Деление круга на равные части
№ 204
(Урок математики в 3 классе)
Елена СИТДИКОВА,
учитель начальных классов I квалификационной категории многопрофильного лицея №11 г. Казани
Цель: понятие новой учебной задачи: овладение умением делить круг.
Задачи:
– формировать представление об окружности, вывести алгоритм для изображения окружности;
– развивать умения работать с циркулем;
– способствовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти, речи, познавательных интересов;
– содействовать развитию умений работать в коллективе (в парах, в группах), осуществлять самоконтроль и самооценку.
Планируемые метапредметные результаты:
личностные УУД: готовность к обучению, положительное отношение к учению; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение;
коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
познавательные УУД: умение выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, сравнение; устанавливать аналогии; выстраивать логическую цепь рассуждений; ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного; добывать новые знания, используя учебник, свой опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемые предметные результаты: изображать окружность с использованием алгоритма действий; уметь делить круг на равные части методом сгибания, выделять части круга, применять полученные знания в жизни, на практике.
Тип урока: открытие новых знаний.
Ход урока
- I. Организационный момент
- II. Определение темы урока и задач
(На экране – рисунки.)
Учитель. Что объединяет эти изображения? (Круги.)
– Какие геометрические фигуры спрятаны в этих изображениях?
– Чтобы нарисовать круг, что нужно уметь? (Уметь чертить окружность.)
– Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Окружность.)
– Давайте посмотрим на следующее изображение.
– Какие изменения произошли с рисунками? (Круги разделили на части.)
– Уточните тему нашего урока. (Выслушиваю ответы детей.)
– Правильно ли я вас поняла, тема нашего урока: «Деление круга на равные части».
– Тогда сформулируйте мне, чем мы будем заниматься на уроке? (Выслушиваю ответы детей.)
И так:
1-я задача: вспомнить как чертить окружность.
2-я задача: научиться делить круг на равные части.
III. Изучение новой темы. Алгоритм построения окружности
Учитель. Чтобы начертить окружность, мы должны сначала вспомнить, что такое окружность? (Это граница круга, это кривая замкнутая линия, у которой все точки равноудалены от центра окружности.)
– С помощью каких инструментов чертится окружность? (Циркуля.) При начертании окружности всегда вспоминайте правила безопасности использования колющих и режущих инструментов.
– Ребята, можем ли мы прямо сейчас начертить окружность?
– Над чем вы задумались? (Какой диаметр, радиус окружности.)
– Что такое диаметр окружности? (Это – прямая линия, проходящая через центр окружности.)
– Что такое радиус? (Это – половина диаметра, это линия, соединяющая центр окружности с точкой на окружности.)
Задание. Начертите на листочках окружность диаметром 6 см и выделите центр окружности.
Поменяйтесь листочками. Взаимопроверка.
Учитель. Ребята, давайте подумаем, по каким критериям мы будем оценивать работу? («5» – все правильно, «4» – кривая окружность, не умеет пользоваться циркулем, «3» – неверно определен радиус, криво начерчена окружность.)
– Как вы проверите, правильно ли начерчена окружность? (Измерю радиус, расстояние от точки центра до точки на окружности.)
– Каким еще способом вы определите, правильно ли ваш товарищ нашел радиус? (Диаметр разделю пополам.)
Взаимопроверка
Учитель. Кто выполнил работу на «5», вы молодцы, а кто на «4» или на «3» – вы теперь знаете над чем вам надо еще поработать.
– Ребята, давайте подведем итог. Какие необходимо выполнить шаги, чтобы правильно начертить окружность?
Учащиеся. Я определю радиус окружности, для этого надо диаметр разделить пополам.
– Измерю циркулем заданную длину радиуса.
– Определю центр, поставлю точку.
– Начерчу окружность.
Учитель. Ребята, мы вспомнили с вами как чертить окружность с помощью циркуля, а теперь вырежьте окружность.
– Вспомните правила безопасности работы с ножницами.
– Как называется область внутри окружности? (Круг.)
– Согните круг пополам. Что значит круг разделить пополам? (Разделить его на две равные части.)
-–Чем будет являться линия сгиба? (Диаметром окружности.)
– Посмотрите на мой круг, данные линии будут являться диаметром?
– При каких условиях линию будем считать диаметром? (Если линия прямая, если она проходит через центр и соединяет две точки на окружности.)
– Разделите данный круг на 4 части.
– Как вы разделили на 4 части? (Методом сгибания.)
– Раскрасьте первую часть.
– Какую часть круга вы раскрасили? (1/4) Сколько частей осталось? (3/4)
Работа по учебнику (с. 106, №22)
Физминутка
Вывод
Учитель. Ребята, повторите ещё раз, что нужно сделать, чтобы разделить круг на равные части?
1-й шаг: начертить окружность.
2-й шаг: вырезать.
3-й шаг: полученный круг сложить пополам.
Учитель. Как мы круг разделили пополам? (Согнули.) Правильно, ребята, мы научились делить круг на равные части методом сгибания.
- IV. Закрепление
Учитель. Ребята, посмотрите внимательно на круги в учебнике, а в жизни где мы можем еще встретить круги?
– Обсудите в четверках. Люди каких профессий должны применять умение чертить окружности в своей работе?
– Приступаем к обсуждению. Закончили. Решите кто в ваших четверках будет отвечать.
– А мы на каких предметах (уроках) можем применить наши знания? (Выслушиваю ответы детей.)
– Вернемся к уроку математики. А на уроке математики когда или где мы можем использовать круги?
– Ребята, круги нам помогают в решении задач. Не всегда краткое условие нам дает ясную картину для решения задачи. На помощь приходят или чертеж, или рисунок, или схема. Когда мы используем круги для записи краткого условия, они называются круги Эйлера-Венна.
Задание. Начертите две пересекающиеся окружности.
– Прочитайте условие задачи.
– Объединитесь в команды и обсудите, как данные условия можно отобразить на кругах Эйлера.
Задача. В классе 28 человек. Из них 16 ребят играют в баскетбол, а 17 ребят – в хоккей. Но есть несколько ребят, которые играют и в баскетбол, и в хоккей. Сколько ребят увлекается лишь одним видом спорта? (Ребята сообща заполняют условие, решают.)
Проверка
- V. Итог урока
Учитель. Ребята, после урока, я соберу ваши тетради и работы оценю Сегодня на уроке вы хорошо потрудились, давали полные ответы, рассуждали. И самые активные ребята получают «5» за работу на уроке. И пришло время для подведения итогов.
– Вспомните, пожалуйста, какие задачи урока мы с вами определили в самом начале? (В тетради.)
- Вспомнить как чертить окружность. (Показ 5-го слайда.)
- Научиться делить круг на равные части (начертить окружность, вырезать, сложить круг пополам), используя метод сгибания.
Если задача урока выполнена, ставим плюс.
- VI. Домашнее задание
Учитель. Ребята, дома подумайте, если у вас под рукой нет циркуля, как вы можете начертить окружность. Рассмотрите все возможные способы и запишите.