познакомить с видами игр, учить их различать и классифицировать;
– определить значение игр в своём развитии;
– узнать о народных играх и игрушках;
– учить рассуждать и делать выводы;
развивающие:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– планировать необходимые действия;
– действовать по плану;
– читать и слушать, извлекая нужную информацию, самостоятельно её находить в материалах учебника, дополнительной литературе;
– осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, делать обобщения, выводы;
воспитательные:
– воспитывать умение вести в диалог с учителем, одноклассниками;
– осуществлять совместную деятельность в группах;
– воспитывать чувство гражданской идентичности, чувство гордости за народ и историю России;
– формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни.
Задачи урока:
– познакомить детей с традициями народной игровой культуры, с различными типами игр и игрушек (старинных и современных), направленных на физическое, психическое, эстетическое, социально-нравственное, интеллектуальное развитие детей;
– побудить использовать народные игровые традиции в собственной игровой деятельности.
Планируемые результаты:
– знать несколько народных, подвижных, настольных игр, уметь определить их назначение в своём развитии детей;
– понимать заложенный в игре нравственный смысл, необходимый для самовоспитания;
– уметь описать правила игры и организовать её в среде сверстников.
Ход урока
- I. Организационный этап
Учитель. Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте улыбнёмся друг другу и скажем волшебные слова:
Мы всё знаем,
Мы всё умеем,
У нас всё получится.
У вас на столах названия ваших команд. Поднимите их, прочитайте.
Команда «Самых смелых» – помашите мне рукой.
Команда «Самых умных» – похлопайте в ладоши.
Команда «Самых ловких» – потопайте ногами.
- II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
Учитель. В какие игры играют самые смелые? А самые умные? А самые ловкие?
– Отлично. Вы все любите играть, тогда внимание на экран. Узнали? (Игра «Где логика».)
А это кто? Ведущий – (Азамат Мусагалиев), а это кто? (Я)
А почему мы тут вместе? Я буду ведущей этой игры. Проведём с вами эту игру.
Игра будет состоять из 5 раундов. Вы работаете в команде. За правильный ответ команда получает магнит и крепит на доску. Кто больше наберёт, становится победителем. (Напоминаю правила работы в команде.)
- Разговариваем тихо, спокойно.
- Умеем слушать.
3.Умеем договариваться.
- Если знаем ответ- поднимаем руку.
III. Первый раунд. Найдите общее
– Надо найти слово, которое объединяет 3 изображения. (Дети-игры-школа-здоровье.)
– Составьте предложение так, чтобы первое слово было именем прилагательным, а последнее существительным в родительном падеже (Детские игры – школа здоровья.)
– Это тема нашего урока. Как вы её понимаете? (Открываю на доске.) Кто сможет сформулировать цель урока? (Мы узнаем, как игры влияют на здоровье детей.) Откройте рабочие листы и посмотрите схему.
- IV. Второй раунд. Формула всего
– Даны несколько иллюстраций, между ними знак сложения. Надо отгадать результат сложения.
– Настольные игры (открываю на доске). Что они развивают? Соедините в схеме.
– Спортивные игры (открываю на доске). Что они развивают? Соедините в схеме.
– Словесные игры (открываю на доске). Что они развивают? Соедините в схеме.
– Подвижные игры (открываю на доске). Что они развивают? Соедините в схеме.
– Давайте поиграем в подвижную игру, чтобы размяться.
Русская народная игра «Уголки»
– Знаете, её? Послушайте правила.
(Игроки встают в углы квадрата (они у нас будут кругами) Водящий в центре. На счёт три, нужно сменить место. А водящий должен занять место.
Играют.)
– Встали, задвинули стульчики. (Играют две команды: самых умных и двое из самых-смелых.)
– Спасибо за игру! Займите свои места. (Показываю, тюбетейку.) Что это? (Предмет одежды татарского народа.)
– Игра так и называется «Тюбетейка».
Правила игры. Игроки встают в круг, а водящий ходит с тюбетейкой за кругом и должен любому одеть тюбетейку. Кому одели, берёт тюбетейку и бежит, догоняет водящего. А тот должен пробежав круг, занять его место. Если не поймал – становится водящим.
– Молодцы! Спасибо за игру. Займите свои места.
– Как можно назвать эти игры? (Народные и подвижные.)
– Для чего придуманы народные игры? (Для развития здоровья.)
– Отдохнули? Вернёмся к рабочим листам и выполним самостоятельно задание №2. Время выполнения 1 мин.
– Кто закончил, сигнализируйте рукой.
– Проверяем. Исключили лишнее… Почему?
– А теперь выполните задание №3. Время выполнения 1 мин. Кто закончил, сигнализируйте рукой. Проверяем.
– Когда вам встречаются такие учебные задачи? Как эти вопросы можно назвать? (Учебные игры.) (Открываю на доске.) Что они развивают? Соедините в схеме.
– Чтобы понять, о чём будет следующий раунд игры, мы посмотрим видеосюжет. Внимание на экран. (Видео.) Вы догадались? (Игрушки.)
- V. Третий раунд. Загадки про игрушки
Матрёшка (туристы + интересная информация)
Микки-Маус (кто он? + интересная информация)
– Если играть в них, то к каким видам игр можно отнести? (Вы в роли героя.) – Называются: «Ролевые игры». (Открываю на доске.) Что они развивают? Соедините в схеме.
– Выполните задание №4 в рабочих листах. Какую любимую игрушку вам подарили. (Ответы детей.) Очень интересно!
– Ребята, а вы любите играть в компьютерные игры? А сколько времени можно играть, чтобы не причинить вред здоровью? (Не более 20 мин.)
– У вас на столах стоят нетбуки, работаете в команде. Определите, кто управляет мышкой. Надо распределить игры по видам. На это даю 2 мин. Время пошло. Проверяем. (На экране.) У кого такие же ответы – похлопайте в ладоши.
–Продолжим игру «Где логика?»
- VI. Четвёртый раунд. Бой с тенью
– По тени надо разгадать картину.
1-я картина. В.Серов «Девочка с персиками». Она находится в Третьяковской галерее в Москве.
2-я картина. В. Суриков «Взятие снежного городка». На картине изображена казачья забава на Масленицу. В старину существовала традиция в один из дней масленицы строить снежный городок. Потом народ делился на 2 команды и одна из них должна была напасть и сломать городок, а другая защищать его и обороняться. Играл и взрослые и дети, было зрелищно и интересно. Данная картина находится в Русском музее в Петербурге.
– Вызвало затруднение? Значит нужно расширить знания о произведениях известных художников.
VII. Пятый раунд. Классика жанра
На слайде с помощью изображений зашифрована пословица или фраза о школе, об обучении.
- Учение – свет, неученье – тьма.
– Чтобы хорошо учиться, какие навыки надо уметь? (Развитое мышление, память, логика.) А какие игры это помогают развивать? (Учебные и настольные.)
- Век живи, век – учись.
– Чтобы долго жить, нам необходимо что? (Главное – крепкое здоровье.) А какие игры помогают это развивать? (Спортивные и подвижные)
- Детские игры – настоящая школа здоровья для тела, ума и души.
– Вы согласны с этой фразой? А почему? Правильно, молодцы.
VIII. Итог игры
– Ребята, посчитайте магниты (баллы), и мы определим победителей! Вручаем приз за железную логику!
- IX. Рефлексия
– Пожалуйста, ребята, продолжите фразу:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
- X. Домашнее задание (на обратной стороне рабочих листов).
– Нужно выбрать одно из предложенных и выполнить.
– Благодарю за работу! Вы все молодцы! Желаю вам крепкого здоровья, успехов в учёбе и пусть ваши игры развивают у вас самые лучшие качества.