Деревья и кустарники

 

(Занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром

Лариса ПИМЕНОВА,

воспитатель детского сада № 407 г. Казани

Цель: дать представление о деревьях и кустарниках.

Задачи:

– продолжать знакомить с названиями деревьев и кустарников;

– познакомить детей со строением дерева и кустарника, учить называть части растения (ствол, ветви, корень, крона, листья, кора);

– дать знания о пользе живой природы для окружающего мира;

– воспитывать любознательность и бережное отношение к природе.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, сегодня мы свами поиграем, мы отправимся в парк.

Игра малой подвижности «Падают с деревьев желтые листочки»

(Повторять движения в соответствии тексту.)

Падают с деревьев

Жёлтые листочки – (Машем ладошками.)

И летят на землю,

И летят на кочки. (Приседаем.)

Ветер дует, задувает, (Поднимаем руки вверх и кружимся)

Листья выше поднимает. (Поднимаем руки.)

Ветер тише, тише, тише. (Машем руками перед собой.)

Листья ниже, ниже, ниже. (Приседаем и встаём.)

Скоро мы гулять пойдём (Идём на месте.)

И листочки соберём.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, для чего нужны нам деревья? (Ответы детей.)

Воспитатель. Ребята, деревья и кустарники – наши друзья. Они дарят нам чистый воздух, богатый кислородом. Чем больше во круг нас деревьев, тем чище воздух, тем крепче наше здоровье. А плоды и ягоды разных деревьев и кустарников кормят животных и птиц.

Лес – это место где растет много деревьев. Лес создан природой. А парки и скверы созданы человеком. Люди сажают деревья и кустарники, чтобы нам было где гулять и дышать чистым воздухом.

Ребята, давайте узнаем, какие деревья нас окружают.

Беседа о деревьях

Воспитатель (показывает детям картинки деревьев и кустарников, их семена и листья). Клен. Посмотрите, какие красивые и большие листья у клена, из них можно собрать разноцветный букет. Есть у клена – маленькие «самолетики», это его крылатые плоды, в них спрятаны семена. Дунет ветер и семечко полетит, упадет на землю и будет ждать весны, чтобы прорасти. (Показать детям семена «самолетики» клена, можно дать потрогать.)

Осина. Кора у ствола зеленоватая, листья приходят в движение даже от слабого ветерка. Есть у нее сережки с семенами, они напоминают пушистых гусениц. А семена с помощью ветра разносятся далеко. Кору осины любят грызть лоси и зайцы.

Дуб. Его называют могучим богатырем. Посмотрите, какой у него могучий ствол, толстая кора, могучие ветки и сучья, корни уходят глубоко в землю. Листья твердые, очень красивые, резные. Желуди – его семена, из них потом вырастут молодые дубки. (Показать желуди, дать потрогать. Обратить внимание детей, какая твердая коробочка у желудя.)

Береза. Про нее поют песни, сочиняют стихи. Называют березонька белая, береза кудрявая. Любят это дерево у нас в России. Кора белая с черными пятнами. Сережки-семена красиво висят на тоненьких веточках, из них семена разлетаются повсюду. Березовые почки любят клевать птицы.

Каштан конский. Это красивое дерево вырастает высотой до тридцати метров с густой широкой кроной, его сажают в скверах и парках. Кора на стволе дерева темно-бурая. Листья дерева крупные, зубчатые. Плоды каштана конского – с шипами, круглые коробочки, семена блестящие, коричневого цвета. (Показать плоды каштана.)

Деревья бывают лиственные и хвойные. Не у всех деревьев есть листья. У некоторых листья имеют форму иголочек. Эти иголки называется хвоя. А деревья – хвойные.

Сосна и Ель

Хвоинки: у ели короткие, у сосны – длинные.
Шишки: у ели вытянутые, узкие, длинные; сосновые – округлые.

(Показать веточки и шишки сосны, и ели. Обратить внимание в чем их отличие)

Между чешуек шишек созревают семена. Семена разносит ветер. Они падают на землю, и вырастут из них маленькие ёлочки.

Лиственница относится к хвойным растениям. Хвоинки лиственницы тонкие и не колючие. Осенью хвоя лиственницы желтеет и опадает. Зимой лиственница стоит с голыми ветками, совсем как лиственные деревья, отсюда и её название.

Кустарники: сирень, калина, лещина, рябина.

Рябину называют «кормушкой», так как ее красные ягоды любят птицы. Белка запасает ягоды на зиму. Любит их и медведь. Люди варят из них варенье, делают сок, готовят витаминный сироп. (Показать ягоды рябины.)

Уж клич отзвенел журавлиный,

Давно осыпался сад,

А яркие гроздья рябины

Все так же свисая горят. [Евгений Иннокентьевич Лазарев]

Калину издавна почитают, как целебное растение, которое помогает в лечении многих болезней В ягодах много полезных для организма человека витаминов. Именно поэтому ягоды так необходимы зимой, в сезон простуды гриппа. (Показать детям ягоды калины.)

Орешник или лещина – кустарник, растёт в лесах, стволы у кустов тёмные, искривлённые, а древесина гибкая. (Показать детям плоды орешника.)

Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку, что это за кустарник?

Она кустиком растёт и сиренево цветёт,

Правда, иногда бывает, белым цветом расцветает.

Ее цветки душистые и четырехлучистые,

Все собраны в соцветия и собраны в букете.

Она в мае расцветает как кустарник называют? (Ответы детей.)

Сирень – это куст, с очень красивыми цветами. (Показать детям веточку сирени с сухими семенами.)

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, чем кустарники отличаются от деревьев? (Ответы детей.)

Воспитатель. В отличие от деревьев, кустарники имеют не один основной ствол, а разветвляются на несколько стволов. Дерево высокое, а кустарник низкий.

– Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, почки, листья, плоды.)

– Что есть общего? (Корень, ветки, почки, листья, плоды.)

Игра на внимание «Дерево, куст, опавшие листочки»

(Воспитатель называет: «дерево» – дети поднимают руки вверх, если «листочки опавшие» – дети садятся на корточки, если «кустарник» – стоят с опущенными руками.)

Воспитатель. А теперь закроем глазки и снова окажемся в детском саду.

Давайте вспомним что мы видели и о чем мы говорили.

– Назовите лиственные деревья. (Береза, дуб, осина и т.д.)

– Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, лиственница.)

– Где растут деревья? (В лесу, парках, скверах, садах.)

– Чем отличаются деревья от кустарников?

Игра «Четвертый лишний» назови лишний предмет, объясни свой выбор, используя слова «потому что»)

– дуб, тополь, осина, сирень;

– корни, ветки, гнездо, ствол

– осина, берёза, дуб, шиповник.

Игра «Что не так?»

Воспитатель. Если я говорю правильно – вы сидите тихо, если говорю неправильно – вы хлопаете в ладоши.

– Жёлуди растут на берёзе.

– Берёза – это хвойное дерево.

– Под дубом дети собирали шишки.

– Берёза – это лиственное дерево.

– Жёлуди растут на дубе.

– У березы есть сережки.

Воспитатель. Молодцы, ребята! А теперь мы с вами сделаем свое «Осеннее дерево».

Объёмная аппликация «Осеннее дерево»

Коллективная работа

(Дети делятся на подгруппы. Одна подгруппа приклеивает ствол и ветки дерева. Другая подгруппа детей вырезают из разноцветных прямоугольников овалы- листья, затем приклеивают.)

Воспитатель. Ребята, посмотрите какое красивое дерево у нас получилось!