День знаний для первоклассников в Год родных языков и народного единства

№ 191

(Классный час)

Галия БУЛАТОВА, 

учитель начальных классов I квалификационной категории многопрофильного лицея №187 г. Казани

Цель: развитие интереса к учению, к процессу познания культуры и традиций представителей народов, проживающих в Республике Татарстан.

Задачи:

– создать эмоциональный настрой, повысить интерес к школе, учебе, классу, учителю;

– расширить знания о Родном крае;

– привить любовь к родной Республике, родному языку, гражданскую ответственность, чувство патриотизма и гордости;

– способствовать сплоченности ученического коллектива.

Оборудование: стенд «Моя Республика», презентация о Республике Татарстан, 3 полоски-этажи и крыша из бумаги для создания проекта дома «Республика Татарстан – наш общий дом», на партах у каждого кружочек для изображения лица, солнышко, тучка и фломастеры; макет солнышка, музыкальное оформление – песня «Первый класс», татарская мелодия.

Формы организации деятельности учащихся: игровая.

Содержание классного часа. Вступительная часть: активация внимания, снятие напряжения у учеников. Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа. Во время заключительной части подведение итогов, рефлексия, направление энергии воспитанников на совершение практических дел.

Результаты: классный час помог детям получить знания о представителях народов, культуре, достижениях Республики Татарстан, осознать значимость воспитания у себя волевых качеств для прилежной учебы, совершения добрых дел, уважительного отношения друг к другу.

Ход классного часа

  1. I. Вступительная часть

(Звучит песня «Первый класс».)

Учитель. Вот и наступил долгожданный день. А интересно, все ли здесь собрались? Давайте проверим.

– Старательные девочки здесь? (Здесь!)

– Умные мальчики здесь? (Здесь!)

Учитель. Здравствуйте, дети!

День необычный сегодня на свете –

Музыка всюду, улыбки и смех –

Школа открыла двери для всех.

Со школьной жизни всё начинается,

В Страну знаний мы отправляемся!

Ещё вчера вас называли детьми, малышами, а с сегодняшнего дня о вас будут говорить: «Это ученик, ученица, школьники и школьницы».

Сегодня вы первый раз пришли в 1-й класс. Я попробую отгадать, почему вы сегодня так радуетесь. Если я угадаю, то вы хлопните в ладоши.

*Вы рады, потому что у вас есть красивый портфель, в нем много новых школьных принадлежностей;

*вы сегодня очень нарядные и красивые;

* в первый раз пришли в школу;

*вы стали школьниками;

*вы встретились со своей первой учительницей;

*мы будем учиться вместе, и я всегда буду рада вам помочь.

Расскажу вам обо всем:

Отчего бывает гром,

И про север, и про юг,

И про все, что есть вокруг,

Про медведя, про лису

И про ягоды в лесу.

Меня зовут Галия Рафиковна. Я – ваша первая учительница. Я очень рада вас видеть.

Дорогие дети, вы переступили порог чудесной страны. Путешествуя по ней, вы узнаете много интересного и увлекательного.

Сегодня в школе праздник. Кто знает, как называется он?

Дети. 1 сентября – День знаний. Первый урок – урок знаний.

Учитель. А кто знает, сколько времени мы будем вместе?

Дети. 4 осени, 4 зимы, 4 весны.

  1. II. Основная часть
  2. Знакомство.

Учитель. А я знаю, что вы все обладаете светлыми, солнечными качествами, помогите мне пожалуйста собрать лучики нашего классного солнышка (прикрепляю лучики солнышка на доске).

Добрые

Любознательные

Честные

Аккуратные

Смелые

Математические

Дружные

Учитель. Посмотрите, какое лучистое солнышко у нас получилось.

На части не делится солнце лучистое.

И вечную землю нельзя разделить.

Но искорку счастья – луча серебристого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

  1. 2021 год – Год родных языков и народного единства.

(Включаю татарскую народную музыку)

Учитель. Лучики нашего классного солнышка напоминают нам о том, что мы дружные, так давайте поиграем в татарскую народную игру «Тимербай». Все встаем около парт. Выбираем водящего Тимербая. Нужно выйти к доске. Все говорим:

Пять детей у Тимербая, дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались, нашалились, наплескались,

Друг на друга поглядели, сделали вот так!

(Водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя. Правила игры: движения, которые уже показывали, повторять нельзя.)

– Кто был внимательным и запомнил, что это за игра? (Татарская народная игра «Тимербай».)

– Может вы обратили внимание, что татарская музыка звучала.

– Кто знает, в какой республике мы живем? (В Татарстане.)

Ученик.

С чего начинается Родина?

Из родительского дома.

С чего начинается Родина?

Где родился и вырос.

С чего начинается Родина?

Там, где ты живешь.

С чего начинается Родина?

С Татарстана.

Учитель. Татарстан – это святая земля. Этот год в нашей республике объявлен Годом родных языков и народного единства. Представляете, а вы в этом году стали первоклассниками!

Сегодня мы с вами создадим проект необычного дома, он будет называться Республика Татарстан. Ведь Татарстан – наш общий дом! (Демонстрация презентации.)

Итак, основа дома – 1-й этаж (показ слайдов: флаг, герб, гимн, президент, столица Казань.)

– Как называется столица Татарстана, т.е. город, в котором нам посчастливилось жить? Мы с вами будем учиться в прекрасной школе, берегите и прославляйте ее! (Размещаю на доске 1-й этаж дома.)

2-й этаж. Богатства земли нашей. (Показ слайдов: нефть, газ, леса, поля. Размещаю на доске 2 этаж дома)

3-й этаж. Главные в доме кто? Люди, народ! (Показ слайдов: праздники разных народов, блюда, орнамент.) Наша Республика многонациональна.

– Люди каких национальностей живут в Татарстане? (Русские, татары, мордва, чуваши, удмурты и др.)

– Мы дружно здесь празднуем все праздники, уважаем языки, культуру и традиции всех народов. (Размещаю на доске 3 этаж дома.)

Крыша. (Размещаю на доске крышу дома, на которой: мир, дружба.)

Учитель. Чтобы наш дом был крепким и не разрушился, мы должны жить в мире и согласии, трудиться! Ваша задача старательно учиться и прославлять нашу Родину своими успехами!

Давайте заселим наш новый дом. Вы будете первыми жильцами. (Дети рисуют в кружочках свое лицо и размещаем в созданном доме на доске.)

Ученик.

Мой Татарстан, республика моя,

Пусть будут яркими твоей истории страницы,

Пусть будет дружной древняя земля,

Лети над миром сильной, вольной птицей!

III. Заключительная часть

– А мы будем любить и беречь нашу Республику? (Да.)

– А мы с вами будем дружить? (Да.)

– Мы будем уважать друг друга? (Да.)

– Мы будем помогать друг другу? (Да.)

– Мы будем доверять друг другу? (Да.)

– Мы будем одной командой? (Да.)

– Я очень рада нашему первому знакомству.

  1. IV. Рефлексия

– Если вам понравился наш первый школьный урок, покажите солнышки, если нет, то тучку.

– А мне понравились мои ученики, т.е. вы.

Я желаю всем сохранить прекрасный настрой на весь учебный год! Желаю расти сильными и здоровыми, дружить друг с другом, не обижать друг друга. И, конечно же, ХОРОШО УЧИТЬСЯ! В ДОБРЫЙ ПУТЬ!