Декоративная аппликация «Удмуртский орнамент на полотенце»

 

(Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе)

Татьяна КУРБАТИНА, Гулия ХАБИБУЛЛИНА,

воспитатели детского сада №230 г. Казани

Цели:

– формировать интерес к удмуртскому прикладному искусству;

– стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество;

– расширение и углубление знаний детей о Республике Удмуртии.

Задачи:

воспитательные: воспитывать интерес к составлению элементов удмуртских орнаментов, любовь и уважение к людям разной национальности;

развивающие: развивать ручные умения, чувство формы, глазомер и цветоощущение, чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам;

обучающие:

совершенствовать умения создавать из квадратов разного размера и цвета узорный элемент на прямоугольной заготовке;

– закрепить умение вырезать квадраты, соразмеряя их размеры.

Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная.

Материалы к занятию: изделия народа Удмуртии (презентация), образцы полотенец, мультимедийный аппарат, ноутбук, презентация, три полоски бумаги разного цвета, прямоугольный, белый лист бумаги, кисточки для клея, салфетки, клей, ножницы, волчок со стрелкой, круг с секторами.

Предварительная работа. Беседа с использованием карты республики Удмуртии, вопросы, ответы детей, художественное слово. Рассматривание удмуртских старинных костюмов, интеллект карта, презентация, чтение художественной литературы разных народов мира; заучивание пословиц о дружбе. Слушание удмуртских песен, стихов, рассматривание кукол в удмуртском костюме.

Ход ОД

(Занятие проходит в музыкальном зале, который  празднично украшен. Звучит удмуртская музыка. Дети входят в зал, их встречает воспитатель. В зале расположен стол, на котором игровое поле в виде круга и игровой волчок со стрелкой. Воспитатель продолжает знакомить на татарском языке детей с Республикой Удмуртия, обращает внимание на экран и рассказывает про эту республику.)

Воспитатель. Есть большая страна на планете, это – Россия, а в этой России есть маленькая республика – Удмуртия. Расположена республика в междуречье Камы и Вятки. Совсем немного места занимает она на карте великой страны России. (Показываю на карте.) В Удмуртии много лесов, рек, родников. Крупная река – Кама берет свое начало в Удмуртии. О нашем родном крае написано немало красивых стихов. (На экране – девушка в национальном костюме, (презентация). Воспитатель рассказывает, что у каждого народа есть свой национальный костюм, язык, орнаменты, которыми они украшали свою одежду. В Удмуртии тоже  есть свои национальные орнаменты. Все они были очень красивыми и выполнены из геометрических фигур (квадраты, треугольники).

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам пришла девушка в необычном красивом наряде. Как вы думаете,  девушка какой национальности тут изображена?

Дети. Удмурт кызы.

Воспитатель. Правильно. А как вы это поняли?

– Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Оно пройдет в форме игры «Что? Где? Когда?». Уважаемые члены клуба! А теперь я познакомлю вас с правилами игры! Во время игры вы внимательно должны следить за ходом обсуждения. На игровом столе стоит волчок со стрелкой. Каждому цветному сектору соответствует вопрос. На какой цвет покажет стрелка нашего волчка, тот вопрос  читаем. Знатоки должны ответить на все вопросы. За каждый правильный ответ знатокам дается 1 очко (синяя фишка). Удачи вам!

– Игра начинается. Первый раунд.

– Выпал сектор №… Внимание: вопрос!

  1. Какой народ живет в Удмуртии?

Воспитатель. Продолжаем игру. Сектор № … . Вопрос: «Почему удмурты любили вышивать красным цветом в сочетании с черным и белым?».

– Наша игра продолжается. Сектор № … Где у удмуртского народа расположены узоры?

– Сектор №… Какие любимые элементы орнамента были у удмуртов?

– Выпал сектор №… Внимание на экран! Назовите, какого народа этот национальный мужской головной убор?

– Наша игра продолжается. Сектор № … Как называется наша Республика?

– Выпал сектор №…. Внимание на экран! Блюдо какого народа здесь изображено?

– Выпал сектор №…. Назовите татарские игры.

– Крутите волчок, следующий сектор №…. Внимание на экран! Какой город является столицей Республики Чувашии?

– Выпал сектор №… У какого народа 100 тысяч слов, 100 тысяч песен, 100 тысяч вышивок?

– Крутите волчок. Сектор №…. Как называется  национальный женский головной убор чувашского народа?

– Крутите волчок, следующий сектор. Какой народ живет в Чувашии?

– Выпал сектор № …. Внимание на экран! Столицей какой Республики является Йошкар-Ола?

– А мы продолжаем игру. Крутите волчок. Сектор № …. Как называют жителей Республики Марий-Эл?

– Продолжаем игру, крутим волчок. Чем богата Республика Марий-Эл?

– Выпал сектор №…. Люди, каких национальностей живут в Республике Марий-Эл?

– Крутите волчок, следующий сектор №….  Внимание на экран! Столицей какой республики является Саранск?

– Крутите волчок. Сектор №18. Каким народным богатством славится Мордовия?

– Выпал сектор №19. Назовите государственную символику Республики Мордовия?

– Продолжаем игру, крутим волчок. Какие национальности живут в Мордовии?

– Выпал сектор №… Как называют жителей Республики Башкирия?

– Крутите волчок, следующий сектор. Назовите музыкальные инструменты башкирского народа?

– Выпал сектор № … Главный праздник башкирского народа?

– Крутите волчок, следующий сектор №… Внимание на экран! Какого народа эта женская национальная одежда?

– Выпал сектор №… . Назовите русские народные инструменты?

– Продолжаем игру, крутим волчок. Внимание на экран. Какой народ встречает гостей с хлебом и солью?

– Крутите волчок, следующий сектор №… Внимание на экран! Как называется женский головной убор русского народа?

– А мы продолжаем игру. Крутите волчок. Сектор № …. Как  называется русская национальная игрушка?

– Молодцы, ребята! Вы со всеми вопросами справились. Посчитайте, у кого сколько фишек?

– Ребята, сейчас мы составим с вами интеллект-карту.

Составление интеллект-карты (представители каждого народа, орнаменты, одежда).

Воспитатель. Ребята, а кто изображен в середине интеллект-карты?

Дети. Люди, которые живут в Поволжье.

Воспитатель. А как их называют?

Дети. Татары, русские…

Воспитатель. Чем славится каждая республика? (Ответы детей.)

Воспитатель. Ребята, девушка из Республики Удмуртии передала вам один предмет. (Показываю полотенце – презентация.) Она просила, чтобы мы для ее выставки украсили полотенца.

– Удмуртские народные мастера любили вышивать и ткать полотенца. Чем обычно украшали полотенца? (Презентация)

(Воспитатель вместе с детьми рассматривают несколько образцов полотенец: расположение узора (по краю полотенца), какими элементами украшено, какие цвета преобладают.)

Воспитатель. Из каких элементов составлен орнамент?

– Какого цвета квадрат, треугольник, ромб?

– Где расположен узор на полотенцах? (Показ полотенец.)

Дети. По краю полотенца.

Воспитатель. Как расположен узор на полотенце?

Дети. Квадраты наложены друг на друга.

Воспитатель. На полотенцах обычно украшаются только концы.

– Ребята, сейчас мы с вами выложим удмуртский «Орнамент на полотенце». Посмотрите, у всех на столах есть образцы полотенец. (Дети приступают к самостоятельной работе. Композиции орнамента составляются из геометрических фигур: ромбов, квадратов, треугольников.)

Воспитатель. Молодцы! Ребята давайте посмотрим, какие замечательные полотенца у нас получились. Кто хочет рассказать какими узорами украсили.

– Ребята посмотрите, правильно ли выполнен удмуртский орнамент?

– Ребята, скажите, какая должна быть дружба? (Ответы детей.)

Воспитатель. С чего начинается дружба?

Дети. С оказанной помощи, улыбки, приветствия.

Воспитатель. А с кем можно дружить?

Дети. С ребятами, родителями, соседями, братом, сестрой. Еще можно дружить с людьми других национальностей.

Воспитатель. Каждый народ удивительно интересен по-своему. Но только тогда, когда все народы живут дружно в одной семье, страна от этого становится богаче и сильнее. Потому что в дружбе наша сила.