Держите глаза открытыми

(Урок внеклассного чтения по сказке Клайва С. Льюиса «Лев, колдунья и платяной шкаф»)

Роза ГАЛЕЕВА,

учитель русского языка и литературы I квалификационной категории лицея № 182 г. Казани

Цель урока: показать мир сказки в самых неожиданных и причудливых поворотах.

Сказка – это тот инструмент, который помогает расти человеческой душе.

Я не знаю, чему учит «Русалочка», но твердо знаю, что без нее мир стал бы куда беднее и каждая человеческая душа стала бы беднее и суше. (Андерсен)

В сказке Клайва Льюиса дети ощущают настоящую жизнь с ее принципом участия, взаимодействия, вдохновения и единения.

Ключевые фразы, на которые я обращаю внимание своих ребят в ходе беседы: «Ну чему только их учат в нынешних школах?»; «…пойдем дальше и не отступим перед приключениями, которые нас ожидают»; «король Питер Великолепный, Сьюзен Великодушная, Эдмунд Справедливый, Люси Отважная»; Тогда Питер молвил (они теперь  — после того как долго пробыли королевами и королями  — говорили совсем иначе…) »; «Только не надо Аслана принуждать», «Великанов так мало теперь в Англии, с хорошим характером и вовсе единицы»; Питер: «Тут есть и моя вина. Я рассердился на него, и, мне кажется, это толкнуло его на ложный путь»; «В первый раз  с начала этой истории Эдмунд позабыл о себе и посочувствовал чужому горю…», «Ты еще не раз с благодарностью вспомнишь о хлебе, прежде чем снова удастся его отведать!»

Текст прочитан учениками ранее. Многие видели его экранизацию.

Учитель. «Держите глаза открытыми…» Кому принадлежат эти слова? (Профессору)

– Он сегодня у нас в гостях. Поприветствуем его.

– Прежде чем начать нашу беседу прошу обратить внимание на эту фразу и в конце  урока ответить мне на вопрос, что, по – вашему, имел ввиду профессор?

Аналитическая беседа по вопросам

– Итак, вы вернулись из увлекательного путешествия по Нарнии. Каковы были ваши впечатления по возвращении? (Обмен впечатлениями: кому- то было страшно, кто-то хотел продолжения и т.д.)

– Кому посвятил автор эту сказку? (Своей крестной Люси.)

– Он написал ее для маленькой девочки? (Начал писать, когда Люси была маленькой.)

– То есть сказки пишутся только для маленьких детей? (Нет, «наступит время, когда  ты вновь начнешь читать сказки».)

– В самом конце «посвящения» Льюис пишет: «Возможно, к тому времени я так состарюсь, что не услышу и не пойму ни слова, но и тогда по-прежнему буду любящим тебя крестным». Как вы понимаете смысл этой фразы? (Любить можно в  любом возрасте.)

– Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Не обещаю, что оно будет легким. В некоторых моментах нам будет помогать наш уважаемый «чудный» профессор. Небольшая историческая справка об авторе К.Льюисе:

По своей основной специальности Льюис был историком литературы. Бóльшую часть жизни он преподавал историю литературы Средних веков и Возрождения в Оксфорде, а под конец возглавил созданную специально для него кафедру в Кембридже. Помимо пяти научных книг и огромного количества статей, Лью­ис опубликовал восемь книг в жанре христианской апологетики (передачи о религии на Би-би-си в годы Второй мировой сделали его известным по всей Британии, а «Письма баламута» – в Европе и США), духовную автобиографию, три пове­сти-притчи, три научно-фантастических романа и два сборника стихов. Как и в случае с Льюисом Кэрроллом, Джоном Р.Р.Толкином и многими другими «детскими» писателями, книги для детей, которые принесли Льюису мировую известность, были для него далеко не самым важным из написанного.

Льюис любил рассказывать, что «Нарнии» начались задолго до их написания. Образ фавна, гуляющего по зимнему лесу с зонтиком и свертками под мышкой, преследовал его с 16 лет и пригодился, когда Льюис впервые – и не без некоторого страха – вплотную столкнулся с детьми, общаться с которыми не умел. В 1939 году в его доме под Оксфордом жили несколько девочек, эвакуированных из Лондона во время войны. Льюис стал рассказывать им сказки: так жившие в его голове образы пришли в движение, а через несколько лет он понял, что рождающуюся историю необходимо записать. Иногда общение оксфордских профессоров с детьми оканчивается подобным образом.

– Назовите имена детей. (Питер, Сьюзен, Эдмунд и Люси.)

– С чего началось путешествие в Нарнию? (С платяного шкафа; с простого любопытства.)

– Кто первый попал в Нарнию? (Люси.)

– С кем она там познакомилась? (С фавном мистером Тумнусом.)

– Охарактеризуйте его. Ктото может нарисовать, как он представляет себе мистера Тумнуса?

– Вспомните, как он говорит. («Я не хочу  быть чересчур любопытным…», «Вы настоящий человеческий человек».)

– Как вы относитесь к мистеру Тумнусу? (Несмотря на то, что он должен был выполнить приказ Белой колдуньи – похитить Люси – он не сделал этого. Честно признался девочке в этом и поплатился жизнью (колдунья превратила его в каменный столб.)

– Ребята не поверили Люси про то, что она рассказала. Кто смог разрешить их сомнения? (Профессор.)

Профессор. Дети думали, что Люси говорит неправду, я переубедил их, ведь обвинять во лжи того, кто никогда вам не лгал, не шутка. Вас учат в школе законам логики? Что я предложил детям? (Существует только три возможности: ваша сестра лжет, или сошла  с ума, или говорит правду… Вы знает, что она никогда не лжет, и всякому видно, что она не  сумасшедшая.)

– А вы, ребята, часто сомневаетесь в людях?

– Но не только мистер Тумнус поддался чарам Белой колдуньи. Кто еще? (Эдмунд.)

– Расскажите, какие чудеса произошли с ним и почему? (Встреча с Белой колдуньей, рахат – лукум, предательство Эдмунда и расплата за предательство.)

– Мы все время говорим про Нарнию. Думаю, пора обратиться к профессору. Пусть он объяснит нам замысел автора.

Профессор. Нарнию Льюис не выдумал, а нашел в Атласе Древнего мира, когда учил латынь, готовясь к поступлению в Оксфорд. Нарния – латинское название города Нарни в Умбрии. Небесной покровительницей города считается блаженная Лючия Брокаделли, или Лючия Нарнийская.

Географический прототип, вдохновивший Льюиса, вероятнее всего, находится в Ирландии. Льюис с детства любил северное графство Даун и не раз ездил туда с матерью. Он говорил, что «небеса – это Оксфорд, перенесенный в середину графства Даун». По некоторым данным , Льюис даже называл брату точное место, ставшее для него образом Нарнии, – это деревенька Ростревор на юге графства Даун, точнее склоны Моурнских гор, откуда открывается вид на ледниковый фьорд Карлингфорд-Лох.

– Кто же , по-вашему, был королем Нарнии? Белая колдунья? (Нет, Аслан, а по преданию, должны были стать люди.)

–  Ребята, отправившись в путешествие, обрели много друзей? (Да, особенно симпатичным было семейство Бобров.)

– Расскажите, какие эмоции вызывали у вас мистер Бобер и миссис Бобриха? Можете зачитать.

– Что вы можете сказать об Аслане? Что чувствуют люди и животные, когда слышат его имя? (Питер ощутил смелость, Сьюзен почудилось, что в воздухе разлилось благоухание и раздалась чудесная музыка, У Люси возникло такое чувство, какое бывает, когда просыпаешься утром и вспоминаешь, что сегодня – первый день каникул.)

– Почему же Эдмунда охватил необъяснимый страх? (Потому что он предал ребят, из-за него Аслану пришлось пожертвовать собой.)

Слово профессора: Аслан появляется в Нарнии в Рождество, отдает свою жизнь, чтобы спасти «сына Адама» из плена Белой колдуньи. Силы зла убивают его, но он воскресает, потому что стародавняя магия, существовавшая до сотворения Нарнии, гласит: «Когда вместо предателя на жертвенный Стол по доброй воле взойдет тот, кто ни в чем не виноват, кто не совершал никакого предательства, Стол сломается и сама смерть отступит перед ним».

– Как вы понимаете  эти слова? Прокомментируйте, пожалуйста.

– Как изменилась Нарния, когда Белая колдунья была уничтожена? (Ввели справедливые законы, не рубили зря добрые деревья, наказывали тех, кто совал нос в чужие дела и вредил соседям, помогали тем, кто жил честно и спокойно и не мешал жить другим.)

Заключительный этап урока

Учитель. Уважаемые ребята, мы подошли к финалу. Но это означает, что закончился наш урок, а поиск самих себя , своего Я у вас продолжается…

Рефлексия

Учитель. Теперь вы можете нам с профессором объяснить смысл этих слов: «Держите глаза открытыми…?»